Трудности перехода. СП Кыргызстана
Не секрет, что на всех широтах бывшего СССР термином «социальное предпринимательство» пользуется очень ограниченное количество людей. Элитарное или – лучше – продвинутое меньшинство. К тому же, чаще всего, возникает такое предпринимательство из недр НКО и – отнюдь не с высокой миссией (социальной), а в силу жизненных обстоятельств… Ведь на гранты и другого рода финансирование (от нерегулярности больше похожее на подачки) не то что помогать нуждающимся, но оплатить такую простую, но важную статью, как коммунальные расходы, не всегда возможно. Так, существование организации оказывается под вопросом. Мы публикуем выдержки из магистерской работы Казбека Абралиева «Развитие социального предпринимательства в Кыргызской Республике».
Опыт некоммерческих организаций Кыргызстана по внедрению в практику идеи социального предпринимательства (СП) в первую очередь продемонстрировал свойственные республике проблемы и препятствия. Как и в России, в числе наиболее острых проблем – несовершенство законодательной базы, отнюдь не способствующее успешному развитию СП. Среди прочих, не менее важных проблем – и слабые навыки (или же практически полное их отсутствие) применения принципов и методов предпринимательства и внедрения инноваций – работниками НКО сектора. А глобально – просто-напросто нехватка квалифицированных кадров. По мнению представителей третьего сектора, социальные предприятия или применение методов ведения бизнеса вообще противоречат сущности, миссии, целям и задачам НКО.
Проводимые в стране дискуссии среди представителей некоммерческого сектора Кыргызстана отмечают в качестве самого главного препятствия для успешного внедрения и работы социальных предприятий – несовершенство законодательства. В данной проблеме особенно выделяются следующие вопросы:
- «нерациональности» и «неадекватности» налогов и налогового законодательства в отношении организаций социального предпринимательства, отсутствие налоговых преференций для них, связанных с их общественно полезной функцией;
- отсутствие в законодательстве как такового понятия о социальных предприятиях (то есть о социальном предпринимательстве – совмещении коммерции и социальной миссии – ред.) с их неким особым статусом и особым регулированием деятельности. Это, вкупе с первым вопросом, ведет к приравниванию их к обычным коммерческим предприятиям, их убыточности и невыгодности;
- коррупция среди работников налоговой инспекции и коррупционное давление на НКО.
Практика показала, что многие из тех НКО, которые делали шаги в направлении развития СП, потерпели неудачу во многом из-за тяжести налогового прессинга, сравнимого с давлением, оказываемым налоговыми органами на коммерческие организации. Имеющиеся в настоящее время налоговые преференции, предусмотренные законодательством страны для благотворительных организаций, не отвечают реальной ситуации и потребностям – вследствие сложности применения их на деле по отношению к НКО.
В то же самое время к проблемам законодательства, нерациональных налогов и неадекватного восприятия и понимая социальных предприятий в обществе надо не забыть добавить уже отмеченные: нехватку навыков и знаний ведения бизнеса в целом (среди руководителей и сотрудников НКО) и, конечно, дефицит квалифицированных специалистов. При этом отсутствие практического опыта ведения предпринимательской деятельности, незнание основ маркетинга, неумение проводить финансовый анализ, а также отсутствие высококвалифицированных бухгалтеров отмечаются многими работниками НКО сектора в Кыргызстане. О важности наличия высококвалифицированных работников (по теме СП – ред.) для успешной работы социального предприятия свидетельствует то, что ряд уже открывшихся ранее социальных предприятий были вынуждены прекратить свою деятельность именно из-за этих причин. Вместе с тем, имеется и более успешные истории развития… Как, например, общественный фонд инновационного образования «Перемена», который смог реализовать свои коммерческие проекты, во многом, именно благодаря опыту и знаниям своих сотрудников.
Существует и еще одно препятствие на пути развития социальных предприятий в Кыргызстане. Это отрицательное восприятие сотрудниками некоммерческих организаций, окружением НКО сектора, бенефициариями и в целом обществом применения в НКО методов ведения предпринимательской деятельности. Проблема эту горько осознавать, поскольку коротко и емко ее можно сформулировать, как неприятие идеи социальных предприятий в принципе. И здесь отсутствие публицистической информации (попросту – старой, доброй пропаганды) играет совершенно, что называется, не на руку потенциальным социальным предпринимателям. По уже довольно крепко устоявшемуся мнению, предпринимательство (то есть бизнес) противоречит сути создания и деятельности некоммерческих общественных организаций. НКО, даже понимая выгоды использования универсальных экономических законов, принципов и методов, опасаются, что, прибегнув к ним, они утеряют свою суть некоммерческих общественных организаций, и по этой причине продолжают работать старыми дотационными методами.
Одной из проблем для развития социальных предприятий, но не столь критичных, которую отмечают многие работники НКО, является отсутствие быстрого доступа к необходимому финансовому капиталу. Некоммерческая организация для получения кредита в банке сталкивается с более серьезными препятствиями по сравнению с коммерческими структурами (в силу своего общественного статуса и отсутствия требуемого залогового имущества).
В целом тенденция развития ситуации в данной сфере такова, что при отсутствии у многих НКО информации об идее социального предприятия они проявляют интерес к ее изучению, и довольно значительная часть осведомленных организаций хотела бы внедрить принципы работы социальных предприятий в свою практику. В то же время, раскрыть существующие проблемы и препятствия внедрения принципов СП в работу НКО позволило существование определенной (хотя и небольшой) части НКО, которая уже имеет опыт ведения социального предпринимательства. Этот опыт достаточно четко указывает на то, что для успешной работы социальных предприятий в стране требуется наличие некоторых практических навыков среди работников НКО сектора – по применению предпринимательских принципов, методов и инноваций для решения социальных задач, а также разработка необходимой законодательной базы и формирование соответствующего адекватного понимания и восприятия концепции социальных предприятий общественностью и государством. В то же самое время, часть работников НКО сектора придерживаются мнения о том, что истории успешных социальных предприятий позволяют работать уже сегодня, не ожидая, когда произойдут соответствующие благоприятные изменения в стране.
В сравнении с другими странами Центральной Азии в Кыргызской Республике все-таки есть тенденция к движению в сторону создания и функционирования социальных предприятий. Для активизации и ускорения этого процесса, по мнению работников третьего сектора необходимы более активные действия со стороны самих НКО, направленные на лоббирование социальных предприятий среди государственных органов, а также самих некоммерческих организаций.
Связаться с автором:
Казбек Абралиев ведет свой блог,
в том числе посвященный проблемам СП,
www.abraliev.com, e-mail
Примечания редакции
- Выдержки не являются точной копией работы Казбека Абралиева, так как: 1. изменены некторые формулировки; 2. термин НПО заменен на НКО (в Кыргызстане это синонимы);
- в отличие от России, в Кыргызской Республике, как и в Европе, термин «социальные предприятия» синонимичен «социальному предпринимательству». В России же социальными предприятиями в законодательстве называют некоммерческие госструктуры по оказанию социальных услуг населению.
Автор: Казбек Абралиев
Дата публикации: 1 апреля 2009
#законодательство #налоги #нко #социальные предприниматели914 50