Отдыхай и помогай: ответственный туризм как альтернатива потребительству

Отдых и безделье не обязательно синонимы. Многие наши соотечественники во время отпуска стремятся соединить приятное с полезным: кто-то помогает восстанавливать храмы Русского Севера, кто-то участвует в спасении экосистемы Прибайкалья, кто-то возрождает старинные народные традиции. Но случается, что потенциальные волонтеры так и остаются потенциальными: они попросту не знают, где найти объект для приложения своих сил. Изменить ситуацию поможет единая информационная платформа для социально значимых проектов в сфере туризма. Создан такой ресурс по инициативе директора Международного центра ответственного туризма в РФ и СНГ Наталии Дроновой.

Летающие по ветру пакеты, расплющенные пивные банки, вытоптанная трава, выжженные лесные поляны, граффити на скалах… Любому понятно — «здесь был Вася». Следы его отдыха, бессмысленного и беспощадного, можно увидеть даже в самых заповедных местах нашей необъятной родины.

Но есть и другие путешественники. Их девиз: «Отдохнул — и не забуду за собой убрать повсюду». Они сажают деревья, благоустраивают территории природных заказников, восстанавливают памятники архитектуры, помогают храмам и музеям. Для них патриотизм - это не боевой клич «Таги-и-ил!», а реальные дела, способствующие тому, чтобы жизнь в условном Тагиле стала лучше.

Именно такой социальный туризм и называется  ответственным. На Западе его концепцию реализуют уже добрый десяток лет. Россия до недавнего времени была вне мирового тренда в этой области. Но постепенно ситуация начинает меняться. 

Фильтр для идей

Нестандартный угол зрения и способность оценить перспективу: если бизнесмен обладает подобными качествами, среди конкурентов он не затеряется. Предприниматель Наталия Дронова, в недавнем прошлом хозяйка собственного турагентства, этим критериям соответствовала в полной мере. Нешаблонное мышление, креативный подход к организации путешествий, уникальные туры — все это позволило ее компании добиться заметного успеха.

Когда же бизнес уверенно встал на ноги и настало время вздремнуть на лаврах, Наталия решила взяться за кардинально новую нишу.

Идея родилась после знакомства с опытом южноамериканских коллег.

«В одной из стран Латинской Америки возникли проблемы со здоровьем детей, – рассказывает Дронова. – Когда специалисты провели исследования, выяснилось, что виной всему загрязненная вода. Регион, где болели дети, находился рядом с крупным туристическим центром, куда приезжало много людей со всего мира. И правительство создало государственную структуру, которая предлагала иностранцам за 50 долларов покупать фильтры для воды и устанавливать их в домах местных жителей. При этом туристы могли посмотреть красочное представление, купить какие-то сувениры и продукты. Кампания имела большой успех». 

Своя тема

Наталия задумалась: а что если организовать что-то подобное в России? И решила: если уж продвигать идею ответственного туризма, то делать это системно и масштабно. Тут пригодилось серьезное образование — в активе Дроновой экономический факультет МГУ и курс политической социологии в Сорбонне, а также немалый опыт работы в туристической сфере.

Наталия отыскала единомышленников за рубежом и подписала соглашение с международной сетью ответственного туризма ICRT Network — это некоммерческая организация, филиалы которой находятся в 15 странах мира. Затем Наталия Дронова основала и возглавила Центр ответственного туризма в РФ и СНГ

Нехожеными тропами

Прежде всего Дронова решила отыскать действующие проекты, которые вписывались бы в концепцию социально ответственного туризма (СОТ). Сделать это оказалось не так-то просто.

«В сети удалось найти всего три контакта, – вспоминает Наталия. – Но я подумала: не может быть, чтобы в регионах не было чего-то подобного. Я продолжила поиски и выяснила, что многие проекты реализуются некоммерческими организациями. То, что они делают, — очень мощно. Их вклад в социальную, культурную сферу, в решение экологических проблем просто огромен».

Один из самых ярких тому примеров — волонтерский проект «Большая Байкальская Тропа». Уже полтора десятка лет добровольцы съезжаются в Иркутскую область и прокладывают экотропы в заповедниках Прибайкалья. Делается это для того, чтобы упорядочить движение туристов, которые в отсутствие проторенной дороги петляли по тайге самыми замысловатыми путями, оставляя за собой горы мусора и уничтожая лес многочисленными кострами. Общая тропа удивительным образом дисциплинировала путешественников, превратив дикие орды во вполне цивилизованные группы, подчиняющиеся установленным правилам.

Старые знакомые

Некоторые проекты, подпадающие под концепцию социального туризма, удалось отыскать с помощью Фонда «Наше будущее». В частности, это калининградская фирма «Универсал-тур», проводящая экскурсии для инвалидов, а также музей «Коломенская пастила». Эти социальные предприятия хорошо знакомы нашим читателям.

«Проект «Коломенская пастила» — классический случай ответственного туризма, – говорит Наталия Дронова. – Директор музея создала визитную карточку своего города. «Коломенская пастила» мне показалась очень красивым кейсом. По сути, за многими проектами ответственного туризма стоит именно социальное предпринимательство».

А олени лучше

В некоторых случаях социально значимые проекты — единственная возможность вдохнуть жизнь в депрессивные районы. Пример тому — регион Тофалария, где северные олени оказались на грани вымирания, а оленеводы-карагасы потеряли надежду на заработок и на какие бы то ни было перспективы в жизни. После того как компания Absolute Siberia разработала этномаршруты и стала возить в Тофаларию туристов, район получил новый импульс к развитию.

«Ответственный туризм — это практическое решение конкретной задачи по благоустройству территорий с помощью общественных работ, а также обязательно — предпосылка для устойчивого развития региона, движок саморазвития и саморегулирования, – подчеркивает Наталия Дронова. – Лучшие примеры ответственного туризма дают региону возможность обрести дополнительную точку опоры и роста».

Метод пряника

Один из самых удивительных проектов в этом смысле — Венёвский уезд. Несколько лет назад в маленький городок Венёв Тульской области приехал молодой человек, женившийся на местной девушке.

Будучи юношей любознательным, он решил изучить историю Венёва. Проведя многие часы в архиве, обнаружил немало занимательной информации о вроде бы непримечательном городке.

Сведения эти оказались «брендообразующими». Про венёвские достопримечательности стали говорить далеко за пределами губернии. А тут еще с легкой руки молодого человека появились фирменные венёвские булочки и пряники. Туристы повалили в город толпами.

Что отдашь — твое?

Некоторые проекты ответственного туризма, подобные венёвскому, оказываются коммерчески вполне успешными. Другим же необходима финансовая поддержка.

«Взять, к примеру, «Большую Байкальскую Тропу». За 15 лет своего существования волонтеры в рамках этого проекта проделали работ на 25 миллионов рублей, – говорит Дронова. – За это время они получили частных пожертвований и спонсорской помощи на сумму, в пять раз меньшую. И ни разу ни одна госструктура не помогла им материально».

Чтобы опыт не был горьким

Привлечь внимание к проблемам подобных проектов, способствовать эффективному взаимодействию предпринимателей и НКО с властями — это и есть задачи Центра ответственного туризма.

Государство может и должно оказывать помощь в реализации социально значимых проектов, считает Наталия. Вот только не всегда понятно, к кому конкретно обращаться за поддержкой.

«Россия очень интересная страна: у нас все устроено по-особенному. Туризм, к примеру, у нас относится к четырем ведомствам: детский — к Министерству культуры, студенческий — к Минобрнауки. Министерство экологии, по сути, занимается теми волонтерами, которые едут работать в национальные парки. Ну и все остальные — это Ростуризм», – перечисляет Наталия.

Сориентироваться в бюрократических лабиринтах бывает непросто, и здесь на помощь руководителям волонтерских и социальных проектов приходит Центр ответственного туризма. Он же перекидывает мостики между активистами из разных регионов — чтобы они делились друг с другом опытом, не набивая лишних шишек.

«Я соединяю людей, – говорит Наталия. – Во всех регионах — своя специфика. Но бывают и схожие ситуации. Например, если алтайский опыт может помочь решить проблемы саратовского проекта, я этому содействую. Хочу, чтобы люди объединялись». 

С чего начинается родина

Социально значимых проектов со временем будет все больше, уверена Наталия. База данных объектов ответственного туризма все время пополняется, и вскоре этот список будет опубликован на сайте icrt-russia.ru. Кстати, любой пользователь может добавить туда свой объект, а также стать волонтером СОТ.

Впрочем, даже если вы и не записались в добровольцы, это вовсе не значит, что вы социально безответственный турист. Любой путешественник, который не оставляет после себя на природе мини-апокалипсис — уже член «большой команды» Наталии Дроновой. Потому что ответственный туризм — это не про масштабные проекты, а про малые добрые дела. Это не про государство. Это — про родину. И про нас.

Автор: Татьяна Гуторова

Дата публикации: 26 января 2017

#репортажи

 8324   175  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно