На старт, внимание, марш!
В Москве впервые прошла «Неделя социального предпринимательства». Вообще, осень 2010 для социального предпринимательства стала богатой на события: представительная конференция в Минэкономразвития, завершение Регионального конкурса проектов фонда «Наше будущее», «Пикник» для социальных предпринимателей в Киеве... Такое впечатление, что «социальное предпринимательство» становится все более узнаваемым и модным. Тем не менее, «Неделя» - даже на фоне «громких» и представительных мероприятий - не затерялась и стала событием по-настоящему уникальным, так как она проходила не в форме конференции или семинара, а в виде интерактивных тренингов и насыщенных мозговых штурмов.
Темой «Недели» стали так называемые «эко-стартапы» (то есть проекты в сфере экологии) и sustainability (устойчивое развитие). Организаторы поставили амбициозную цель: в процессе обсуждение в ходе «Недели» должны родиться новые, работоспособные проекты и команды в сфере социального предпринимательства с акцентом на решение экологических проблем. «Неделя СП» была организована на базе Высшей Школы Экономики, так как один из главных организаторов – команда бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ, а также недавний выпускник вуза Булат Ламбаев. Он же - начинающий социальный предприниматель и автор блога «Social Entre. Социальное предпринимательство в России». «Экологическое» направление конференции задал другой организатор – проект EcoWiki. Объединить же усилия и суммировать сказанное призвана была «Гильдия Приключенцев».
Не трудно догадаться, что основной аудиторией Недели стали студенты и выпускники вузов. Это – и плюс, и минус. С одной стороны, студенчество – пора новаторства, рисков, рождения идей. Словом, лучшая пора, чтобы попробовать – быть или не быть. С другой – у подобной аудитории пока еще недостаточно собственного практического опыта. К тому же, к участию в «Неделе» не удалось привлечь действующих социальных предпринимателей. В итоге – главным вопросом был: «Что такое - социальное предпринимательство?» Среди участников были расхождения в трактовке этого явления. К тому же экологическая направленность конференции ставила определенные рамки. Так, был показан ролик о производстве кофе латте, где подсчитывалось, какой вред природе был нанесен при производстве одного стакана латте. Татьяна Каргина из EcoWiki, комментируя ролик и обращаясь к понятию устойчивого развития (*предприятие устойчивого развития действует под лозунгом «не навреди» будущему поколению), объяснила, что главное для СП-проекта – изменить подход к проблеме, то есть свое мышление. Отказываться не от продукта (латте), а применять наименее безвредный способ производства этого продукта. К сожалению, та часть аудитории, которая впервые слышала о социальном предпринимательстве, могла мысленно поставить знак равенства между ЭКО-проектом и СП. Между тем во всем мире социально-предпринимательские проекты работают практически во всех областях жизнедеятельности человека.
Булат Ламбаев: «Основная идея Недели СП – помочь нашим участникам сделать пилотные проекты по экологической тематике за неделю. У каждого из нас множество идей, на которые у нас нет времени и в успехе которых мы не уверены. Но, пока не попробуешь, не поймешь. Поэтому, мне кажется, что стадия быстрого пилотного проекта (тестирование рынка и идеи) – это важный этап для появления больших проектов. Мы проводили тренинг по стартапам летом, когда запустились пять проектов. Ребята из iMusli уже заканчивают разработку сайта, “ЭкоВизитки” стали пользоваться спросом, а ребята из “ЭкоБумаги” реализуют первую партию своей продукции».
Организаторы «Недели» поставили цель - придумать и запустить не менее пяти проектов. Оказалось, что и это - не предел. Когда все участники сели в круг, чтобы познакомиться, представить свою идею и набрать команду, оказалось, что проектов двенадцать! При этом, признается Булат Ламбаев, стало понятно, что в основном это проекты «eco grass-root initiatives» (инициативные, волонтерские проекты), а не социально-предпринимательские.
«Я бы ни один из текущих проектов к социальному предпринимательству не отнес. Но сейчас мы решаем простую задачу – «раскачать» на действия как можно большее количество людей. В будущем, я надеюсь, некоторые из них станут социальными предпринимателями», - пишет Булат Ламбаев в своем блоге. Участники встречи пришли на Неделю СП, чтобы поделиться идеей и найти единомышленников для ее реализации. Они горели желанием как можно скорее реализовать свой проект.
Оказалось, запустить сырой проект – очень даже неплохо, считает Андрей Дворкин из «Гильдии приключенцев». Он отметил, что от идеи проекта важно как можно быстрее перейти к запуску прототипа. Что такое прототип? «Задумали предоставлять какую-либо услугу – запустите для начала сайт или хотя бы напечатайте информационной листок, рассказывающий о ней, - говорит Андрей, - Надо прежде всего получить «обратную связь» - проверить и понять востребованность продукта на рынке».
Надо признать, что создать 12 прототипов проектов в ходе «Недели» не удалось - в силу нехватки времени и человеческих ресурсов, - но кое-что получилось.
ECOPOSTCARD, или экологическая открытка. Автор идеи Александра Мельникова приехала на Неделю СП из Екатеринбурга. Если кратко сформулировать проблему, которую решает проект, то это – отсутствие в регионе красивых открыток с местными достопримечательностями. Кроме того, участники придумали, что это должны быть не просто открытки, но «экологические», то есть напечатанные экочернилами на экобумаге (сделанной из вторсырья). То есть, покупая открытку, ты не участвуешь в «рубке леса», что, например, для интуристов – очень важно. Рисуют открытку иллюстраторы, которые сами ездят по стране. Ecoposcard призвана показать красоту места, а значит возродить любовь местных жителей к себе, к своему родному городу. Открытка хранит традицию живых воспоминаний – по словам Александры Мельниковой, традиция эта сохранилась, и люди по-прежнему любят покупать и посылать открытки вживую, помимо Интернет-общения. Во время Недели СП группа, сформировавшаяся вокруг проекта, поставила себе первые задачи: найти и заключить договор с типографией, выбрать иллюстратора, который должен начать работу над первыми пятью открытками. Сроки первого тиража намечены на ноябрь.
PET-COLLECT. Автор идеи и координатор проекта представилась коротко: Дина. Суть проекта - в сборе и переработке мусора в ценное вторсырье – ПЭТ (полиэтилентерефталат). Этот материал используется широко: от машинных масел, обувных подошв до прокладок для пуховиков. Участники проекта наметили масштабные планы по сотрудничеству с автором проекта раздельного сбора мусора Денисом Старком, а также Центром Экологических инициатив и Ecobridge. Также в ближайших планах поиск 30 человек, готовых сортировать мусор.
Также разрабатывается проект ЭКОПОИСК. Его идея – в продаже через Интернет экотоваров. Были и другие, не менее интересные проекты.
Чтобы научиться делать «правильные», работающие на рынке - и при это безвредные для природы - проекты (или прототипы проектов), участники конференции выслушали лекции по маркетингу и продвижению стартапов, основам фандрайзинга, а также получили возможность консультации у специалистов, например, была организована встреча с юристом.
Важный вывод, к которому пришли участники: для успеха СП-проекта нужен не специалист, а идеалист, «душеврачеватель», болеющий за проблему всем сердцем. А основам бизнеса всегда можно научиться, причем, в любом возрасте. Социальными предпринимателями не становятся, а рождаются – таков вывод конференции. По мнению участников, учить их социальному предпринимательству – это, как учить справедливости. Все, что характеризует социального предпринимателя, в той или иной мере продиктовано его жизнью и складом натуры: знать свою проблему досконально, искать ресурсы и единомышленников, не действовать в одиночку, работать с причиной, а не с ее последствиями... Чтобы проблему наконец-то решить! Конечно, получение прибыли здесь не цель, а только средство и - обязательное условие, чтобы «плыть самостоятельно». И относиться к бизнес-составляющей приходится со вниманием, но не более… В социальном предпринимательстве, как сказал один из участников «Недели СП» важно быть по-восточному мудрым и хитрым. Не одаривать, а делать доступным. При этом настоящей мотивацией социального предпринимателя должен всегда оставаться максимальный социальный эффект. И чем ближе социальный предприниматель к «народу», к своей целевой аудитории, тем больших результатов он достигнет.
Подводя итоги «Недели социального предпринимательтсва», ее участники и организаторы согласились с тем, что им не хватало участия практикующих и опытных социальных предпринимателей, готовых поделиться с аудиторией успешным опытом. Главным итогом «Недели» стал подлинный энтузиазм и «драйв», с которым разошлись ее участники. Можно даже не сомневаться, что кто-то из них рано или поздно пополнит ряды социальных предпринимателей России.
___
Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Октябрь-ноябрь, 2010 г.
Дата публикации: 16 ноября 2010
#неделя социального предпринимательства #булат ламбаев1635 111