Высшая школа социального предпринимательства

12 декабря в Институте переподготовки и повышения квалификации МГУ состоялся второй выпуск программы  «Управление в сфере социального предпринимательства», реализуемой Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова совместно с Фондом «Наше будущее». По итогам зимней сессии сертификаты государственного образца получили 19 слушателей, 17 из которых прошли обучение благодаря грантам Фонда «Наше будущее».

Университетские программы подготовки социальных предпринимателей, разработанные по инициативе и при непосредственной финансовой и стратегической поддержке Фонда «Наше будущее», были запущены весной 2013 года. В настоящее время подобные программы есть в ведущих российских вузах – Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете.

Для московской программы декабрьский выпуск – второй по счету, первые слушатели курса «Управление в сфере социального предпринимательства» получили свои сертификаты 28 июня, в Международный день социального предпринимательства. Всего к настоящему моменту программу окончили 42 слушателя, среди которых есть как действующие социальные предприниматели, так и молодые люди, недавно получившие высшее образование и интересующиеся данным направлением подготовки в качестве уникальной специализации. Ориентировочная стоимость программы составляет 20 000 рублей, и большая часть учеников проходят подготовку за счет грантовых средств, выделяемых Фондом «Наше будущее» (слушателям, которые едут учиться издалека, Фонд оплачивает не только обучение, но и дорогу).

Сегодня в курс «Управление в сфере социального предпринимательства» входят такие тематические блоки, как основы социального предпринимательства, разработка бизнес-плана и финансовый менеджмент. Программа, которую сегодня читают в МГУ, рассчитана на 78 академических часов. По итогам работы слушатели защищают бизнес-план, который должен лечь в основу реального социального предприятия.

В настоящее время описанный учебный формат работает в тестовом режиме: создатели курса совершенствуют его как с точки зрения содержания, так и в плане структуры. Ряд изменений будет внесен в программу и по итогам недавно завершившейся осенней сессии. В частности, предполагается разбить учебный план на отдельные блоки и ввести элемент вариативности, дав слушателям возможность самостоятельного выбора дисциплин.

«Курс небольшой, но, поскольку занятия проходят 1-2 раза в неделю, растягивается на 2,5 месяца. Столь продолжительное время неудобно некоторым слушателям, – поясняет к.соц.н., начальник отдела научно-методической поддержки сферы общего образования МГУ имени М.В.Ломоносова, руководитель программы «Управление в сфере социального предпринимательства» Илья Самоненко. - Поэтому в 2014 году предлагается разбить программу на отдельные модули и предлагать слушателям изучать их отдельно по собственному усмотрению и интересам. Сделать это стало возможным только с сентября 2013 года, когда вошел в силу новый «Закон об образовании в РФ». Ранее образовательные учреждения не могли выдавать удостоверения о повышении квалификации по программам продолжительностью менее 72 академических часов. По новому закону минимальный объем такой программы – 16 академических часов. Таким образом, предполагается разбить всю программу на модули продолжительностью не более 24 академических часа. Реализовывать такие модули удобнее для университета, а слушателям удобнее их посещать. Один модуль может быть проведен за 2-3 недели или даже за 1 неделю при интенсивных занятиях».

Одновременно в 2014 году предполагается частичный переход на дистанционную форму подготовки. «Это позволит существенно расширить географию реализации программы и привлечь слушателей из регионов России», – говорит Самоненко. «Запрос на подобного рода обучение из регионов есть, а возможности приехать – нет, и дистанционное обучение решает эту проблему», – говорит директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева.

Затронут изменения и содержательную сторону курса «Управления в области социального предпринимательства». Самоненко отмечает, что  в 2014 году планируется ввести новые образовательные модули, – сегодня их обсуждение ведется со специалистами кафедры экономики социальной сферы экономического факультета МГУ.

Также в новом учебном сезоне большое внимание будет уделено практической стороне обучения, являющейся одним из важнейших аспектов подготовки социальных предпринимателей. «Специалисты Московского университета в первую очередь могут дать фундаментальные знания по той или иной теме, - говорит Илья Самоненко. – Эти знания полезны, они расширяют кругозор и позволяют понять суть изучаемых явлений и процессов. Но эти знания необходимо дополнять практическими примерами и кейсами. Именно в этом и смогут помочь более опытные социальные предприниматели своим начинающим коллегам».

Надо отметить, что некоторые действующие социальные предприниматели уже сегодня сотрудничают с программой: к примеру, летом перед слушателями выступила создатель центра «Чудеево» Елена Минаева – проект досугового центра, разработанный Еленой, был поддержан Фондом «Наше будущее» в 2011 году.

Автор: Мария Кригер

Дата публикации: 25 декабря 2013

#обучение #мгу #социальное предпринимательство

 912   176  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно