«Больше, чем покупка!»: движение продолжается

Более трех лет назад, а точнее — 28 января 2014 года, на двух АЗС «ЛУКОЙЛ» впервые появились стенды с магазинной тележкой, внутри которой лежало красное сердечко. Это логотип проекта «Больше, чем покупка!», который был создан Фондом «Наше будущее» и компанией «ЛУКОЙЛ». Его идея заключается в том, чтобы продавать в мини-маркетах на заправочных станциях продукцию социальных предпринимателей. О достижениях и планах на будущее порталу «Новый бизнес» рассказала руководитель проекта «Больше, чем покупка!» Лена Карин.

Проекту «Больше, чем покупка!» три года. Чего удалось достигнуть за это время?

Главное богатство проекта — это люди, талантливые, ранимые, смелые, активные. Все они социальные предприниматели, которых мы искали по всей стране. За эти годы мы провели много семинаров и мастер-классов, где рассказывали о возможностях проекта и предлагали в нем участвовать всем тем, кто нуждался в сбытовой поддержке. Мы убедились, что сбыт — действительно самая острая проблема для социальных предпринимателей. Порой они не знают, как продать свой товар, как рассказать о его значимости. Мы выбрали тех, кто знает и умеет делать нечто неординарное и помогать людям, и дали им возможность реализовывать свою продукцию на заправочных станциях.

Так появились первые 35 поставщиков и первые 10 АЗС «ЛУКОЙЛ» со стойками «Больше, чем покупка!» с товарами социальных предпринимателей, в мини-маркетах которых была минимальная наценка и бесплатная аренда для социальных предпринимателей.

Время шло, мы поддерживали слеты социальных предпринимателей, а в стране росла база поставщиков вместе с пониманием того, что на самом деле можно сделать, чтобы изменить среду, в которой живем. Некоторые предприниматели даже не подозревали, что они занимаются социальным бизнесом. Мы приходили к этому вместе, а некоторых мы вдохновили на развитие в этом направлении. В итоге кто-то пригласил на работу людей с ограниченными возможностями, кто-то переориентировал свой бизнес и начал возрождать народные промыслы и забытые народные рецепты. Это вдруг оказалось очень востребованным, и мы вместе радовались успехам.
Росла зона присутствия проекта на АЗС «ЛУКОЙЛ», точек продаж становилось все больше. Сейчас их уже 150 и примерно столько же компаний в базе поставщиков.

Какие именно категории товаров нуждаются в активном сбыте?

Больше всего в сбытовой поддержке нуждаются народные промыслы, наше историческое и культурное богатство. Фабрики сейчас больше похожи на артели, а некоторые производства вообще существуют на квартире своего директора — это крайняя степень выживания. Недавно к промыслам приравняли и ремесленников — это огромное достижение для страны. Да, им всем положена помощь государства. Но даже выигрывая бесплатные гранты, такие предприниматели находятся в бедственном положении — проблем слишком много. Единственное, что им нужно, — это стабильный сбыт, основа любого бизнеса, поэтому мы всегда будем поддерживать тех, кто возрождает народную культуру.

Люди неактивно это покупают — мы же привыкли к промыслам с детства, нам кажется, что эта красота будет вечно, а тем временем мастеров становится все меньше. Ремесла нужно срочно спасать. Надо делиться информацией, увлекать молодежь красивой подачей, а туристов — оформленными местами продаж.

Как сейчас развивается проект «Больше, чем покупка!»?

Когда я пришла в проект как руководитель и дизайнер, то первым делом поняла, что необходимо расширять возможности в сторону оказания помощи еще до организации сбыта, на стадии разработки ассортимента и маркетинга. Так в проекте «Больше, чем покупка!» появилась партнерская часть. Мы стали коллегами с социальными предпринимателями, которые уже организовали рабочие места. Многим еще нужно помочь с выбором направления, упаковкой, дизайном, логистикой. Круг возможных поставщиков стал шире. Люди перестали бояться и стали делать красивые вещи.

Мы не останавливаемся на достигнутом. Тем, кто прошел конкурсный отбор, мы не только предоставляем площадку для размещения продукции, но и оказываем комплексную поддержку — создаем линейку ассортимента, разрабатываем дизайн, помогаем определить правила торговли, делая предприятия наших поставщиков рентабельными.

Как проходит конкурсный отбор? Сложно ли его пройти?

Конкурс — это совместная с нашими партнерами из «ЛУКОЙЛа» выборка тех поставщиков, кто будет участвовать в проекте. Параметры просты — товар будут оценивать покупатели. У нас же бизнес, а не благотворительная ярмарка пожертвований.

Те, кто не прошел в первый раз, могут продолжать работать сами или с нами над ассортиментом, чтобы продукция стала более эффективной и предсказуемой в продажах. И тогда конкурс станет победой. Для нас и для них. Это и есть партнерство.

Много ли вам приходится отсеивать проектов?

Да, потому что далеко не все нуждаются в сбытовой поддержке — некоторые просто хотят найти еще один рынок сбыта. Наша задача не заработать любой ценой как можно больше, а заработать с идеей. Есть и те, кому мы начинаем помогать, и видим, что они привыкли получать гранты и вовсе не рвутся зарабатывать сами. Мы же не будем за них делать бизнес, но помочь готовы, главное — их желание работать. У нас очень много механизмов проверки будущего партнера, но иногда, задав всего несколько вопросов, мы понимаем, по пути нам или нет.

Помимо точек продаж на АЗС «ЛУКОЙЛ», как вы еще реализуете продукцию своих подопечных?

Сейчас мы работаем в двух новых направлениях — это розничные продажи в торговых сетях и корпоративные подарки. Делать подарки всегда приятно, а делать их, понимая, какую пользу ты приносишь людям, — особое удовольствие. Сейчас для корпоративных клиентов мы отрабатываем новый ассортимент — вещи ручной работы.
А вот сотрудничество с крупными торговыми сетями — это сложный процесс. Пока самая близкая к федеральным сетям компания — это компания «Ми&Ко», которая занимается производством косметики и бытовой химии из экологически чистых материалов. Когда-то мы ей помогали стартовать, а сейчас она уже твердо стоит на ногах и справляется сама. Сегодня товары этой марки уже продаются в разных торговых сетях, например в ТЦ "Твой дом".
Когда необходимо соответствовать множеству параметрам самих сетей мы понимаем, что для многих предпринимателей это почти неподъемно. Мы гордимся теми, кто прошел этот путь, — вот Cocco bello сейчас продает свой товар в двух сетях, и я знаю, сколько сил и мужества понадобилось хрупкой Гузель Санжаповой, чтобы добиться такого результата.

Какие товары из «Больше, чем покупка!» особенно полюбились покупателям?

Как ни странно, одни из самых популярных по продаже — это светильники старейшего социального предприятия УРП «Свет». Их собирают люди с инвалидностью по зрению. Эти светильники ничем не отличаются от тех, что продаются в других магазинах, но производство организовано так, что стоят они дешевле.

С удовольствием покупают маленькие сувенирные валеночки «Северной мануфактуры». Их берут даже летом, что-то есть такое теплое в этих брелочках, западающее в душу, что невозможно пройти мимо них. Ну и, конечно, авторские работы «Веселого войлока» и «Мастерской Черниковых» тоже пользуются огромным спросом. Пледы ООО «Шетрик» — красивые и большие, их всегда не хватает.

Все эти проекты показали лучшие продажи. Это яркие социальные примеры, которые доказывают, что если правильно все организовать, то будет и спрос. Мы всегда их приводим в пример.

В чем основа их успеха, как вы считаете? Они предлагают необычный товар, грамотно продумывают все шаги?

Во-первых, конечно, у них качественный креатив. Они придумывают не просто социальный, но и яркий проект — это дорогого стоит. Идея — самая сложная часть в создании проекта. Они тратят на развитие очень много личного времени, болеют душой за свое дело. Тут обязательно нужна предпринимательская жилка, ведь главное — нащупать что-то неизбитое и интересное. Например, Наталья Никитина, которая создала в Коломне музей, — у нее не было никаких предпосылок, кроме желания сделать что-то хорошее, нетленное и народное. В итоге родился проект «Музей пастилы», который преобразил Коломну. Мы с удовольствием предлагаем коломенскую пастилу в корпоративные подарки.

А каким должен быть кандидат, чтобы войти в проект?

В первую очередь мы поддерживаем народные промыслы. Они в таком тяжелом положении сейчас, что мы очень рады, если кто-то взялся поднимать народные промыслы. В этой сфере трудности испытывают и крупные производства, и маленькие фабрики. Мастеров почти не осталось, сбывать товар некуда, поэтому тот, кто хочет сохранить это, — наш клиент.

Всегда испытывают трудности НКО. Им нужно как-то выживать, чтобы делать свою основную работу. Они начинают что-то производить, и если им хватает инициативы, времени и сил, то мы, конечно, готовы их рассмотреть как потенциального поставщика.

Но при этом они должны как минимум брать под крыло социально незащищенные категории граждан, обеспечивая их рабочими местами, или как-то иначе решать социальные проблемы в своем регионе — то есть быть социальными предпринимателями.

Кроме того, мы работаем с благотворительными фондами, которые стараются реализовать свою продукцию. Пример — фонд «Помогать легко», который создает сувенирную продукцию с рисунками тяжелобольных детей. На АЗС «ЛУКОЙЛ» продаются их открытки, блокноты, калейдоскопы — их очень хорошо покупают.

Нет ли в планах начать продавать продукцию социальных предпринимателей в интернете?

На Новый год мы хотим сделать себе подарок и открыть сайт, где будем делиться новостями проекта и наших поставщиков, выкладывать фотографии из нашей мастерской в Ромашкове, где дизайнеры вместе с социальными предпринимателями дорабатывают товар — расписывают что-то вручную, придумывают варианты упаковки, пишут веселые инструкции. У нас накопилось уже очень много историй, которыми мы хотим поделиться.
Пока мы планируем открыть оптовый интернет-магазин, где можно будет купить товары для розничных магазинов, чтобы начать свой социальный бизнес в области торговли.

Уже в декабре может быть принят закон о социальном предпринимательстве. Чего вы ждете от него, как он отразится на вашей работе с поставщиками?

Я надеюсь, что им станет легче с нами сотрудничать. Сейчас, чтобы принять участие в проекте «Больше, чем покупка!», все-таки требуются серьезные вложения, а далеко не всем просто найти стартовый капитал даже при наличии гениальной идеи. Надеюсь, что закон о социальном предпринимательстве поможет тем, кто только начинает. Очень верю в то, что это повлечет создание государственных программ по поддержке социального бизнеса. Мы ждем и мечтаем о том, чтобы продукцию социальных предпринимателей можно было купить в любом магазине нашей страны. Осталось совсем чуть-чуть.

Автор: Евгения Пикулёва

Дата публикации: 17 октября 2017

#больше чем покупка

 2683   184  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно