Пятый элемент – это не фантастика, а социальный бизнес
В фильме "Пятый элемент" герои спасали мир. В Югре решили, что настоящие герои – это социальные предприниматели, которые мир пусть не спасают, но делают его лучше, оказывают социальные услуги, решают проблемы общества, трудоустраивают уязвимые категории населения и т. д. В регионе проработали мощную комплексную систему поддержки этого бизнеса, причем задолго до появления федерального законодательства и реестра. Как итог – на 1 млн 600 тысяч человек, проживающих в регионе, приходится 204 официально зарегистрированных социальных предприятия (итоги реестра можно посмотреть здесь). И это очень хороший баланс.
Чем обусловлены эти достижения, об улучшении индекса человеческого капитала и качества жизни югорчан, итогах реестра и системе пяти элементов в интервью "Новому бизнесу" рассказала заместитель директора Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Лариса Шанаурина.
Улучшение индекса человеческого капитала
- Итак, реестр социальных предприятий сформирован. Его результаты известны. Но в чем вы видите его задачу? Зачем предпринимателям в него вступать?
- Во-первых, официально зарегистрированные социальные предприятия могут рассчитывать на приоритетную поддержку. И многие меры помощи теперь привязаны к наличию этого статуса.
Во-вторых, на мой взгляд, идеология реестра исходит из задачи идентифицировать эту категорию предпринимателей. Это важно для создания профессионального сообщества, плюс так мы можем оценить эффективность мер поддержки, оказываемых этому бизнесу, и в итоге сможем улучшить условия ведения предпринимательской деятельности в определенной сфере.
- Казалось бы, в поддержке нуждается любой бизнес, так почему приоритет именно социальным предпринимателям?
- Они не просто строят бизнес, увидев какую-то благую цель, они решают социальные проблемы. И используют при этом новаторские подходы. Получая поддержку от государства, такой предприниматель будет оказывать социальные услуги в условиях здоровой конкуренции. А это приведет к улучшению качества жизни, росту инвестиций, а в дальнейшем – и к развитию экономики. То есть в целом мы можем говорить про улучшение индекса человеческого капитала.
Именно рынок услуг в социальной сфере стал своеобразным катализатором формирования новой экосистемы, которую мы сейчас называем "социальным предпринимательством". Он потребовал появления комплексной поддержки, в том числе создания специализированных организаций инфраструктуры. Например, в нашем регионе был создан один из первых в стране Центров инноваций социальной сферы (узнать полный перечень и адреса региональных ЦИСС можно на портале "Новый бизнес" в рубрике "География" – ред.).
Так что реестр необходим для идентификации профессионального сообщества, а также он призван гарантировать адресную поддержку.
Цифры, факты и немного географии
- Давайте проанализируем итоги реестра для Югры…
- У нас было 223 заявки от организаций, которые занимаются социальным бизнесом, по 204 из них было положительное решение. Это говорит о том, что предприниматели ответственно подошли к этому процессу, а отраслевые органы власти и организации инфраструктуры поддержки предпринимательства осуществляли его сопровождение – они помогали, взаимодействовали с теми, кто претендовал на включение в реестр.
Войти в него смогли предприниматели Югры из всех четырех категорий. Самая многочисленная была 4-я: деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем.
Если брать по сферам деятельности, то 43 % организаций, вошедших в реестр, – из области образования, 23 % – социального обслуживания, 19 % – физической культуры и спорта. Немного меньше предпринимателей из сфер здравоохранения и культуры. И есть отдельные предприятия, которые обеспечивают занятость социально уязвимых категорий.
Из 22 муниципальных образований региона зарегистрированные социальные предприятия присутствуют в 19. То есть получилось охватить весь регион.
- А как вам все это удалось?
- У нас была подготовлена почва для этого. За полтора года до принятия федерального закона о социальном предпринимательстве у нас уже действовал региональный закон (ст. 5.1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства,
осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства - ред). Так что к "часу икс" у нас уже активно реализовывались различные акселерационные и образовательные программы, оказывались консультативные услуги, предоставлялись кредитные продукты и льготный доступ к муниципальному имуществу, в разных формах была финансовая поддержка: субсидии, сертификаты, гранты и т. д.
Итоги реестра – это результат, как мы называем, системы пяти элементов. Это: инфраструктура поддержки, НКО, бизнес, власть, население. Все они участвуют в формировании социального предпринимательства в регионе. Как только выпадает один элемент, все – система не сможет интегрировать социально значимый результат.
Только индивидуальных консультаций по вступлению в реестр мы оказали более 1000. Провели 11 заседаний комиссии по рассмотрению заявок и, уверяю вас, досконально изучили каждого претендента! Все это позволило нам занять одну из лидирующих позиций.
Не количество, а качество
- Все социальные предприниматели региона вошли в реестр?
- 204 социальных предприятия – это первый опыт оформления, да еще сложная эпидситуация… Полагаю, что в следующем году мы получим большее количество. Кроме того, дело ведь не в количестве, а в качестве!
Знаете, мы в этом году провели конкурс "Лучший поставщик услуг в социальной сфере". Он проводится для негосударственных организаций и ИП, оказывающих услуги в социальной сфере. Было подано 23 заявки. И самое для меня удивительное было то, что все лидеры имеют статус СП! Хотя мы не ставили каким-либо условием его наличие. Это говорит о том, что в реестр вошли лучшие – элита! Они не случайно попали в реестр, они действительно заинтересованы в поддержке, в качестве услуг, они креативны и вкладывают душу в свое дело!
Мы уже провели большую работу с предпринимателями, вошедшими в реестр, и опросили каждого о том, какие меры действительно востребованы, что им нужно.
- И какие?
- По итогам I полугодия финансовую поддержку в общем размере около 30 млн рублей получили 135 социальных предпринимателей.
Также среди актуальных мер поддержки – информационная и имущественная. Так, социальные предприниматели могут взять в аренду муниципальное имущество с минимальным коэффициентом, фактически льгота составит 90 % от начального размера арендной платы.
А во время опроса оказалось, что у них огромный запрос на обучающие программы и акселераторы (кстати, сейчас в ХМАО-Югра стартовал акселератор "Формула роста" и начала работу восьмая Школа социального предпринимательства – ред.). Они ставят во главу угла образование, рост, масштабирование, упаковку проекта для привлечения инвесторов, специальные кредитные программы, работу по взаимодействию с властями – вот что оказалось наиболее важным для социального бизнеса. И мы понимаем, что если все это проработаем, то умножим количество наших социальных предпринимателей и эффект от их деятельности.
Дело даже не в финансах, хотя это важно, а в том, чтобы бизнес почувствовал себя нужным.
- И как это сделать?
- Профессиональным сопровождением социальных бизнес-проектов. Мы помогаем им идти и развиваться. Да, бизнес – дело рискованное, но когда предприниматель чувствует поддержку и понимает, что его вклад в решение социальных проблем оценен властью, он начинают верить, что его не оставят без прикрытия.
- А сколько же у вас всего мер поддержки?
- Есть финансовые, консультационные, имущественные, налоговые, и в каждой из них свои подкатегории. Не ошибусь, если скажу, что их не меньше 60 по различным направлениям.
От человека к человеку – так рождается социальный бизнес
- 60 мер – это просто фантастическая поддержка! Но вы сказали, что эта помощь началась давно. А почему так произошло? Это была инициатива от бизнес-сообщества или власти начали развивать новое направление сознательно?
- Скорее, был запрос от населения, которому нужны качественные услуги. Понимаете, все идет от человека. И когда мы выстраиваем политику "от человека к человеку", получается все логично и правильно. "А давайте-ка мы разовьем социальный бизнес", – нет, такого мы не выдумывали. Но мамочкам, например, надо было отправить детей в детский сад, чтобы выйти на работу. И мы стали создавать условия, чтобы такие предприятия появились. Вот в чем наша главная задача – создание условий для появления социальных проектов.
В реестре поставщиков услуг социальной сферы по состоянию на начало июля этого года было 775 социальных предпринимателей, которые за первое полугодие 2020 года оказали более 23 000 услуг населению.
- Расскажите про интересные примеры социального бизнеса в регионе.
- Лучшие проекты, считаю, это те, что реализуются с индивидуальным креативным подходом. Например, У Дарьи Мироновой проект по дошкольному образованию, уходу и присмотру за детьми. Она занимается всесторонним развитием ребенка (упражнения по мелкой моторике, сенсорике и т.д.), делает акцент на инновационные подходы.
Центр дополнительного профессионального образования и речевого развития "Веста", Региональная общественная организация Центр развития гражданских инициатив и социально-экономической стратегии ХМАО-Югры "ВЕЧЕ", которая оказывает услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам, занимается социальным такси, подготовкой опекунов несовершеннолетних и т. д. Физкультурный центр "Олимп", где оказываются услуги по физкультуре и спорту. И это только одни из многих.
Наши социальные предприниматели применяют нестандартные, креативные подходы, их сила и конкурентоспособность в разных услугах. Акцент идет на повышение качества жизни людей. И важно, что помогая социальному бизнесу с масштабированием, обучением, открытием новых проектов, мы не дублируем государственные полномочия, мы выступаем с бизнесом партнерами в достижении этих целей.
Фото предоставлено Ларисой Шанауриной.
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 6 октября 2020
#поддержка сп #хмао-югра #реестр социальных предпринимателей1448 5