Социальное предпринимательство становится трендом
Российский рынок имеет множество незаполненных ниш, где можно реализовать свои предпринимательские способности и стать лидером сегмента. Формула успешного дела рассчитывается сложением уникальной инновационной идеи и грамотной стратегии интеграции в российский бизнес.
Гибридная модель бизнеса
Социологические исследования подтверждают, одной из наиболее перспективных форм бизнеса сегодня становится социальное предпринимательство. Так называемый гибридный формат бизнеса интересен тем, что позволяет предпринимателю одновременно решать социальную проблему и развиваться, самостоятельно зарабатывая (в отличие от НКО, которые "работают" с острыми проблемами, живя на деньги доноров. Или в отличие от традиционного бизнеса, старающегося максимизировать прибыль и обращаясь к социальным проблемам изредка, бессистемно и скорее во имя имиджа, чем во имя решения самой проблемы). Кроме того, область социального предпринимательства характеризуется множеством еще неосвоенных бизнес-идей. А ведь хорошая идея, новаторская и востребованная потребителем, – самый ценный козырь начинающего предпринимателя.
Активные меры поддержки социального предпринимательства приносят свои положительные плоды. Численность собственников бизнеса, которые ведут деятельность в данной области, растет в геометрической прогрессии.
Кто же он, российский социальный предприниматель? Заботливый хозяин, вдумчивый стратег, неравнодушный к проблемам современного общества и стремящийся внести свой вклад в процесс социальных изменений. Эксперты составили портрет социального предпринимателя на основе анкетирования и тестирования собственников бизнеса. В исследовании приняли участие респонденты из 36 российских регионов***.
Территория женщин
Результаты исследования оказались довольно интересными. Существует в обществе некий стереотип, что бизнес – территория мужчин. В сегменте социального предпринимательства, как показал опрос, напротив, доминируют женщины. Более эмоциональные от природы они чаще задумываются над вопросами улучшения уровня жизни в социуме, стремятся выполнить некую социальную миссию, принести пользу обществу. В целом 64% российских социальных предпринимателей – женщины. Ярко выраженных возрастных особенностей у социальных бизнесменов нет. Хотя чаще всего в социальный бизнес уходят представители среднего возраста – от 30 до 39 лет и от 40 до 49.
Как правило, социальные предприниматели – люди семейные, 79% из них состоят в браке. Большинство – 89% – воспитывают детей. Причем около двух третей детей еще не достигли совершеннолетнего возраста. Кстати в рамках исследования обнаружилась еще одна интересная закономерность. Более половины респондентов признались, что активно вовлекают в свой бизнес своих детей и других родственников. По статистике три из четырех социальных предпринимателей строят так называемый семейный бизнес.
Стоит особенно отметить уровень образования социальных предпринимателей, выявленный в ходе исследования. 85% из них имеют высшее образование и, что важно, продолжают учиться в течение всей жизни: 90% социальных предпринимателей регулярно повышают свою квалификацию. Часть предпринимателей реализовали в своих компаниях бесплатные программы обучения для сотрудников. Для сравнения: только 60% представителей бизнеса проходили курсы повышения квалификации и получали дополнительное образование за последние несколько лет.
Работа с людьми
Основными потребительскими группами, на которые в своей работе ориентируются социальные предприниматели, являются дети, молодежь и семьи, что в общем-то довольно предсказуемо. Второе по популярности место респонденты отвели малообеспеченным, больным и пожилым гражданам. На третьем месте – представители таких социальных групп как осужденные, бездомные, беженцы и др. Впрочем, доля последней группы невелика. Эксперты считают, что пока этот сегмент мало охвачен и хороших бизнес-моделей, решающих проблемы этих социальных групп, в России совсем мало. Между тем на Западе, например в США, работа с бездомными и беженцами являются одной из самых распространенных среди СП.
Спектр сфер деятельности, в которых предпочитают развивать бизнес социальные предприниматели, достаточно широк. Лидирующими направлениями можно назвать сферу образования, науки, досуга, спорта и туризма, социальной защиты. Чуть реже социальные предприниматели осваивают бизнес в области культуры, здравоохранения, экономики и благотворительной деятельности. Менее всего принципы социального предпринимательства реализовываются в сфере местного самоуправления, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании. Подавляющее большинство социальных предпринимателей оказывает населению различные услуги, и только четверть производит товары народного потребления.
Итоги исследования, таким образом, позволяют обрисовать следующий портрет российского социального предпринимателя. Это образованный, склонный к постоянному саморазвитию человек с активной жизненной позицией, полный сил и энергии, стремящийся к качественным позитивным изменениям в социальной среде. Но что мотивирует этого человека вставать на путь социального предпринимательства, какие цели он преследует, строя собственный бизнес, что становится побуждающим фактором заняться именно социально ориентированным делом?
Дело - в мотивации
У социальных предпринимателей, в отличие от бизнесменов, которые ведут чисто коммерческую деятельность, извлечение собственной выгоды является вторичной задачей. Только 37% респондентов озвучили эту причину для занятия бизнесом. Первичными стимулами для данной категории предпринимателей становится цель «изменить мир к лучшему» (35 %), «желание быть полезным обществу» (40 %) и «удовлетворение потребностей общества» (24 %). Безусловно, важны и личностный рост, и самореализация (56%), а также осуществление идеи – так ответили 53% социальных предпринимателей.
Интересно, что половина социальных предпринимателей ранее не имела опыта предпринимательской деятельности. А вот опыт работы в некоммерческих структурах, благотворительных и общественных организациях за плечами был у 65% респондентов. Иными словами, в социальное предпринимательство пошли люди, изначально склонные к деятельности на благо общества, члены социума, которым свойственно не только желать лучшей жизни, но и активно способствовать достижению этой цели.
Первое социальное предприятие (среди респондентов) начало свою деятельность еще в 1989 году. Институт социального предпринимательства складывается в России после 2007 года (дата основания Фонда "Наше будущее" - прим.ред.), а динамичное развитие этого явления пришлось на кризисный и посткризисный периоды (с 2008 по 2011 годы). Тогда порядка 41% представителей малого бизнеса стали заниматься социальным предпринимательством. В 2012 году тенденция продолжилась. Только за прошлый год зарегистрировано 19% новых социальных предпринимателей. А это почти половина численности социально ориентированных бизнесменов, стартовавших после мирового финансового кризиса.
Очевидно, что социальное предпринимательство в России это растущий тренд. Появляются новые инициативные предприниматели, которые вносят в российскую экономику инновационные идеи и успешно их воплощают в жизнь. Активному развитию социального предпринимательства способствует разносторонняя комплексная поддержка инициатив со стороны правительства и общественных организаций, крупных финансовых структур. Сегодня можно смело говорить, что социальное предпринимательство становится важным трендом российской экономики.
***Исследовательская группа ЦИРКОН, АНО «Социологическая мастерская Задорина».
Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики. М., ЦИРКОН, 2013.
Исследование проводилось по заказу Фонда региональных социальных программ "Наше будущее".
Портрет социального предпринимателя (часть 1)
Портрет социального предпринимателя (часть 2)
Автор: Наталия Зверева, директор Фонда «Наше будущее»
Дата публикации: 10 июня 2013
#портрет социального предпринимателя1112 165