Политические эффекты социального предпринимательства
Представляем Вашему вниманию фрагмент статьи директора Фонда региональных социальных программ "Наше будущее" Наталии Зверевой. Автор предлагает новый для отечественной науки взгляд на данное явление как не экономический или социальный, а политический феномен. Данный материал был опубликован в издании "Известия Саратовского университета", в разделе: "Социология, политология". С полной версией статьи можно ознакомиться здесь.
«...Политические эффекты социального пред принимательства определяются не только тем значением общественного сектора, которое ему придается политическими структурами. Может быть, даже в большей степени политическая роль предпринимательства в социальной сфере определяется как минимум ограниченностью возможностей государственных и муниципальных органов по эффективному воздействию на наиболее злободневные проблемы повседневной жизни граждан. Эта ограниченность обусловлена, как правило, рамками бюджетных возможностей муниципалитетов, субъектов Федерации и государства в целом. Явно существует потребность поиска новых форм преодоления трудных мест общественного развития. «Переложение» части ответственности на наиболее активных представителей общества, создание им благоприятных условий, поддержка на уровне нормативного регулирования и текущего администрирования может стать понастоящему инновационной социальнополитической технологией в современной России. Выстраивание симбиотических отношений государства и бизнеса в социальной сфере, основанных на рациональном рыночном подходе, способно восполнить недостатки социальной солидарности в нашем обществе. Тем более что мировая политическая теория уже достаточно давно сформулировала возможные формы такого сотрудничества, которое может развиваться, например, в виде политических сетей.
Цитируя немецкого профессора Таню Берцель, Л. С. Сморгунов приводит такое опре- деление политических сетей:«Политическая сеть представляет собой набор относительно стабильных взаимоотношений по природе неиерархических и взаимозависимых, связываю-щих многообразие акторов, которые разделяют относительно политики общие интересы и которые обмениваются ресурсами для того, чтобы продвинуть эти интересы, признавая, что кооперация является наилучшим способом достижения общих целей». По нашему мнению, при выстраивании системы социального предпринимательства в России политическая сеть может стать ключевой формой взаимоотношений между государственными и муниципальными органами, с одной стороны, бизнессообществом, с другой, и потребителями продукции социального предпринимательства, с третьей. Кооперативный, общий интерес, который таким образом формируется у всех участников сети, является одновременно и причиной, и результатом доверия между ними. В связи с этим доверие в глобальном, политическом смысле этого слова может стать основным политическим эффектом социального предпринимательства
Недостаток доверия в российском обществе – одна из ключевых проблем, подрывающих легитимность органов власти, разрушающих веру в справедливое устройство социума, искажающих природу правового государства. Кризис доверия, грозящий перерасти в кризис легитимности, становится ключевой проблемой российской политической жизни. Недоверие и к публичной сфере, и нормативной системе государственного регулирования, сохраняющаяся подозрительность в искренности публично декларируемых элитой намерений способствуют активному разрушению коммуникации власти и общества. Выстраивание заново коммуникативных каналов – задача, которая должна решаться не только традиционными средствами, но и с опорой на инновационные модели, такие как социальное предпринимательство. Следствием повышения общего уровня взаимного доверия между властью и обществом и вместе с тем еще одним политическим эффектом, который возникнет в результате расширения практики социального предпринимательства, будет ярко выраженное смягчение социальных проблем. Политический интерес власти состоит в том, чтобы минимизировать политизацию социальной проблематики со стороны оппозиционных кругов. И система социального предпринимательства выступает здесь как партнер власти, как механизм решения ряда злободневных проблем, в качестве дополнительного эффекта предполагающий повышение доверия к власти. Конкретными политическими эффектами действия системы социального предпринимательства, по нашему мнению, являются три взаимосвязанных результата: повышение уровня политической стабильности, расширение круга граждан, удовлетворенных работой власти, улучшение репутации административных структур. Одним из основных проявлений политической стабильности может в данном случае считаться отсутствие массовых протестных акций, посвященных социальной проблематике. Переход социальных вопросов в политическую повестку дня, как правило, в крайней форме может сопровождаться призывами к существенной трансформации текущего политического курса. Граждане радикализируются в своих взглядах и действиях, средства массовой информации охотно «подхватывают» популярные и понятные всем темы недовольства различных уязвимых слоев населения. Ограниченность бюджетных возможностей смягчения социальных проблем лишь усугубляет ситуацию. Власть оказывается в патовой ситуации, когда игнорировать требования протестующих политически опасно, а выполнить их экономически невозможно. В этом смысле социальное предпринимательство является достаточно эффективным средством предупреждения такого рода явлений. Наконец, важным политическим эффектом будет улучшение репутации и имиджа тех властных и политических структур, которые первыми проявят инициативу в продвижении идеи социального предпринимательства и ее практической реализации. Популярность тематики разного рода инноваций может послужить здесь тем синергетическим фактором, который обеспечит резонансный эффект. Внимание средств массовой информации, создание образа прогрессивного управленца в глазах населения и вышестоящего руководства способно положительным образом отразиться и на карьере конкретных политических деятелей и чиновников. В заключение можно отметить, что социальное предпринимательство и его политические эффекты могут разворачиваться на разных уровнях – от муниципального до федерального. Являясь по своей природе малым бизнесом, социальные предприниматели действуют локально, в масштабах конкретных поселений. Но меры по поддержке социального предпринимательства не могут быть ограничены только возможностями местных властей. Соответственно, и его политические дивиденды выходят далеко за пределы муниципальных образований. Региональные власти, так же как и федеральные, должны быть заинтересованы в выстраивании системной работы, в тиражировании результатов успешных бизнеспроектов. Политика и экономика – открытые системы, где переход явления с одного уровня на другой возможен в кратчайшие сроки и по заранее неизвестному сценарию. В связи с этим социальное предпринимательство может стать той политической инновацией, которая окажется отечественным ноу-хау в решении социальных проблем...»
Источник: "Известия Саратовского университета"
Автор: Наталия Зверева
Дата публикации: 25 мая 2015
#социальное предпринимательство #фонд наше будущее1150 105