Молодая гвардия

В середине ноября в Москве во второй раз прошел форум молодых лидеров YouLead, организованный международной организацией AISEC. AISEC работает с молодыми людьми в 1100 университетах в 111 странах мира – опыт огромный. Поэтому неудивительно, что на российский YouLead удается собрать действительно активных, энергичных и неравнодушных ребят. Им небезразлично не только их собственное будущее, но и будущее людей, с которыми им предстоит работать, проблемы людей и, значит, общества в целом.

В этом году форум прошел в немного андеграундном месте – выставочном центре ArtPlay на Нижней Сыромятнической улице. Голые кирпичные стены и высокие потолки создавали объемный звук и даже придавали словам выступающих весомости, а картины и фотографии на стенах (все же ArtPlay – галерея) создавали очень творческую атмосферу.

Лидерство, новые формы ведения бизнеса и массмедиа-инновации – основные темы форума. Но появилась на YouLead и новая творческая мастерская – по социальному предпринимательству (она проходила во второй и третий день форума, поэтому о ней – чуть ниже).

Открылся же YouLead с выступлений экспертов из разных областей. Этой вводной части форума дали говорящее название Speak Big, и выступали на ней молодые, трендовые персоны, чья карьера – пример молодым. На Speak Big, или же “Мнении эксперта”, известные, успешные медийные персоны рассказали, какое важное решение пришлось им принять в жизни, которое повлияло на их судьбу и жизнь окружающих людей.

Форум разделили на четыре секции. YouLead Сity – здесь молодые люди учились работать в команде. На Media & Communication говорили о самых последних веяниях в массмедиа: IP-телевидении, новых формах интернет-медиа, о социальных медиа (социальных сетях и т.п.). На секции LEAD собрались молодые руководители, чтобы пройти курс тренингов от AISEC и обсудить возможности сотрудничества с приглашенными компаниями. И, наконец, творческая мастерская “Социальное предпринимательство”. Она-то как раз и разместилась в выставочном зале среди фотографий и картин и прошла в крайне позитивном, творческом ключе.

Ольга Рябова (справа). Фото автораО явлении социального предпринимательства рассказала независимый эксперт Ольга Рябова. В частности, поговорили о HUB – сетях, объединяющих социальных предпринимателей по всему миру. HUB – это онлайн и офлайн-площадки, где под брендом HUB встречаются люди с новым мышлением, люди, небезразличные к проблемам общества. “Социальное предпринимательство возникает там, где есть социальные проблемы, и рассматривает их как новые возможности. Много проблем – много возможностей, говорит себе социальный предприниматель”, – сказала Ольга Рябова. Эксперт также рассказала о социальном проекте – недорогом йогурте, обогащенном витаминами, который компания Danone выпустила в Бангладеш для детей, испытывающих проблемы со здоровьем из-за недоедания. Исследование, которое компания проводила для выпуска этого продукта в Бангладеш, было в последующем использовано во Франции, где аналогичный йогурт был выпущен для пожилых людей. Таким образом, проект, созданный на основе одного исследования, был успешно растиражирован, причем на совершенно другую, на первый взгляд, целевую аудиторию, как оказалось, со схожими проблемами. Так на смену бедных бангладешских семей во Франции пришли вполне благополучные, но также нуждающиеся в витаминах пожилые люди.

Ирина Павлова, руководитель Дирекции по продвижению Фонда “Наше будущее”, поговорила с молодыми слушателями о российских социальных проектах и рассказала, какими критериями они должны обладать. В ходе небольшой дискуссии выяснилось, что среди слушателей есть молодые социальные предприниматели (они кратко представили свои проекты: образовательный веб-ресурс, инклюзивный лагерь скаутов и другие). Ирина Павлова пригласила ребят принять участие в конкурсе “Социальный предприниматель”, ведь с 2011 года он открыт и для стартаперов.

Куратор мастерской по социальному предпринимательству Анастасия Гулявина предложила всем слушателям за очень короткое время разделиться на группы и придумать идею своего социального предприятия. “Цель этого тренинга – рождение социальной идеи и ее обсуждение. То есть, во-первых, знакомство с самой концепцией социального предпринимательства (ориентация не на прибыль, а на решение социальной проблемы), а во-вторых, шанс научиться видеть сильные и слабые стороны твоей задумки”, – поделилась Анастасия с порталом “Новый бизнес”.

“Мы начинали с того, что обрисовывали социальную проблему, ради решения которой ребята “создают” своей проект”, – рассказывает Анастасия.

Ирина Павлова. Фото автораОдин из проектов был направлен на помощь людям, страдающим от своей неправильной речи – при устройстве на работу или просто в обычной жизни, когда впечатление о человеке смазывается от того, что он говорит со своей спецификой или даже неправильно. Обычно это либо люди из глубинки, либо люди из бедных слоев населения, либо приезжие. В то же время у многих возникают психологические проблемы с речью, например заикание вследствие сильного стресса: его может вылечить логопед. Автор проекта – молодая логопед – предложила создать центр, где специалисты работали бы над произношением, с одной стороны, а с другой – давали бы мастер-классы ораторского искусства, а также занимались выпуском специализированной литературы. Людей из социально незащищенных категорий населения предложено было принимать на бесплатной основе. На базе центра предлагалось создать ассоциацию логопедов.

Проект по возрождению отдаленных уголков России, в т.ч. деревень, предлагал развивать “деревенский туризм”. Тур-оператор служил бы посредником между клиентами-туристами и деревенскими жителями, готовыми принять постояльца. Плюс такого подхода – в том, что для старта проекта не требуется строить отель в неосвоенном, почти “диком” месте. Также тур-оператор, предлагая поехать в тот или иной регион и презентуя его сильные стороны, делает упор на его “специализацию” – пчеловодство в Башкирии, лечебные травы на Алтае. Такой социальный медицинский туризм предлагает клиенту отправиться за лечебным медом или на процедуру фитотерапии, одновременно путешествуя неизведанными до того, нетуристическими маршрутами.

Проблему одиночества пожилых людей, либо оставшихся без родственником, либо проживающих вдали от своих детей, ребята предложили решить при помощи создания современного досугового центра. Здесь происходила бы социализация одиноких людей: общение, обучение использованию программы Skype (для налаживания контакта с родными, находящимися вдалеке). Чтобы достичь устойчивой бизнес-модели, центр использовал бы сильные стороны своих “бабушек”: варить варенье и печь пирожки они умеют лучше всех, все эти вкусности могли бы стать фирменным продуктом центра и его источником небольшого дохода. Здесь же ребята предложили открыть группы продленного дня для малышей (аналог семейного детского сада), обеспечивающие не только дополнительный доход, но и так недостающую сегодняшним детям связь поколений. “Бабушки” центра могли бы посещать его время от времени или жить там постоянно.

В конце третьего дня участники мастерской “Социальное предпринимательство” обсудили возможности встреч вне форума YouLead и предложили не ждать еще один год, а регулярно собираться, чтобы всем вместе обсуждать появляющиеся идеи: ведь насущных проблем общества с каждым днем меньше не становится. А проблемы – это новые возможности для реализации социальных проектов. Этот закон номер один, предложенный экспертом Ольгой Рябовой, похоже, стал новым кредо будущих социальных предпринимателей.
 

Дата публикации: 29 ноября 2011

#youlead 2011 #ольга рябова #ирина павлова #анастасия гулявина #социальное предпринимательство #форум

 1563   89  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно