Образование: актуальные тренды и задачи

Что главное для  социального предпринимателя: набор профессиональных компетенций или стремление к общественному служению? Можно ли научить социальному предпринимательству? Эти и многие другие вопросы стали темами обсуждения Первой всероссийской конференции «Обучение социальному предпринимательству — актуальная повестка», которая прошла 13-14 февраля в Санкт-Петербурге. Своими впечатлениями от конференции делится  один из участников – эксперт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Сергей Пономарев.


Сама заявленная тема, собравшая десятки участников со всей России, на мой взгляд, говорит о том, что социальное предпринимательство в России как явление состоялось: есть вставшие на ноги социальные предприниматели, успешные и тиражируемые проекты, наработана определенная практика. Соответственно, появилась потребность в обобщении успешного опыта и обеспечении социальных предпринимателей и тех, кто им помогает, необходимыми знаниями и навыками. Сегодня сфере уже требуются свои прикладные научные дисциплины.

Конференция в Санкт-Петербурге как раз и стала площадкой обмена опытом для тех, кто решился скомпоновать первые учебные программы по социальному предпринимательству. Сюда приехали как преподаватели вузов, так и представители различных фондов, общественных организаций, государственных и муниципальных структур. Ну, и, конечно же, социальные предприниматели.

Все участники согласились, что спрос на профессиональные знания в области социального предпринимательства достаточно высок. Мнения разделились по поводу расстановки приоритетов и формата обучения. Порою дискуссии наталкивали на мысль, что у участников несколько разное представление даже о том, что такое социальное предпринимательство.
Одни утверждали, что образовательные программы по социальному предпринимательству ничем не должны отличаться от обучения традиционным основам ведения бизнеса: бухгалтерия, маркетинг, налогообложение, управление рисками и так далее. Другие настаивали на том, что социальное предпринимательство это «движение души» и «особая социальная миссия», а значит, и обучение в первую очередь должно быть мотивационным и вдохновляющим, а не академическим. У третьих под обучением понималась, скорее, необходимость тренингов личностного роста и навыков социального проектирования, индивидуальная работа с наставником и точечное заполнение пробелов в знаниях.

Представители вузовского сообщества вполне обоснованно ссылались на западный опыт: там курсы по предпринимательству в социальном секторе появились еще в 1993 году и сегодня преподаются в 35 странах мира. Значит, по их мнению, и в России необходимо внедрять стандарт обучения для разных ступеней: от краткосрочных курсов до бакалавриата и аспирантуры. 

Довольно много экспертов высказали сомнения в востребованности специальности «Социальное предпринимательство», если она появится в штатном расписании экономических вузов. Если даже по «классическим» бизнес-направлениям, как считают многие, эффективных образовательных программ в наших вузах – раз-два и обчелся, то сможет ли наша академическая наука «одолеть» столь тонкую и неформальную сферу, как социальное предпринимательство? И не превратится ли новая специальность в своего рода «гетто» для тех, кто не смог поступить на профильные специальности экономических факультетов?

Также вызывают вопросы критерии измерения  эффективности подобных программ. Процент слушателей, создавших по итогам обучения собственное социальное предприятие, вряд ли может являться таким критерием. Как известно, большая часть стартапов заканчивается неудачей, что для инновационного бизнеса абсолютно нормально. На небольших краткосрочных курсах  даже осознанный отказ от проекта считается положительным результатом (спасли человека от неминуемого банкротства). Подобный подход рискует не прижиться во многих вузах. Велик риск, что начнется обычная гонка за показателями в условиях конкуренции факультетов и страхов перед очередной аккредитацией.
Кроме того, основная аудитория вузов – это молодежь. Меж тем, согласно сегодняшним оценкам, типичный социальный предприниматель в России - это женщина от 30 до 50 лет с активной жизненной позицией и некоторым (3-5 лет) стажем работы в бизнесе. У нее высшее образование, она замужем, у нее есть дети. Такому человеку, скорее всего, потребуются целевые, интенсивные, очно-заочные формы обучения. На подобных программах, имеющих практическое значение для действующих социальных предпринимателей, пожалуй, и стоит сосредоточиться на данном этапе. Время больших академических стандартов, наверное, придет, но позже.

Прошедшая конференция послужила первым и важным шагом в формировании социально-предпринимательского направления в бизнес-образовании. Налажены очень важные для образовательной сферы личные контакты. Определились некоторые контуры будущей специализации образовательных центров. Для успеха дальнейшей эволюции обучения навыкам социального предпринимательства очень важно иметь некий координирующий центр. Представляется, что им мог бы стать один из ключевых организаторов конференции – Фонд «Наше будущее».
 

Дата публикации: 18 февраля 2015

#обучение СП #школа сп #конференция #наше будущее #спб

 1566   104  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно