Горький, сладкий, соленый…

С 1 января 2015 года понятие «хостел» появилось в нормативных актах Российской Федерации, регулирующих гостиничный бизнес. Хостел — это молодежная гостиница с двухместными и многоместными номерами, с общей зоной отдыха и кухней самообслуживания и санузлами на этажах, хотя уже сейчас встречаются такие форматы хостелов, где ряд номеров имеет собственный душ и туалет. Но самое главное — это дух общения. Ты не просто сидишь один в своем номере, ты можешь выйти посидеть в холле, познакомиться с другими туристами, пообщаться.

В Нижнем Новгороде одним из первооткрывателей направления стала Екатерина Смирнова. Ее первая молодежная гостиница получила название «Горький хостел», вторая — «Сладкий хостел», третья — «Нижний хостел». Вместе с мини-отелем «НиНо» хостелы Екатерины Смирновой способны принимать до 200 гостей города. О том, как запустить успешный бизнес на бюджетных гостиницах, рассказывает Екатерина Смирнова.

«Я была председателем региональной молодежной организации и то и дело сталкивалась с необходимостью размещать гостей из других городов. Так я познакомилась с гостиничным сервисом Нижнего Новгорода. Честно сказать, соотношение цен и стипендий просто поразило мое воображение. Стоимость номера в самой дешевой гостинице в то время составляла порядка двух с половиной тысяч рублей. Средняя стипендия — порядка трех тысяч. Это и подвело меня к идее создания экономичной гостиницы для молодежи и людей «молодых душой». Воплотить идею удалось в 2011 году. Я поделилась идеей с братом, который рассказал мне о таком формате индустрии гостеприимства, как хостелы. На тот момент в регионах России их было очень мало, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В Нижнем Новгороде вообще не было ни одного. Проект первого нижегородского хостела мы прорабатывали вместе с моим молодым человеком: искали помещение, составляли бизнес-план, знакомились с законодательством. Дело в том, что тогда в российском законодательстве такого понятия, как хостелы, вообще не существовало. И было непонятно, по каким нормам его создавать, каким требованиям и правилам он должен соответствовать. Лето и осень ушли на исследование этого рынка. Информацию собирали по крупицам, так как собственники аналогичных бизнесов не хотели делиться опытом. На поиски подходящего помещения с приемлемой для нас арендной ставкой мы потратили три месяца, да и не все арендодатели верили в успешность нашего проекта. Просто никто — в особенности люди старшего поколения — не верил, что это будет работать. Когда мы еще только работали над бизнес-планом, когда приходили с ним к разным людям, нас очень часто переспрашивали: «Как-как? Хоспис? Хостес? О чем вы говорите?» Сегодня это кажется забавным, а тогда это было абсолютно новое понятие и абсолютно новая тема. И мы решили называться молодежными гостиницами, так легче объяснить людям, куда они селятся.

Сама идея хостела — гостиницы-общежития, где в одной комнате останавливаются несколько не знакомых между собой человек, — долгое время казалась абсурдной не только потенциальным арендодателям, но и части нашей целевой аудитории. Вскоре после того, как мы открылись, меня пригласили выступить на одном молодежном семинаре. И даже там из зала доносились саркастические смешки в духе: «Кто на такое согласится? Кто станет так жить?»

Название «Горький хостел» родилось у меня мгновенно! Все знают, что Нижний Новгород раньше носил имя великого писателя Максима Горького, которого мы чтим и уважаем. В его честь и назвали хостел.

Первый хостел мы открыли на собственные и заемные средства, плюс помогли родственники. Ремонт делали вообще собственными силами — бесплатно или за чисто символическое вознаграждение. Приходили друзья, помогали шкурить, красить, расставлять мебель. Все — от ремонта и дизайн-проекта до авторской мебели и сайта хостела — делалось не столько за деньги, сколько по вдохновению, за идею, по принципу «свои для своих». Подобным образом был решен и вопрос набора персонала. На работу в «Горький хостел» мы взяли студентов, которые изучают экономику туризма.

Но у нас получилось: мы нашли деньги, подобрали помещение на Большой Покровской в историческом центре города. От идеи до запуска прошел ровно год. 6 марта 2012 года в наш «Горький хостел» заехал первый гость. Им стал турист из Санкт-Петербурга.

Чем так привлекателен наш хостел? Наши гости получают возможность снимать недорогое жилье в самом центре города и — что немаловажно — жить в атмосфере дружелюбия и доброжелательности. Несмотря на то, что внешне все выглядит достаточно просто, далеко не каждая бюджетная гостиница — это хостел. Вы можете снять помещение на окраине города, можете поставить в него, как в казарму, десяток двухэтажных кроватей и раковину, можете сделать одну душевую в конце коридора… и получите банальное общежитие, устроенное по принципу «дешево и сердито». Главное, что отличает нас, — это дух хостела, его атмосфера. У нас постояльцы знакомятся друг с другом, нередко бывает так, что люди, приехавшие к нам порознь, начинают общаться, составлять совместные маршруты.

Хостел — это не просто место, где можно переночевать за небольшие деньги. Эта недорогая гостиница, по сути, работает как генератор возможностей. Возможности отправиться в путешествие — для тех, кому еще недавно это было не по карману. Возможности хотя бы в чем-то изменить свою жизнь. Возможности познакомиться с людьми и, наконец, показать себя. Именно в этом ценность, в этом — социальная миссия хостела.

У нас недавно останавливались школьники, приехавшие на музыкальный фестиваль. Они несколько лет подряд не могли выбраться на это мероприятие просто потому, что не могли найти в городе нормальное жилье по подходящей цене. На конкурсе они заняли второе место.

«Горький хостел» стал популярным местом у туристов и при вложениях в два миллиона рублей окупился за три года. Удачный старт вселил уверенность в собственные силы, и мы решили расширяться.

Отработанный и доказавший свою успешность механизм деятельности — правильный выбор места в центре города, современный экономичный дизайн и молодой, инициативный персонал, готовый к творческой работе, — стал основой для развития проекта.

Хотя о расширении бизнеса мы думали с самого начала. «Горький хостел» может принять единовременно до 40 постояльцев, и он физически не в силах справиться с потоком туристов, желающих побывать в нашем городе.

Со «Сладким хостелом» — это наша вторая гостиница — другая история. В течение года я писала проект, который направила на конкурс «Социальный предприниматель», который проводит Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Я выиграла конкурс, и мы получили беспроцентный заем на длительный срок. Это больший объем средств — соответственно более вместительный хостел. Мы также прошли в финал конкурса проектов на венчурное финансирование фонда Промсвязьбанка и «Опоры России». И если бы не счастливая победа в конкурсе «Социальный предприниматель», стали бы сотрудничать с Промсвязьбанком, где предлагаются хорошие условия.

Здесь очень важно сложить все фрагменты пазла, чтобы хостел начал приносить прибыль: найти оптимальную аренду, определить приемлемый уровень заработных плат сотрудников и так далее. Срок окупаемости «Сладкого хостела» будет больше, поскольку больше были и вложения — уже порядка семи миллионов.

«Сладкий хостел» обширней, в нем больше двухместных номеров, кроме того, в нем есть конференц-зал. Последнее решение — вполне в нашем духе и правилах. Уже сегодня мероприятия «Горького» являются неотъемлемой частью его имиджа. Мы отмечаем Новый год, Хеллоуин и другие праздники, у нас проходят квартирники наших друзей — молодых музыкантов. Мы проводим ресторанные дни, когда хостел превращается в ресторан, а наш персонал — в поваров и официантов. Сегодня мы постоянно придумываем что-то новое. А дальше… посмотрим, как будет. Я не люблю загадывать, но как знать? Может, когда-нибудь откроем еще «Соленый».

Третий проект появился сам по себе. Дело в том, что хостел — это особенная тема. Если ты держишься на нужной волне, ты выживаешь и развиваешься, а если ты с этой волны уходишь, ты вылетаешь из бизнеса. Один из нижегородских хостелов на этой волне удержаться не смог, закрылся. Нам удалось удачно выкупить у них и материальную базу, и, думаю, получится выкупить сам бренд. К тому же сами нашлись инвесторы, само нашлось и новое помещение.

После этого в Нижнем Новгороде открылись, по нашим подсчетам, 18 хостелов. Но часть из них лично мы называем «псевдохостелами». Дело в том, что порой люди воспринимают создание хостела просто как некое вложение денег, не требующее особых усилий. В итоге получается формат постсоветских гостиниц: больничные койки, покрашенные в один унылый цвет комнаты. Хостелом стали называть даже общежития для гастарбайтеров. Сегодня это модное название.

Сейчас контингент хостелов меняется, возрастные рамки становятся шире. Если раньше к нам приезжали в основном детские группы, студенты, молодежь или в крайнем случае взрослые, у которых просто нет денег на гостиницы, то сейчас гостями все чаще становятся семьи, взрослые группы туристов, сотрудники фирм, приезжающие в командировки. Заметно, что хостелы становятся более популярными в России, за что отдельное спасибо телепрограмме «Орел и решка» — там наглядно показывают, что в хостелах жить можно недорого и комфортно.

Наши гости — не только люди с ограниченным бюджетом. Есть и такие, кто приезжает на дорогостоящих иномарках, но при этом спокойно живут в 14-местном номере. Просто они считают траты на гостиницы лишними. Им нужно только спальное место.

За время работы мы получили большой опыт в сфере гостиничного бизнеса и знаем, чего хотят наши гости. В ближайшее время мы будем реализовывать все задуманное и наработанное, чтобы нашим клиентам было еще комфортнее, уютнее, интереснее и проще бронировать и останавливаться у нас!»

Подготовил Андрей Золотарев

Дата публикации: 7 ноября 2016



 1556   99  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно