Алтайский край на тысяче «квадратов»
В Москве состоялась выставка «Интурмаркет-2016». Одной из ее жемчужин стала экспозиция Алтайского края — самая большая, самая представительная, самая социально-предпринимательская. Корреспондент портала «Новый бизнес» Екатерина Савостьянова побывала в Алтайском крае, практически не выезжая за пределы МКАД
Бывают такие люди. Она вычислила меня еще в метро: «Вы на туристическую выставку?» Получив утвердительный ответ, пожилая дама вызвалась меня проводить до нужного павильона «Крокуса Экспо» коротким путем. А по дороге на правах бывалого путешественника посвящала меня в тонкости обзора огромной экспозиции. «Да меня встретят», – пыталась было протестовать я, но дама (бывают такие люди) продолжала свой рассказ. «Самое интересное, – сказала она, – это Алтайский край. Как войдешь, не теряйся, поднимай голову вверх — увидишь их эмблему. Это самый большой стенд, много стендов».
«Шестьдесят шесть!» – пытаюсь я снова перебить даму, а заодно проявить знакомство с темой.
«Там…»
Принципы навигации
Тут рассказ добровольной экскурсоводши придется все же прервать, поскольку отпадет всякая нужда в репортаже с выставки «Интурмаркет-2016». Об алтайской экспозиции она рассказывала столь подробно и с таким воодушевлением, что добавить будет уже практически нечего. К тому же, мы с ней уже дошли до места, где меня встречает представитель Управления по туризму Алтайского края Марина Танкова. Она проведет меня по самой большой экспозиции выставки «Интурмаркет-2016». Алтайский край занимает здесь более тысячи квадратных метров. Это неудивительно: регион, признанный ключевым туристическим брендом страны, является стратегическим партнером выставки.
Разобраться в экспозиции действительно не так просто. Здесь представлены и крупные туркластеры, и курорты, и сельские гостевые дома, и ремесленные мастерские… Навигацию облегчает монитор, где можно выбрать интересующий вид туризма и получить информацию о нем на большом экране. Детский, лечебно-оздоровительный, экстремальный, гастрономический, событийный, сельский и экологический. Что интересно репортеру портала «Новый бизнес»? Конечно, все, что имеет отношение к социальному предпринимательству.
Мукосольки — это социально
Домовенок Кузя с компанией к социальному предпринимательству отношение имеет – и самое непосредственное. Рубцовское предприятие «Рассвет» обеспечивает работой людей с разными видами инвалидности — по зрению, слуху, общим заболеваниям или из-за нарушений опорно-двигательного аппарата. Они шьют, делают мебель, но самым перспективным направлением считается производство сувениров из соленого теста.
Вещицы знакомые, они продаются в рамках проекта «Больше, чем покупка!» . Это - отличительный знак российских социальных предпринимателей. Нехитрая на вид деталь интерьера — ключница — смотрится совсем по-другому, когда узнаёшь секрет ее производства. «Фигурки делают два человека, – рассказывает сотрудник «Рассвета» Евгений Козлов. – Один из них полностью слепой, он лепит детальки из соленого теста. Для Кузи, например, нужно скатать пять шариков и три конуса. Их он отдает зрячему, который производит «сборку». Инвалид по слуху или общему заболеванию раскрашивает, покрывает лаком. Дощечку делает столяр — у него на одной руке нет пальцев. Рейки нарезает слабовидящий сотрудник, он же шлифует, сверлит отверстия. Потом девчонки приклеивают дерюжку — вам, женщинам, с тканью работать привычнее».
Одна на всю Сибирь
Это как посмотреть. Тут же, на «мельнице», вокруг которой расположились алтайские ремесленники, — кованые железные розы, подсвечники, домашняя утварь. Автором всей этой красоты оказывается вовсе не крупный мужчина, сидящий рядом, а красивая застенчивая девушка. Это Анна Белецкая, единственная в Сибири женщина-кузнец (всего, говорят, в России таких умелиц три). «Как же вы выбрали эту профессию?» – подозреваю, что Аня от этого вопроса уже изрядно устала, но не поинтересоваться не могу. Оказывается, все просто. Помогли две вещи: случай и сердце. Анна работала секретаршей в родной Белокурихе, столице алтайского туризма. Для одного из мероприятий понадобился ухват. В магазинах их не продают, надо было делать самим. Девушка решила попробовать: как-никак за плечами художественная школа. «Я сразу поняла: это мое, – говорит она. – Всегда и во всем я стараюсь прислушиваться к своему сердцу, и тут оно мне говорило только одно. Так что я без сомнений поменяла профессию, теперь у меня во дворе (я в частном доме живу) есть кузнечная мастерская». Анна принимает заказы, проводит экскурсии для детей.
Заместительный лукум
В школе «Традиция» детей обучают всевозможным искусствам и ремеслам. На выставке можно было, например, попробовать свои силы в ткачестве, создании изделий из рогоза. На роспись медовых пряников надо было записываться заранее, зато автор этих строк не могла удержаться от того, чтобы под чутким руководством мастера Евгения Хижняка «накрутить» маленький кувшинчик. А после, отмывшись от глины, иду пить травяной чай с необыкновенными на вкус жителя мегаполиса сластями: моченой в тыкве калиной, кедровыми орешками в меду, вареньем из земляники и «алтайским ответом рахат-лукуму», по выражению кого-то из хозяев. Рецепт нашли не сразу, но получилось нечто восхитительное: нежные конфеты из облепихи, клюквы и черной смородины. Вообще вся выставка «Интурмаркет» этого года проходит под девизом «Импортозамещение — в туристической области». Тот факт, что в огромной и невероятно разнообразной нашей стране отдыхать не хуже, а во многом лучше, чем в прочих странах, еще недавно надо было доказывать. Сейчас, похоже, это стало аксиомой. Выставка поделена на две части: Россия и все остальные страны. В первом зале многолюдно и шумно, во втором — пустовато и, честно говоря, немного грустно.
Эко-, агро- и так далее
Чай под «лукум» мы пьем с Натальей Рыжковой, мастерицей-ткачихой из той же школы «Традиция». Она рассказывает о родном крае, о самых диких и прекрасных его местах, куда не ступает нога массового туриста. О пещерах и ледяных подземных реках. О человеке, который переехал из города в самую глушь и счастлив. О том, как поднимались в гору и видели свежие следы медведя. «Страшно!» – восклицает столичная корреспондентка. Барнаульская мастерица только улыбается: хорошо!
Нет, нам, привыкшим к комфорту, хочется чего-нибудь поспокойнее. Вот, например, стенд «Сельское гостеприимство». Здесь можно познакомиться с хозяевами гостевых домов, расположенных в более освоенных туристами краях. Вот, например, знаменитый сельский туристический комплекс «Постоялый двор» в Чарышском районе. Его руководитель Лариса Пастухова купила здесь несколько лет назад первый дом, увидев потрясающий туристический потенциал горного края. «У нас тут есть все. И самая высокая гора в крае, и самый большой скифский курган в Сибири, и самое жирное молоко! Кто хочет — ловит рыбу, кто хочет — собирает травы, занимается экстремальным спортом, изучает местную культуру!» – говорит она, подчеркивая, что на «Постоялом дворе» практикуются практически все виды туризма и индивидуальный подход к гостям. Их приезжает 400 человек за сезон, а сезон все удлиняется. Если еще недавно на Алтай отдыхать ездили только летом, то сейчас — практически круглый год.
«Гостевой дом» дал работу 48 местным жителям, многие из них сами стали малыми предпринимателями и создают свои туристические объекты.
Коротко
Выставка — огромна. Где-то в центре экспозиции присела отдохнуть тетенька, что вела меня сюда от метро. Она ест пряник. Медовые пряники можно не только расписывать, но также купить и съесть. Сувениры из кедра пахнут лесом даже на расстоянии, а те, что из бересты, поражают размерами. Более мелкие, оказывается, разобрали в самом начале, когда тут был День Алтайского края, приезжал губернатор и прочие высокие гости, а народу было — яблоку не упасть. Меда на выставке столько, что весь не раскупить, только выбрать очень трудно. Народный художественный промысел «Турина гора» очень молод, но за 30 лет успел завоевать прекрасную репутацию и место в самых элитных интерьерах. Стенды крупных туристических комплексов выстроились в ряд, тут серьезно, строго, по-деловому. Зато Руслан Емельянов из администрации города Бийска весело предлагает всем погладить огромное тележное колесо «на удачу» и готов расхваливать свой город часами. Со стены улыбается местный уроженец Шукшин и почему-то Петр Первый. Вы, кстати, знали, что именно в Бийске стоит второй в России «медный всадник», угадайте, кто город основал, рубя окно в Сибирь?
С шаманом и председателем
О детском туризме и экстремальных видах спорта знает все Антон Сергеев — председатель Ассоциации детского и молодежного туризма. Я представляюсь, он рассказывает о спортивных фестивалях, которые пройдут в 2016 году, и спрашивает меня, что такое социальное предпринимательство. А выслушав, говорит: «О!» И куда-то уходит со словами «Это же то, что надо!». Его место за столиком посреди искусственной реки с мостиком и байдаркой занимает настоящий шаман. Под аккомпанемент его огромного бубна проходит вся выставка.
Шамана зовут Артем Игнатенко, он художник, создатель этнографического парка «Легенда», где рассказывает детям о культуре предков и семейных ценностях. «Учителя жалуются: их не слушают, – смеется он, – а меня, вот такого, в костюме, слушают, даже самые хулиганы. Мужчин ведь совсем мало в школе, а им так не хватает мужского слова. Я им очень важные вещи говорю». О том, что надо знать историю рода, помнить предков — и своих, и жены. О том, что свадьба — самый главный день в жизни человека («про рождение и похороны им еще рано объяснять»), и жениться надо только один раз на всю жизнь. «В старину жених с невестой на одной лавке сидели, их даже привязывали друг к другу за руки, а сейчас ходят кто где хочет — это неправильно, – говорит он. – Думаете, мелочи? Вовсе нет. На примере мелочей можно самое главное объяснить, самому главному научить. Например, мальчиков в старину учили обуваться только стоя, не садясь на стул, — чтобы выработать устойчивость, стойкость». – «А я тоже стоя стараюсь обуваться». – «Вот потому и профессию такую выбрали, наверное, не женскую», – смеется шаман и уступает место вернувшемуся Антону Игнатенко. Он принес ноутбук, на котором показывает мне презентацию международного спортивного фестиваля «Большой Алтай». В него входят все виды спорта, для которых не нужно стадионов и специальных спортивных сооружений. Сама природа выступает в роли таковых. Тут все — от армрестлинга до рафтинга и альпинизма. Россия примет фестиваль лишь в 2019 году, а пока надо готовиться. И мы снова говорим о социальном предпринимательстве, о том, какая замечательная вещь — гранты, но сколь более надежна и прекрасна самоокупаемость — особенно в наше непростое время.
Автор: Екатерина Савостьянова
Дата публикации: 23 марта 2016
#внутренний туризм #туризм #экотуризм #алтайский край1186 55