Социальная ответственность династии Прохоровых. Трёхгорная мануфактура
Современные компании всё чаще используют концепцию корпоративной социальной ответственности – развивают территории, решают общественные задачи, уделяют большое внимание здоровью и образованию своих сотрудников. История России знает примеры, когда создатели успешных предприятий занимали социально ответственную позицию. Один из них связан с представителями московской династии Прохоровых.
История этой семьи начинается с основания Трёхгорной мануфактуры. В 1799 году бывший крестьянин Василий Прохоров вместе с другом создал первое в Москве текстильное предприятие – ситценабивную мастерскую. В начале здесь трудились и сами хозяева, так что они хорошо успели узнать быт и трудности простых людей.
Тогда, в начале XIX века мало кто в России, да и в мире заботился о благополучии рабочих. А вот хозяева Трёхгорки рассуждали иначе: почти сразу оборудовали собственную амбулаторию, а с ростом производства расширяли заботу о сотрудниках.
В ногу с прогрессом
В 1816 году, уже при Тимофее Васильевиче Прохорове, при фабрике открыли первую в стране ремесленную школу, куда принимали детей, в том числе, сирот. Опыт подобного обучения оказался удачным – образованные мастера создавали качественный продукт, который выгодно выделялся среди конкурентов. Поэтому было принято решение построить фабрику-школу, воспитанники которой получали стипендию за простую работу. В то время как большинство промышленников старались привлекать иностранных специалистов, Прохоровы делали ставку на доморощенные кадры.
Настоящим прорывом для успешного развития мануфактуры стало создание «социальных лифтов». Любой рабочий знал, что может сделать хорошую карьеру, если будет учиться, проявлять лидерские и инженерные качества. Например, один из членов правления, Никита Васильев, начинал простым набойщиком. Не удивительно, что производительность труда на Трёхгорке была заметно выше, чем на аналогичных предприятиях.
В сороковые годы XIX века производство оснастили паровыми машинами. Как только в Россию пришли идеи электрификации, на мануфактуре устроили свою электростанцию, которую использовали не только для сушки ткани, но и в общежитиях для рабочих и школах.
Позже разрабатывать и внедрять новые технологии приглашали ученых из Московского университета.
Социальная ответственность
Сотрудники Трёхгорки получали вместе с жалованием полноценный социальный пакет. Работали они не более 10 часов в день, могли посещать библиотеку, собственный театр, лечиться в больнице и отдыхать в санатории. А ещё на фабрики обустроили богадельню и родильный приют. Были предусмотрены выплаты больничных и пенсий.
Рядом с фабрикой постепенно рос и процветал рабочий городок. Сначала построили добротные кирпичные казармы с канализацией, отоплением, общими кухнями: для холостых, семейных и семейных с детьми. Сезонные рабочие жили отдельно. А мастера могли рассчитывать на квартиру в двухэтажном доме.
Заслуженный успех
Пик расцвета фабрики приходится на период управления Николаем Прохоровым. Именно при нём заслуги семьи оценили на всемирной выставке в Париже: в 1900 году Трехгорную мануфактуру признали одной из лучших в мире в сфере заботы о рабочих.
Продукция фабрики получила известность далеко за пределами России. Был налажен экспорт в Иран и Турцию. Восемь розничных магазинов с прекрасными интерьерами и выставочными залами с коллекцией тканей действовали в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Варшаве. Главный фирменный магазин находился в Верхних торговых рядах. А сеть оптовых складов – в Москве (на Никольской улице), Петербурге, Баку, Харькове, Варшаве, Тегеране, Самарканде и Коканде.
В 1884 году годовое производство Товарищества Прохоровской Трехгорной мануфактуры составило 4,8 миллиона рублей при 1000 рабочих; в 1903 году – 10,3 миллиона рублей при 5263 рабочих, в 1910 году – 35 миллионов рублей при 7500 рабочих.
Источники: mos.ru, m.rusmir.media.
Автор: Юлия Кожева
Дата публикации: 13 октября 2023
#социальная ответственность #история507 5