Такой трудный путь домой. Как газета помогает бездомным

«Мы исходим из презумпции виновности прессы». Именно с этой фразы началось наше общение с людьми, издающими уникальную для России уличную газету «Путь домой». Публичность не входит в число приоритетов редакции, и это по-человечески понятно. Бездомные люди – распространители издания, уязвимы по многим причинам, привлечение к ним внимания через СМИ далеко не всегда дает желаемый результат. Точнее, тут стараются не привлекать внимания к конкретным людям, а вот к газете и проблеме социально обездоленных совсем наоборот.Говоря о мотивации издателей, редактор журнала и исполнительный директор НКО «Новые социальные решения» Аркадий Тюрин употребляет редкие ныне слова о «чистых помыслах» и том, что у них «получается делать то, что считают необходимым». Наверное, в этом заключается изрядная доля успеха журнала.История уличной газеты началась в неспокойном 1994 году, когда несколько энтузиастов из Санкт-Петербурга решили сделать издание для бездомных. 5 сентября вышел первый номер. 1994–1997 годы стали временем становления целой отрасли уличных медиа: газет и журналов. Тогда же, в 1994, появилась Международная сеть уличных газет (The International Network of Street Papers – INSP), куда ныне входит и петербургская «Путь домой». Аналогичные газеты в России в середине 90-х годов существовали в Нижнем Новгороде и Сибири, но выжила только петербургская. INSP объединяет 88 изданий из 37 стран мира. Суммарный тираж этих изданий – 32 миллиона экземпляров (по данным официального сайта сети street-papers.org). С 1994 года уличные издания по всему миру предоставили возможности для трудоустройства и реинтеграции в общество для более чем 250 тысяч социально исключенных людей. В INSP полагают, что полезнее и эффективнее инвестировать средства в самих людей на каждом этапе их возвращения в общество. Ассоциация выделяет три основных направления работы: партнерство и тренинги, через которые INSP распространяет опыт ресоциализации бездомных людей; поддержка уличных изданий на Глобальном Юге – в странах Африки и Латинской Америки; и новый проект «Уличные новости» – сетевое онлайн-агентство уличных новостей, позволяющее национальным изданиям-членам ассоциации обмениваться контентом и поддерживать локальные проекты на международном уровне.Формат и периодичность издания претерпевали изменения с течением времени. Первоначально это была газета с литературным названием «На дне». 27 мая 2003 года, после советов с профессиональными маркетологами, вышел обновленный журнал "Путь домой" карманного формата (ранее был А3) и с яркой цветной обложкой. Ровно через пять лет, 27 мая 2008 года журнал снова стал газетой. На вопрос, с чем связано последнее изменение в «Пути домой» отвечают, что руководствовались собственными ощущениями и более ничем. Форма газеты, в конце концов, оказался ближе.Сегодня «Путь домой» – это издание с тиражом в 5000 экземпляров. 50% стоимости издания получают уличные распространители. По данным на июль 2008 года у газеты 12 постоянных распространителей из числа бездомных людей, которых в редакции ласково называют «зайками».«Путь домой» сравним разве что с легендарной ленинской «Искрой». Это не газета – бизнес-проект, или газета-пропагандист, «Путь домой» – организатор, базовый элемент в рамках социальной активности.Действительно, издание не отличается высокими тиражами, половину цены отдает малознакомым людям – распространителем может стать любой бездомный человек, распространяет технологии выживания и в редакционной политике руководствуется ощущениями, чувством.Перед газетой не стоит задач выхода на самоокупаемость или получение прибыли. С этой точки зрения она является некоммерческим проектом. Но на свою деятельность участники проекта привлекают не только средства доноров, но и зарабатывают сами.В газете печатаются не только практические материалы в помощь социально неустроенным людям Санкт-Петербурга. Здесь можно прочесть о культуре, жизни города, о каких-то интересных случаях, рецензии, литературные тексты и много чего другого. Субъективное ощущение от «Пути домой» – мозаика, в которой всё подчинено общему замыслу, соответствовать высокому званию уличной газеты.Авторы у газеты тоже самые разные – от людей искусства до самих бездомных. Никакого ранжирования тут нет. Всех, кто постоянно сотрудничает с «Путем домой», называют просто «нашими». У тех четверых человек, из которых собственно и состоит редакция газеты, работа есть всегда. 14 лет безупречной работы сформировали достаточно широкий круг «наших».Материалы, написанные социально исключенными людьми, не менее интересны, чем статьи искусствоведов или профессиональных журналистов. Они самоценны. Они живые, несущие на себе отпечаток сложной реальности северного мегаполиса. Читаешь, и видишь городскую жизнь с изнанки, без ставших уже привычными для нас, читателям обычных газет и зрителям ТВ, гламурных изысков или идеологических форм. Не зря пять лет назад общероссийский таблоид «Аргументы и Факты» назвал публикацию в «Пути домой» сертификатом профессионального соответствия для журналиста.Все-таки при всей успешности проекта это – постоянный риск. Издатели идут на риск, выпуская каждый номер, распространители идут на риск, продавая. По устоявшемуся неписанному правилу, каждый новичок может бесплатно получить только 3–5 экземпляров на продажу.

«Самые отчаянные»

И вот тут от описания схемы распространения мы переходим к той самой технологии выживания. Человек получает несколько экземпляров издания и право выбора одновременно. Он может потратить заработанные деньги на дешевую выпивку, а может купить на них еще газет для последующей продажи. «Путь домой» может оказаться стартовым капиталом, пусть и очень небольшим, социально неуспешного человека с улицы. Ключевое слово – может. Редакция не настаивает на «правильном» решении, не подталкивает человека. Она дает возможность. Вопрос, надо заметить, щепетильный. Часть программ по работе с бездомными в России строится так, что социально исключенные люди вынуждены, так или иначе, отрабатывать «добро».А кроме того, вовлечение в продажу газеты позволяет снимать боль одиночества социально неуспешного человека. Этот психологический эффект никак не замерить или просчитать, но значение его не стоит недооценивать.Как рассказывает Аркадий Тюрин, сегодня среди распространителей газеты остаются только самые отчаянные. После того, как ситуация на «сером рынке» труда северной столицы несколько лет назад более-менее стабилизировалась, «Путь домой» лишился самых молодых и сильных бездомных людей. Экономическая стабилизация привела к тому, что, например, одежда секонд-хенд стала оседать в ночлежках и иных социальных учреждениях. Социально исключенные люди могут продавать ее, не прибегая к более трудозатратным технологиям.На долю газеты остались старики, инвалиды, люди с ментальными проблемами. Как подчеркивают в редакции, «Путь домой» будет издаваться, даже если у них останется всего два распространителя.Наибольшее количество постоянных, временных и разовых распространителей наблюдается в декабре. Тогда их число доходит до 40–50 человек. О непростых судьбах некоторых из постоянных продавцов можно прочесть на сайте газеты в сети.

Менеджмент by walking around

Организация работы и управления в издании заслуживает отдельного рассмотрения. Когда-то директор уличного журнала The Big Issue (Лондон) Ян МакАртур сформулировал принцип менеджмента by walking around, то есть такой системы управления, в которой акцент делается на мобильности руководителя и работника и на личных контактах. Этот принцип и взяли на вооружение в НСР.Зарабатывают на свою основную деятельность здесь на всем, на чем можно. Редактор газеты, обладающий навыками хорошей редактуры, готовит к изданию коммерческие книги на заказ, изрядная доля петербургских андерграундных музыкальных изданий на CD выходит в оформлении дизайнера из НКО.Помогают социально исключенным людям, не только предоставляя возможность заработать стартовый капитал или информируя их о том, как выжить в большом городе. За более чем десятилетнюю деятельность НКО накопило массу технологий помощи.Перечислять все не хватит никакой статьи. Остановимся на одном из ярких примеров того, как без денег можно спасти бездомного человека. Год назад в редакцию «Пути домой» позвонил знакомый художник и сообщил, что у них под лестницей поселился парень из Казахстана со сломанной ногой. Неудобств жителям дома новый сосед не доставлял, но работники журнала решили выехать на место, посмотреть на молодого человека. Как оказалось, вовремя. Дела с ногой были плохи.Сотрудники «Пути домой» связались со знакомым врачом скорой помощи и объяснили ситуацию. Разработали план спасения. На следующий день этот врач был на дежурстве, принял вызов по поводу казахстанского парня. И, хотя, адрес располагался не в том районе, где работал наш врач, он приехал на вызов. Рискуя своей профессиональной карьерой, он поставил диагноз «подозрение на чуму». Обман? Да, но с таким диагнозом берут в больницу, даже человека без регистрации. Бездомному молодому человеку спасли жизнь.Наконец, «Путь домой» имеет четкую стратегию привлечения читателей. Она проста и понятна каждому здравомыслящему человеку.Покупая уличный журнал «Путь домой», вы:– уверенно демонстрируете вашу социальную позицию;– даете человеку напротив вас почувствовать его значимость и радуетесь этому;– участвуете в большом международном проекте;– получаете в собеседники набор незаурядных людей – авторов журнала.Согласитесь, быть сопричастным такому делу для социально ответственного человека интересно и приятно. Хочется верить, что медиа-проект будет развиваться. Ведь, как рассказывают сами участники, деньги как таковые их не интересуют – интересно делать невозможное.

Бездомный... футбол

Смысл своей работы «Путь домой» видит в постоянном расширении активности. С 2003 года ребята объединились в рамках некоммерческого партнерства «Новые социальные решения», которое было создано для развития опыта издания и распространения уличных газет в России, а также интеграции социально исключенных людей в общество.«НСР» не только издает журнал, но и организует ряд соц-арт перфомансов, руководит собственной арт-студией. С 2003 года «зайки» играют в футбол.За это время партнерство провело уже три чемпионата по футболу и несколько внутрироссйиских соревнований по мини-футболу. Первый международный чемпионат в 2003 году прошел при поддержке ООН и УЕФА в австрийском Граце. В 2004 году состоялась первая выставка работ арт-студии бездомных – «Ковер на Перекупном» в Петербурге. С тех пор проведено более десяти арт-акций.В 2005 году команда российских бездомных выиграла первый чемпионат Европы по футболу среди бездомных в Гданьске (Польша). (В 2006-м – чемпионат мира по футболу среди бездомных в Кейптауне). А в 2006 году стали проводиться соц-арт перфомансы. Так, 17 января 2006 года на блокадной Дороге Жизни из мокрой одежды было возведено 100 памятников бездомным, «которые погибли и которые погибнут этой зимой».Арт-перфомансы и соревнования как публичные акции имеют еще один практический аспект в качестве гуманитарных технологий. Это прямая работа с населением Санкт-Петербурга, призванная переломить негативные установки в отношении бездомных людей. По данным исследований маркетинговой группы ECRO Research group, в 2003 году только треть населения северной столицы сочувственно относилась к бездомным людям. В 2007 году число таких граждан увеличилось до 55%. 2003 год – время начала публичных акций НСР. Удивительно, но факт: группа из четырех человек вместе с 20 единомышленниками за неполные четыре года сумела качественно повлиять на жителей пятимиллионного мегаполиса.В НСР приходят новые волонтеры, среди них достаточно молодежи. Большинство становятся временными или разовыми помощниками, но есть и те, кто связывает себя с НКО надолго.Среди партнеров НКО в России модный клуб «Грибоедов», магазин-клуб «Иллюзион», музыкальный магазин «Кайлас», издательский центр «Новое культурное пространство», рок-универсам Castle Rock Club, спортивный клуб «Метрострой», региональная благотворительная организация помощи лицам без определенного места жительства «Ночлежка», магазин-салон OFF, страховое общество «Регион», Арт-проект DOPING-PONG, студия юных журналистов «Редакция», детская благотворительная общественная организация «Упсала цирк». Из российских НКО журнал плотно сотрудничает с организациями чистых наркоманов и организациями, работающими с химически зависимыми людьми и бездомными, которых насчитывается около пятнадцати.Международные партнеры – аналогичные уличные газеты из других стран, входящие в INSP, благотворительные и спортивные организации. Теплые взаимоотношения сложились с газетой для бездомных людей изо Львова, эстонского Пярну, Гданьска. Вообще, члены INSP считают друг друга не только партнерами по общему делу, но и в каком-то смысле одной семьей.Пока не найдены точки соприкосновения лишь с органами власти. Участники НСР констатируют, что все отношения с государством у них исчерпываются тем, что они аккуратно платят налоги.

«Умереть хорошо»

В ближайших планах НКО – провести в самом конце августа в центре Санкт-Петербурга, в одном из дворов, арт-перфоманс с показом фильмов по теме жизни бездомных и употребляющих химические препараты людей. Акция станет первой в своем роде в России.Также «Путь домой» хочет вернуть в Россию звание чемпионов мира по футболу среди бездомных и построить дом-общежитие-хоспис для своих подопечных. Сейчас активисты занимаются поиском донора для строительства. «Хотим сделать так, чтобы им умиралось хорошо», рассказывают они.Признаться, в этой статье не хочется ставить точку. «Путь домой» и иные проекты НСР уникальны. НКО постоянно развивается. Поэтому какие-либо выводы делать рано.Информацию о деятельности «Новых социальных решений", часть номеров журнала и газеты, а также координаты участников НКО можно найти на сети по адресу www.putdomoi.ru.

Деньги и благотворительность. 2008. № 3(68). С 58–61.

 

Дата публикации: 28 сентября 2008

#пресса #тюрин #журнал #редактор #новости

 1608   94  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно