Как мы делали SWOT- анализ перспектив социального бизнеса в России
28 сентября 2010 года в Минэкономразвития состоялось знаковое событие – конференция «Перспективы социального бизнеса». Отчет об этом мероприятии есть на портале, поэтому позволю себе ограничиться тем, что поделюсь с читателями своими ощущениями, эмоциями, выводами, которые навеяла конференция.
Прежде всего, хочу открыть небольшой секрет: когда я узнала, что буду со-модератором секции «Перспективы социального бизнеса в России глазами частного инвестора», да, к тому же, моим коллегой по модерированию секции будет исполнительный директор Международного Форума Лидеров Бизнеса (International Business Leaders Forum - IBLF) Брук Горовиц, то возникла невольная ассоциация:
2006 год, IBLF, мы начинаем первые шаги в области финансовой грамотности. Модерирование сессии, на которой мы говорили о том, что такое финансовая грамотность в принципе, какой она должна быть в России, кто – основные участники процесса.
Прошло 5 лет… Финансовая грамотность в России стала темой, по которой проводятся десятки, если не сотни событий, выпускаются интересные и доступные книги, памятки, брошюры, сделаны видеоролики и фильмы…
Мы с Бруком вспомнили начало того пути, и нам захотелось, чтобы и первая в России конференция столь высокого и представительного уровня по социальному бизнесу стала прологом к длинной и счастливой истории развития такого, без сомнения, очень важного, нужного, позитивного явления, как социальный бизнес.
Как уложить в отведенные на секцию час-полтора все возможные обсуждения, вопросы, обмен опытом, опасения, сомнения, проблемы, их решения, результаты, идеи и следующие шаги? Каким образом дать возможность всем участникам секции поделиться своими мыслями, размышлениями? Как вовлечь всех в увлекательный и креативный процесс становления социального бизнеса в нашей стране?
Классическое число не должно было нас подвести, поэтому наши драгоценные час или полтора мы решили разделить именно на три части.
Первая – краткое знакомство участников секции друг с другом, при этом наряду с традиционными «ФИО и чем занимаюсь» обязательно звучало, а что же такое социальный бизнес для каждого из пришедших на сессию, какие примеры социального бизнеса известны участнику (или, возможно, есть собственный опыт в этой области?).
Удивительно, но 15 минут такого знакомства дали нам всем картинку «где мы сейчас», заставили задуматься о том, что в любом случае наше участие в проектах социального бизнеса, в обсуждениях, в экспертизе дает нам что-то очень важное и большое, и не всегда мы можем сразу выразить это словами. Но вот чувство приобщения к нужному и значимому – оно возникает сразу же.
Вторая часть – SWOT-анализ перспектив социального бизнеса в России. «Да, сделать SWOT-анализ за 20 минут практически невозможно», - сказали мы себе. И тут же решили, что раз социальным предпринимателям, социальным бизнесменам удаются те проекты, которые они реализуют, то в сфере социального бизнеса ничего невозможного нет. Главное – верить и хотеть. А, значит, мы сделаем SWOT-анализ.
Краткое отступление: я уверена, что практически все читатели портала о социальном предпринимательстве – люди подкованные, и термин «SWOT-анализ» затруднений у них не вызывает. Но на всякий случай я позволю себе напомнить читателям, что SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон проекта, возможностей и угроз для его осуществления. Собственно, именно из первых букв слов «сильные стороны» (strengths – S), «слабые стороны» (weaknesses – W), «возможности» (opportunities – O), «угрозы» (threats – T) и сложилось название этого метода.
Итак: всем участникам секции розданы разноцветные бумажки, на стенах расположены большие листы с четырьмя заглавными буквами, по одной на каждом, ручки и карандаши в руках… Время пошло!
5 минут – именно за этот промежуток все участники должны были написать на цветных бумажках свои ответы к каждой из четырех сторон SWOT-анализа и приклеить их на соответствующий большой лист.
Через 5 минут настроение в аудитории заметно упало. Нет, не потому, что мы не уложились – напротив, все поработали замечательно и продуктивно. Но вот то, что мы увидели на больших листах… Сильных сторон – несколько бумажек. Слабых – хоть отбавляй. :-( Небольшая надежда крылась в возможностях и угрозах – их было приблизительно поровну.
Ладно, дорогу осилит идущий…
Мы разделились на 4 группы, и каждая группа подошла к своему большому листу. 5 минут – наша задача на этот раз проанализировать приклеенные бумажки, систематизировать их, обобщить и записать получившиеся выводы на листе.
Группы поработали на славу. И их старания окупились сторицей :-)
Что же произошло?
Во время итоговых презентаций групп мы увидели, что небольшое количество бумажек на листе с сильными сторонами превратилось в очень весомые строки выводов, большое количество бумажек со слабыми сторонами съежилось до несколько строк обобщения.
Возможности оказались колоссальными, а угрозы – понятными и преодолимыми (к тому же, идентичными угрозам для малого бизнеса в принципе).
Картинка волшебным образом поменялась. :-)
Хотите увидеть, что нам удалось за 20 минут?
Пожалуйста:
Strengths (сильные стороны)
Weaknesses (слабые стороны)
1) потребность быть полезным (самореализация)
2) эмоциональная вовлеченность
3) устойчивость бизнеса (финансовая независимость)
4) вариативность практик СП
5) NB: решение соц. проблем
6) готовность общества (бывшее советское прошлое) к взаимной заботе (неравнодушие)
1) Инфраструктура:
• Отсутствие финансирования со стороны большого бизнеса
• Трудности, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности
2) Осведомленность: отсутствие коммуникации внутри сообщества
3) Гос. политика/ законодательство:
• Отсутствие поощрения (помощи) от государства
• Отсутствие (массовой) гос. поддержки
4) Менталитет (иждивенческий):
• Слабое гражданское общество
• Незнание и боязнь вести бизнес-активность
Opportunities (возможности)
Threats (угрозы)
1) Внутренние мотивы и ресурсы
• Развитие гражданского сознания
2) Объединяющие мотиваторы (Продвижение России)
3) Международный опыт
4) Программы поддержки, финансовые ресурсы и интерес к вопросу
• Программы развития малого и среднего бизнеса (SME DVPT Programs)
5) Инструменты, модели, подходы
6) Проблемные предпосылки
7) Потенциал рынка
Законодательство
• Неразвитая законодательная база
• Отсутствие «Закона о СП»
2) Культура/информация
• Недоверие к ИП
• Неуважение
• Нет готовности топ-менеджеров
• Незнание о существовании СП
• Нет культуры КСО
• Ложная интерпретация понятия СП
• Копирование западных моделей, не приносящих результата в РФ
• Просто бизнес – выгоднее
3) Коррупция
• «Потемкинская деревня»
• Привычка воровать
4) Финансы
• Нестабильность
• Налоги
Третья часть нашей секции была традиционной – подведение итогов обсуждения и следующие шаги.
Несмотря на прессинг времени, предложений было много.
Одно из первых и основных – наладить эффективную коммуникацию. И между социальными предпринимателями – чтобы люди знали друг о друге и могли помогать советами, идеями, опытом. И между различными стейкхолдерами этой сферы – чтобы страна знала своих героев, и удачный опыт можно было использовать.
Мне кажется, портал www.nb-forum.ru может быть одним из основных способов решения данной проблемы.
Еще одно предложение – как можно быстрее и качественнее создать правовое поле для социального бизнеса. Очень важно при этом сохранить чистоту и прозрачность самой идеи таким образом, чтобы ее нельзя было извратить и использовать на ненадлежащие цели.
Ну и еще одно предложение, которое мне хочется отметить особо: надо чаще встречаться, обсуждать, придумывать, ВОПЛОЩАТЬ и говорить о том, что и как получилось. И -если не до конца – не бояться находить ошибки, понимать их природу и оперативно их исправлять. А если удалось (мне почему-то кажется, что именно такой будет судьба большей части инициатив в сфере социального бизнеса) – с гордостью рассказывать об этом окружающим.
В том, чтобы помогать миру стать лучше есть только положительное и достойное подражания…
Дата публикации: 26 октября 2010
#конференция 28 сентября #социальный бизнес #swot-анализ3735 186