Социальное предпринимательство помогает решать проблемы, с которыми не справляется государство - Булат Ламбаев
ОПОРА-КРЕДИТ: Булат, что для Вас социальное предпринимательство (СП)?
Булат Ламбаев: Я занимаюсь СП около двух лет, и только недавно смог сформулировать для себя наиболее адекватное моим представлениям определение. Для меня СП – это инновационная деятельность, приносящая прибыль, которая влечет за собой устойчивые изменения проблемной области, в которой действует предприниматель.
ОПОРА-КРЕДИТ: А с определением Мухаммада Юнуса Вы согласны?
Булат Ламбаев: Юнус – популярная персона и многое делает для развития СП в мире. Однако понятие социального бизнеса существовало до того, как его ввел Юнус: он его жестко зафиксировал и в некотором смысле узурпировал. С одной стороны, это хорошо, потому что благодаря нему появилось множество больших проектов, например сотрудничество с Adidas или Danon, с другой – поле социального бизнеса намного шире, и определение Юнуса отсекает другие хорошие инициативы в этой области, что, конечно, не правильно.
Каждый фонд, любой человек, работающий в этой области, определяет для себя СП по-разному, фокусируется на различных его аспектах, но у всех есть общая составляющая: во-первых, бизнес должен быть прибыльным, во-вторых, он должен решать некую социальную проблему. Мне бы не хотелось, чтобы понимание СП в России ограничилось только тем, что продвигает Юнус.
ОПОРА-КРЕДИТ: Вы согласны с мнением Юнуса о том, что каждый человек обладает предпринимательскими способностями?
Булат Ламбаев: Я действительно считаю, что каждый человек может взять на себя риск и ответственность и начать что-то делать. Бизнес – это определенного рода игра: ты знаешь, что можешь рискнуть, и твои ошибки не будут фатальными. Для этого надо вспомнить себя изначального, ведь все дети умеют играть, а затем зажимаются в рамки и теряют эту способность.
При этом я различаю бизнес и предпринимательство, и являюсь сторонником академического понимания того, в чем заключается сущность предпринимательства. Для меня предприниматель – это человек, который вносит системные изменения. Людей такого типа по определению не может быть много. Таким человеком, например, является Юнус, который ввел и распространил принцип микрофинансирования. Те же, кто участвуют в его программах микрофинанированияния, это люди, которые занимаются малым бизнесом, и это уже доступно каждому.
ОПОРА-КРЕДИТ: Вы верите, что через какое-то время социальная экономика станет равноценной рыночной экономике?
Булат Ламбаев: Думаю, что все к этому идет. Будут социальные предприниматели, которые смогут эту экономику устроить, и будет большое количество людей, которые на разных ролях войдут в нее. Во-первых, это инвесторы, которые начнут более ответственно относиться к проектам, которые они финансируют. Это потребует определенной ломки сознания, в результате которой финансовая прибыль для них станет равнозначной социальной выгоде. Этот тип инвестирования уже широко распространен на Западе и обязательно разовьется в России, потому что это логично и правильно, и чем быстрее люди это поймут, тем лучше. Во-вторых, это обычные люди, которые будут разделять принципы социальной экономики. Нет никакой необходимости каждому становиться социальным предпринимателем. Есть небольшой процент людей, которые должны вводить инновации, и есть те, кто их примут при условии, что это соответствует их внутренним убеждениям и требованиям.
ОПОРА-КРЕДИТ: Видите ли Вы ментальные преграды для развития СП в России?
Булат Ламбаев: Не вижу. Сейчас главная задача донести эту идею до людей и преодолеть первый этап сопротивления. Это проблема любой новой концепции: надо объяснить, развеять первоначальный скепсис. Конечно, будут люди, которые в это не поверят, и это нормально: не существует идей, которые бы подходили абсолютно всем. По опыту я знаю, что в большинстве случаев людям нравится, что ты делаешь что-то не только ради денег, но и для того, чтобы решить некую социальную проблему, помочь другим. СП в России особенно актуально, потому что помогает силами бизнеса решать проблемы, с которыми не справляется государство. Думаю, сейчас в СП придут люди двух типов. Во-первых, те, кто уже смог обеспечить себе довольно комфортный уровень жизни, но чувствует, что ему чего-то не хватает, и при этом они обладают определенными навыками ведения бизнеса и могут их использовать. Таких людей в России становится все больше. Второй тип – это люди, которые изначально предрасположены к тому, чтобы делать хорошие вещи, их так же очень много, просто раньше они шли в некоммерческий сектор, а теперь могут выбрать область социального бизнеса.
ОПОРА-КРЕДИТ: Как Вы думаете, двигателем СП в России станут крупные компании или студенты?
Булат Ламбаев: Думаю, это две очень разные сферы. Для больших компаний это направление - часть их CSR-политики [CSR- социальная ответственность бизнеса – прим.ред.]. Надо работать с ними так же, как это делает Grameen Creative Lab: убеждать в том, что простая благотворительность является устаревшим подходом, а СП – это наиболее эффективный способ проявить свою заботу об обществе. Хорошо, что это уже появляется в России, потому что это подразумевает масштабные проекты, крупные бюджеты, большое количество людей, которые могут этими программами воспользоваться. С другой стороны, это довольно ограниченная сфера, а действительно интересные проекты обычно появляются “снизу”. Низовые инициативы более разнообразны. К тому же в любом небольшом проекте заложен потенциал большой платформы. Юнус начинал с работы в одной деревне в Бангладеше, никто не видел в этом маленьком проекте больших перспектив. Мне бы хотелось, чтобы наравне с крупными проектами в России формировалась общая среда, которая бы стала источником многообразия идей и проектов.
ОПОРА-КРЕДИТ: Как Вы думаете, приживется ли микрофинасирование на российской почве?
Булат Ламбаев: Долгое время я думал, что эта модель не реплицируется на развитые страны, а хорошо работает только там, где нет выстроенной банковской инфраструктуры, и у людей есть проблемы с собственностью и предоставлением гарантий. В России отделение Сбербанка есть в каждой деревне, у людей есть привычка сберегать деньги, а проблема жилья и собственности не столь острая. Потом я узнал, что микрофинансирование очень популярно в США, хотя там оно устроено немного иначе. Тебе не просто выдают кредит на открытие дела, но и просят пройти обучающий курс по основам ведения бизнеса. Возможно, такая расширенная модель микрофинансирования может заработать и в России, хотя пока особо удачным примеров тому я не видел. Для себя лично я рассматриваю микрофинасирование, как способ коллективного инвестирования в проекты связанные с СП. Для меня это просто еще один способ организации финансовых отношений между людьми.
ОПОРА-КРЕДИТ: Вы бы могли определить российские проблемные поля, в которых должен действовать социальный предприниматель?
Булат Ламбаев: Каждый социальный предприниматель должен выбрать для себя проблему, которую он считает важной, заниматься тем, что ему лично интересно. СП требует больших затрат времени и энергии, и это нужно чем-то компенсировать. На обычной работе это компенсируется финансовыми потоками, а в СП – личным удовлетворением от того, что ты делаешь, поэтому так важно заниматься только тем, что тебя вдохновляет и мотивирует. Стратегическим планированием должно заниматься государство или фонды, а для конкретного предпринимателя личный интерес должен стоять на первом месте.
ОПОРА-КРЕДИТ: В своем блоге Вы часто упоминаете проблему мигрантов.
Булат Ламбаев: Да, мне бы хотелось, чтобы нашелся человек, который займется этой проблемой. С точки зрения социального эффекта это будет очень возвратный проект. Количество людей, приезжающих в Россию, постоянно растет. Это проблема всех развитых стран, и, если посмотреть на долгосрочные демографические прогнозы, мы увидим, что от этой проблемы никуда не уйти, ее необходимо как-то решать, а пока что ее предпочитают просто игнорировать.
ОПОРА-КРЕДИТ: Как Вы лично пришли к социальному предпринимательству?
Булат Ламбаев: Во время учебы в ГУ-ВШЭ я работал в Procter&Gamble. Это была работа в хорошей компании, сулившая отличные карьерные перспективы, но я чувствовал, что мне чего-то не хватает. Мне хотелось делать что-то хорошее. После защиты диплома я решил уехать, чтобы заняться волонтерством. Нашел стажировку в Шанхае, которая включала в себя преподавание в школе, работу с больными детьми и помощь различным НКО [НКО – некоммерческая организация – прим. ред.]. Увидев, как работает НКО изнутри, я понял, что этот род деятельности также не вполне меня устраивает. Дело в том, что НКО слишком зависимы от внешних источников финансирования. Я видел примеры того, как хорошие программы закрывались, потому что у них просто заканчивался грант, а большая часть времени волонтеров уходило на ненужные проекты, под которые какая-то организация выделяла финансирование. После опыта работы в крупном бизнесе мне эта ситуация казалась абсурдной.
Затем я случайно попал на университетский курс по СП, который читал мой друг, и понял, что это то, чем я хочу заниматься. Мне понравилась и первичная идея, и люди, которые меня окружали, и примеры, которые мы разбирали на лекциях. Следующую стажировку в Индии я целенаправленно искал в сфере СП. Это была совместная инициатива фонда Ashoka, Artemisia и Aiesec. Ashoka предоставляла компании, Artemisia – общую поддержку и финансовое обеспечение, а Aiesec стажеров. Ashoka очень внимательно относится к выбору компаний, и мне очень повезло с местом, в котором я работал, ведь первый опыт особенно важен в любом деле.
Эта организация строила все свои программы на трех принципах. Во-первых, на интегрированном подходе, то есть понимании того, что жизнь человека комплексна, и таким же должно быть решение его проблем. Нельзя просто предоставить человеку возможность сберегать деньги и брать кредиты, потому что этого не будет достаточно. Изменив один аспект жизни человека, все его проблемы не решишь, поэтому необходим комплексный подход. Во-вторых, все их проекты построены на принципе “participatory approach”, то есть перед тем как предложить людям программу, они проводят с ними очень много времени, изучают их потребности. Ориентироваться на людей, чью социальную проблему вы решаете, очень важно, иначе эффективность решения будет довольно низкой, потому что нельзя людей заставить делать то, что они не хотят. В-третьих, все их услуги платные. Ценообразование построено по такому принципу: это должна быть доступная, но в то же время значительная для людей сумма. Если предоставлять услугу бесплатно, то у многих людей не возникает стремления действительно использовать возможность, которую им предоставляют. Когда они платят некую сумму, они делают осознанный выбор, и у них появляется ощущение ответственности за результат.
После Индии я вернулся в Россию, хотел заняться того же рода деятельностью, но увидел, что здесь в этом поле ничего не происходит, и решил, что все надо делать самому. Думаю, в России общественный запрос уже сформировался, и людям надо предложить варианты реализовать себя в рамках СП.
ОПОРА-КРЕДИТ: Как Вы пришли к идее создания Вашего проекта “Eco Food” - площадки, объединяющей частных фермеров и розничных покупателей?
Булат Ламбаев: Здесь я должен противоречить тому, что сказал до этого, потому что при поиске идеи мы как раз старались понять, какие проблемы существуют в России, и что мы можем сделать для их решения. Увидели проблему сбыта продукции у фермерских хозяйств. Для меня этот проект – эксперимент, точка приложения теоретических идей о возможности СП в России, мне хотелось понять, имеют ли мои убеждения реальную основу.
Сейчас мы работаем с тремя подмосковными хозяйствами, находим им покупателей из Москвы, помогаем с доставкой. Раньше они более или менее хорошо продавали продукты дачникам летом, а в остальные сезоны были вынуждены продавать товар по низким ценам оптовикам или отдавать его на реализацию в небольшие подмосковные города, где рынок сбыта, конечно, был небольшой. Мы продаем товар по ценам, установленным самими фермерами, кроме того, объем продаж в Москве, безусловно, больше. Забираем 10% выручки фермеров в месяц и по законам СП всю прибыль реинвестируем в наше развитие.
Сейчас нам помогают добровольцы из круга наших знакомых, на первом этапе это вынужденная мера, но меня эта ситуация не удовлетворяет. Я считаю, что люди, которые тратят время на проект, должны получать зарплату. Волонтерство хорошо для разовых проектов, а вещи, связанные с обеспечением работы самого бизнеса, должны оплачиваться, и мы к этому придем в ближайшее время.
Среди наших заказчиков можно выделить три типа людей: во-первых, это семьи с маленькими детьми, во-вторых, молодые западноориентированные люди, которые думают о вопросах экологии, в-третьих, это те, которым просто нравится вкусная еда, и они не могут найти ничего достойного в супермаркетах. Пока что мы не занимались продвижением, потому что наша текущая аудитория разбирает все наше предложение. В скором времени мы запустим платформу, количество фермеров увеличится, и вопрос о продвижении станет ключевым.
Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина
Источник: ОПОРА-КРЕДИТ
Дата публикации: 2 ноября 2010
#мухаммад юнус #социальный бизнес #социальные проекты #socialentre.ru1254 176