Знак качества для социального бизнеса
Кто такой социальный предприниматель? Чем социальный бизнес отличается от обыкновенного? Возможно, уже в ближайшем будущем из умозрительных подобные вопросы станут насущными. Превращение социального предпринимательства в массовое движение, в так называемый четвертый сектор экономики, с большой вероятностью потребует и отдельного законодательного статуса, и особого налогового режима, и, главное, четких критериев, по которым можно определить, какое предприятие является социальным. За рубежом, в частности в Великобритании, сертификация социальных предпринимателей является распространенной практикой. В ближайшее время сертификация будет запущена и в России.
В Соединенном Королевстве социальное предпринимательство зародилось около 20 лет назад, и к сегодняшнему дню оно стало неотъемлемой частью местной экономики. Между социальными предприятиями, которых в Великобритании насчитывается уже более 70 тысяч, распределяется немалая доля социальных услуг населению, в стране существует «Закон о социальных благах», а также «Закон о компаниях, действующих в интересах общества», которые создают благоприятные правовые условия для функционирования социальных предприятий. «Закон о социальных благах», в частности, при принятии решений о государственных закупках делает обязательным рассмотрение не только экономического, но и социального и экологического эффекта от закупки у того или иного поставщика, что открывает для социальных предприятий доступ к внушительному государственному заказу. Быть социальным предприятием в этой островной стране стало не только модно, но и порой выгодно, что привело в ряде случаев к своего рода имитации социальной деятельности. Возник запрос на независимую экспертную организацию, которая могла бы отделить обычный коммерческий бизнес, создающий себе имидж социального, от предприятий, решающих реальные социальные и экологические проблемы. Так появилась британская система сертификации.
Чисто английская сертификация
Методологию сертификации социальных предприятий — с опорой на местное законодательство — разработали и уже несколько лет реализуют на практике специалисты частной британской компании The Social Enterprise Mark CIC (Community Interest Company).
Чтобы пройти сертификацию, английское социальное предприятие должно соответствовать следующим шести критериям.
- Компания должна иметь социальную или экологическую цель, подтвержденную уставом, меморандумом или иным документом, доступным для общественности.
- Организация должна быть независима от государства или более крупных организаций.
- Более 50 % доходов организация должна получать от продажи товаров или услуг.
- Более 50 % прибыли должно направляться на социальные или экологические цели, для реализации которых и создавалось предприятие.
- При ликвидации бизнеса все активы должны быть направлены на социальные или экологические цели, заявленные учредителями. Данное обязательство должно быть также закреплено документально.
- Предприятие должно представить подтверждение, что его деятельность решает социальную или экологическую проблему.
Наравне с действующим бизнесом, сертификацию может пройти и начинающее социальное предприятие, предоставив прогноз доходов и расходов на два первых года операционной деятельности, устав, бизнес-план и документы об источниках финансирования. Предприятие при этом должно удовлетворять критериям 1, 2, 4, 5. Достижение критериев 3 и 6 должно произойти не позднее чем через 18 месяцев после получения сертификата — «Марки».
Требования довольно жесткие, но, по мнению руководителя дирекции разработки программ Фонда «Наше будущее» Станислава Заботина, вполне оправданные. «Это позволяет отсекать недобросовестных бизнесменов, пытающихся эксплуатировать «бренд социальности», – говорит Станислав. – В индустрии социального предпринимательства должны работать люди с особой мотивацией. Что, кстати, сказывается и на качестве социальных услуг. Одно дело, если уход за пожилыми организует человек, которому все равно, на чем зарабатывать, другое — если владелец бизнеса воспринимает его как свою миссию, как служение».
Сертификат The Social Enterprise Mark CIC является своего рода особой отметкой, сообщающей потребителям, – государственным организациям или частным лицам, что конкретное предприятие действительно работает на благо общества и при этом действует на принципах самофинансирования.
Процедура сертификации от The Social Enterprise Mark Community Interest Company — платная. Первое время она стоила 99 фунтов, сейчас — уже порядка 500, причем цена зависит от оборота компании. В среднем сертификация обходится в 0,5 % от годовой выручки (доход небольшого семейного социального предприятия в Великобритании колеблется в диапазоне от 100 до 500 тыс. фунтов в год). При этом сама процедура сертификации максимально упрощена и по большей части проходит дистанционно через интернет.
Россия: изучить и внедрить
В декабре 2014 года сотрудники Фонда «Наше будущее» Станислав Заботин и Екатерина Бесшапошникова в ходе стажировки в The Social Enterprise Mark Community Interest Company в нюансах изучили английскую методику сертификации социальных предпринимателей. Основной целью поездки был сбор информации и освоение нюансов процедуры сертификации и практики ее применения с целью создания аналогичной российской системы.
«Нашей задачей было посмотреть на процесс изнутри и разработать свою процедуру сертификации, которая соответствовала бы российским законодательным реалиям и уровню развития социальных предприятий в нашей стране, – отмечает Екатерина Бесшапошникова, руководитель образовательных программ Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». – И здесь, как и в других инициативах Фонда «Наше будущее», мы исходим прежде всего из интересов социальных предпринимателей: подтверждение статуса социального предприятия позволит им получить дополнительные возможности продвижения и сбыта их товаров и услуг, что в сегодняшней ситуации является ключевым фактором выживания и развития».
Предполагается, что в нашей стране сертификацией будет также заниматься независимая негосударственная структура. Процедуру можно будет проходить в онлайн-режиме, ее продолжительность составит около месяца. Стоимость российской сертификации будет варьироваться от 5 до 180 тысяч рублей и, как и в Великобритании, будет зависеть от оборота компании.
Что это дает?
«Конечно, у социального предпринимателя не может не возникнуть вопрос: «А зачем мне, собственно, этот сертификат?», – говорит Станислав Заботин. – В Англии вместе с сертификатом предприниматель получает от The Social Enterprise Mark Company мощную маркетинговую поддержку. Как правило, средние и малые социальные бизнесы не имеют финансовых ресурсов, чтобы самостоятельно нанять хотя бы одного маркетолога или пиарщика, и сертифицирующая организация отчасти восполняет этот пробел: помогает продвигать продукцию предпринимателя в интернете, на профильных мероприятиях, на конференциях. Кроме того, продукция сертифицированных социальных предприятий маркируется специальными значками, знакомыми британскому потребителю. Это привлекает внимание и создает в глазах покупателя дополнительную социальную стоимость: люди понимают, что они не просто покупают некий товар, а помогают обеспечить доступ к чистой воде в Африке или собрать деньги на приют для бездомных».
По словам Станислава Заботина, логика развития российской системы сертификации будет идти примерно в этом же направлении. Главная ее цель — способствовать формированию полноценной инфраструктуры социального бизнеса в России, объединить самых разных игроков в различных отраслях и регионах. Также программа сертификации предполагает разработку специальной маркировки для товаров сертифицированных производителей.
«Мы надеемся, что с помощью сертификации удастся создать основу для единого маркетингового продвижения продукции социальных предпринимателей на российском рынке, в частности в крупнейших торговых сетях, – говорит Екатерина Бесшапошникова. – Кроме того, это еще один шаг к формированию в России культуры массового потребления продуктов и услуг, созданных социальными предпринимателями».
Преимущества и бонусы
Преимущества от внедрения социального сертификата могут быть, по мнению экспертов Фонда «Наше будущее», самыми разнообразными. Так, сертификация должна облегчить предприятиям доступ к получению государственного заказа на предоставление социальных услуг населению.
Еще один круг потенциальных партнеров социального бизнеса — крупные компании. В рамках своих программ корпоративной социальной ответственности (КСО) многие из них обращаются к услугам социальных предпринимателей. Как показывает английский опыт, крупный бизнес, как и государство, охотнее имеет дело именно с сертифицированными предприятиями. Так, недавно UBS-банк заказал у британского социального предпринимателя, трудоустраивающего инвалидов, услуги на 100 млн фунтов. Банк в любом случае купил бы эти услуги на открытом рынке, но отдал —среди прочих конкурентов — предпочтение именно сертифицированной социальной компании, так как данное решение позволило банку реализовать свою программу корпоративной социальной ответственности. При этом для такой строго регламентированной структуры, как банк, наличие у социального предпринимателя сертификата было одним из обязательных требований.
По мнению экспертов сертификат станет своего рода знаком качества и дополнительной гарантией надежности социальных предприятий, а со временем все сертифицированные компании войдут в единый реестр социальных предприятий.
Старт российской сертификации
При содействии Фонда «Наше будущее» для апробации процедуры сертификации в нашей стране компания The Social Enterprise Mark CIC провела тестовую сертификацию десяти российских социальных предприятий. Первопроходцами стали некоммерческое партнерство «Коломенский центр развития познавательного туризма «Город-музей», «Горький Хостел», «Социальный гериатрический центр «Опека», Туристическое агентство для инвалидов «Либерти» и некоторые другие компании. Все они получили подтверждение соответствия критериям социального бизнеса. «The Social Enterprise Mark не имеет полномочий для сертификации компаний, зарегистрированных в России, – говорит Екатерина Бесшапошникова. – В данном случае английская сертификационная компания после проведения всех необходимых процедур подтвердила, что эти российские организации, если бы они работали в Великобритании, были бы признаны социальными предприятиями».
Эксперты Фонда «Наше будущее» планируют представить российскую методологию сертификации социального предпринимательства 19 мая 2015 года на Слете социальных предпринимателей в Москве. Там же состоится награждение 10 социальных предприятий сертификатами The Social Enterprise Mark CIC и Фонда «Наше будущее».
Дата публикации: 24 апреля 2015
#социальное предпринимательство #сертификация социального предпринимательства #фонд наше будущее1442 186