Социальный туризм в России
Путешествовать и получать новые впечатления — одна из современных составляющих качества жизни, но есть те, для кого доступ к обычному туризму затруднен. Это люди малообеспеченные или маломобильные. Именно для таких групп населения и предназначен социальный туризм — одно из направлений деятельности социальных предпринимателей.
Социальный туризм призван обеспечить доступ к активным видам отдыха тем, кому сложно воспользоваться «классическими» турпродуктами: пенсионерам, студентам, многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями. Некоторые компании предусматривают специальные скидки и отдельные малобюджетные форматы путешествий. Наконец, согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ» представители этих социальных групп могут претендовать на полную или частичную компенсацию расходов на путешествия — из госбюджета или средств работодателей.
Основные виды социального туризма в России определены законодательством. Это детско-юношеский, лечебно-оздоровительный, экологический и культурно-познавательный туризм, семейные путешествия, туризм для молодежи и ветеранов, для инвалидов, поездки по России зарубежных соотечественников, международные обмены по линии туризма в социальной сфере.
Проблемы в социальном туризме
Государственная политика в этой сфере находится на стадии внедрения и пока далека от совершенства. Проблемы в социальном туризме в России начинаются с того, что в законодательстве нет регламентирующих документов, которые определяют, кто из туристов, на какие путешествия, где и когда может получить полагающиеся ему бюджетные средства. Призванный внести конкретику закон «О социальном туризме» разрабатывается с середины 1990-х годов, но до сих пор не принят, а значит, большинство вопросов, касающихся выделения бюджетных ассигнований льготным категориям путешественников, не урегулированы.
Тем не менее государство не отказывается от финансирования этой сферы. Регионы получают деньги из федеральной казны на организацию социальных туров. Например, на Камчатке на эти цели ежегодно выделяется до 5 млн рублей, рассказывает руководитель Камчатского центра молодежного туризма «Росомаха» Александр Мещанкин. Средства перечисляются туристическим фирмам, которые берут на себя заботу об отдыхе льготников. Благодаря этим субсидиям камчатская «Росомаха» принимает туристов-пенсионеров и студентов со всей страны. Путевки распределяют региональные министерства, отвечающие за социальное обеспечение. Также из госбюджета периодически выделяются гранты для организации социального туризма — как правило, на молодежные экспедиции и детский туризм. Кроме того, существуют программы, в рамках которых внебюджетные фонды и некоммерческие организации, а также крупные предприятия создают условия для недорогого отдыха своих сотрудников. Но, по мнению Мещанкина, в идеале до 90% стоимости услуг для местных социальных туристов должны возмещаться из регионального бюджета. Это поможет развивать все виды социального туризма в России.
Вне зоны доступа
К сожалению, проблемы социального туризма в России не исчерпываются неопределенностями процедур поддержки льготных категорий путешественников и недостатком бюджетных средств на эти цели. Сложности возникают и с инфраструктурой.
Доступность в социальном туризме подразумевает, что маломобильный гражданин может самостоятельно сесть в экскурсионный автобус, в поезд, в самолет, воспользоваться приспособленным для инвалидов-колясочников номером в гостинице и так далее. Хотя в России уже немало сделано для создания безбарьерной среды, тем не менее, по словам исполнительного директора туристической компании «Либерти» Марии Бондарь, «найти гостиницу, в которой можно было бы без проблем разместить группу туристов-колясочников, — колоссальная проблема». Неудивительно, что турист-колясочник в России — пока экзотика. «Проблема доступной среды — это некий замкнутый круг, – говорит Мария Бондарь. – Чиновники и владельцы гостиниц, ресторанов и других заведений не всегда видят и понимают целесообразность организации безбарьерной среды, потому что редко сталкиваются с инвалидами-колясочниками, а те не появляются в общественных местах, потому что как раз нет безбарьерной среды!»
Между тем в ряде стран доля маломобильных клиентов составляет до 11% всего турпотока, и инватуризм является неотъемлемой частью туристической индустрии. Государство в лице Ростуризма выступило инициатором создания в 2015 году специализированной компании по обслуживанию маломобильных туристов «Доступный тур». Изначально этот туроператор рассматривал всего два маршрута: из Москвы по Подмосковью и из столицы — в Сочи, на горнолыжный курорт «Роза Хутор» — там как раз создана инфраструктура для инвалидов.
Сотрудникам петербургской туркомпании «Либерти» до сих пор приходится буквально линейкой измерять ширину пандуса и входных дверей в гостиницах и музеях на каждом новом маршруте. «Каждый туристический объект в России понимает доступность так, как хочет, поэтому мы всё тестируем сами», – пояснила исполнительный директор компании Мария Бондарь.
Право на отдых и социальный туризм
Положение о социальном туризме закреплено в Манильской декларации по туризму 1981 года. В этом акте подчеркивается неразрывная связь между туризмом и правами граждан на отдых, отпуск и свободные передвижения. Особое внимание в документе уделяется социальному туризму, рассматриваемому как цель, к которой должно стремиться общество, путем поддержки молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и инвалидов.
Понятие и виды социального туризма в разных странах определяются по-разному. В ряде государств возможность путешествовать за бюджетный счет имеют госслужащие, военные и другие категории населения, священнослужители получают дотации на эти цели от своих общин. К социальному относятся также и любые виды и разновидности туризма, субсидируемые, например, из средств профсоюзов.
В Европе и США компании, организующие такие туры, получают щедрые субсидии от государства, что позволяет им не повышать цены на отдых. Также средства на социальные туры выделяются и непосредственно льготникам.
Многие страны уже решили проблему с доступностью путешествий для маломобильных граждан. Например, в большинстве европейских городов транспорт оборудован специальными подъемниками, а на туристических маршрутах есть возможность осматривать достопримечательности на инвалидной коляске.
Поверх барьеров
«Для развития инватуризма в стране необходимы законодательные изменения, – поясняет Мария Бондарь. – Это направление надо выделить из общего понятия «социальный туризм», подразумевающего финансирование со стороны государства, в отдельную категорию деятельности. Тогда компании, организующие туры для инвалидов, смогут претендовать на льготы, например при страховании ответственности. Сейчас небольшим турфирмам с социальным уклоном не под силу выплачивать ежегодный страховой взнос. Не лишним были бы и субсидии на покупку спецсредств — пандусов, колясок, специальных автобусов, которые существенно дороже обычных».
Очевидно, что проблему инфраструктуры для путешествий маломобильных людей бизнесу самостоятельно не решить — нужны существенные инвестиции. Для развития безбарьерной среды в российских городах участники рынка предлагают рассмотреть возможность государственных субсидий на переоборудование номерного фонда отелей, пунктов общественного питания и туалетов под нужды людей с инвалидностью.
Козыри соцтуризма
В России социальный туризм с финансовой точки зрения достаточно рискован. Несмотря на низкий уровень конкуренции и потенциально высокий спрос в этом сегменте рынка, организаторы социального туризма держатся на плаву в основном за счет других, более прибыльных, направлений деятельности. Так, «Либерти» зарабатывает на турах в Россию для зарубежных инвалидов-колясочников.
Московская компания «Амадэль Тур» — туроператор по Греции и странам Латинской Америки — организует путешествия для инвалидов-колясочников и нуждающихся в гемодиализе. По словам директора компании Татьяны Уртаевой, если поток туристов будет существенным или хотя бы стабильным, специализированные отели готовы идти на значительные скидки российским инватуристам. «Амадэль Тур» возит россиян с почечной недостаточностью на греческий курорт Лутраки, где создана инфраструктура для инвалидов и клиника гемодиализа. В планах компании — организация социального туризма для слабовидящих и слабослышащих.
Создатель Камчатского центра «Росомаха» Александр Мещанкин также работает над тем, чтобы сделать путешествия доступными не только для льготников, но для всех стесненных в средствах людей — студентов, выпускников детских домов, семей с небольшим уровнем дохода. Его гостевые дома в камчатских горах ежегодно принимают до 4 тысяч туристов, половина из которых — льготники. Окупается проект за счет состоятельных клиентов, в том числе иностранцев. 6-дневный приключенческий тур по Камчатке обходится экономным туристам минимум втрое дешевле, чем VIP-гостям. Такая бизнес-стратегия позволяет Мещанкину охватить еще одну социальную аудиторию — инвалидов-колясочников. Для них он собирается построить несколько специальных бунгало, из которых будет открываться потрясающий вид на камчатские вулканы.
Основатель одной из ведущих немецких социальных туристических компаний, Grabo Tours Reisen, Вольфганг Грабовский отметил, что в «нише социального туризма вы никогда не заработаете очень много денег». Представители российской социальной туриндустрии также не рассчитывают на сверхприбыли, но надеются на партнерскую помощь государства, ведь, как показывает практика других стран, полноценную отрасль социального туризма можно создать лишь общими усилиями общества, бизнеса и государственных структур.
Читайте также: Социальный туризм: средства, стратегия, рынки
Автор: Игорь Калиновский
Дата публикации: 17 августа 2016
#социальный туризм8895 60