Княгиня Тенишева: от поддержки ремесел до русских сезонов в Париже
В энциклопедической статье о княгине Марии Клавдиевне Тенишевой сказано, что она – общественный деятель, меценат, создательница Музея русской старины в Смоленске и нескольких промышленных мастерских. Но это лишь малая доля того, что наполняло жизнь этой удивительной женщины.
Первые открытия
Девочка появилась на свет в знатной семье в 1858 году. Но родители почти не занимались ребенком. Её любимым развлечением стало рассматривание картин – полотна украшали все залы большого петербургского дома. Позднее эти наблюдения помогли Марии не только стать художником по эмали, но и увидеть красоту русских промыслов.
Возможно, что первый несчастливый брак и необходимость покинуть Россию стали тем поворотным событием, которое определило дальнейшую судьбу молодой женщины.
Искусство и творчество
В 1881 году Мария Клавдиевна переехала в Париж. Здесь она брала уроки вокала, изучала живопись и рисунок у художника Габриэля Жильбера, познакомилась с Иваном Тургеневым, Антоном Рубинштейном и Константином Маковским.
Через три года она вернулась на родину и поселилась в родовом имении княгини Екатерины Святополк-Четверинской. Подруги детства хотели менять жизнь к лучшему. Первым делом они открыли школу для крестьянских детей, а затем начали большой просветительский проект. К этому времени Мария Клавдиевна вновь вышла замуж и стала княгиней Тенишевой.
Талашкино – так называлось имение – постепенно превратилось в настоящий центр притяжения для творческих людей. Сюда приезжали Игорь Стравинский и Николай Рерих, который расписал нововозведённый храм Святого Духа.
Мария Клавдиевна снова приехала в Париж в 1905 году и приняла активное участие в подготовке Русских сезонов. Выставка, экспонаты для которой она подобрала, полгода работала в залах Лувра и положила начало увлечению всем русским.
Идейное имение
Активное развитие просветительского и культурного центра в Талашкино продолжалось с 1893 по 1905 годы. Здесь были открыты мастерские – вышивальная, резная, гончарная, эмальерная. Сама княгиня ценила и любила народные промыслы. Она собрала богатую коллекцию предметов русской старины (памятников истории, декоративно-прикладного и народного искусства, икон, рукописей, оружия), которую позже передала музею в Смоленске. Кстати, здание для него было построено специально, и до сих пор считается лучшим примером русского стиля в городе.
Но важно было также хранить и передавать традиции. Тенишева писала: «За границей всё воспето, всё изучено, иллюстрировано, издано, нам же, русским, поучиться негде и не на чем. До сих пор в России, у которой нет художественных изданий, целые периоды русского искусства не нашли своих историков, произведения выдающихся представителей русского мастерства еще не изданы. Но находятся люди, издающие за громадные деньги давно прославленные иностранные шедевры… Что мне иностранные мадонны XIII века? Что мне мраморные капители? Что мне затейливые произведения Бенвенуто Челлини?»
Основным промыслом, который задумала возродить Мария Клавдиевна, стал эмалевый. В России изделия, которые изготавливали в этой технике, называли ростовской финифтью. Художница с коллегой, Артюром Жакеном, изучала состав древних образцов. Вместе они получили более 200 тонов эмали, что позволило поднять эмалевую живопись на уровень масляной. Позже Мария Клавдиевна защитила диссертацию «Эмаль и инкрустация». Общество изящных искусств в Париже, союз декоративно-прикладного искусства в Париже и Археологическое общество в Риме избрало ее в свои члены.
Сельскохозяйственная школа
Ещё одним важным проектом стала сельскохозяйственная школа, выпускники которой могли стать настоящими фермерами. Здесь преподавали не только общие науки, но и основы земледелия, садоводства, скотоводства и пчеловодства. Для практических занятий приобрели новейшие сельскохозяйственные инструменты и машины. В школе учились и мальчики, и девочки.
Ученики начинали с простейших работ, а в третьем специальном классе уже ремонтировали классную мебель, делали веялки и ульи, оконные рамы и сундуки, учились ковать подковы, обивали железом ящики и бочки, ремонтировали металлический сельскохозяйственный инвентарь. Девочки умели шить бельё, плести кружева и вышивать. Для ребят организовали театр и оркестр русских народных инструментов.
Все прекратилось в 1905 году – из-за волнений первой русской революции. Мария Клавдиевна переехала во Францию – сначала на время, а в 1918 году – навсегда. Там, недалеко от Парижа, образовался новый русский культурный центр.
По материалам: miloserdie.ru, culture.ru.
Автор: Юлия Кожева
Дата публикации: 7 марта 2023
#женщины #история424 6