«Дедский сад» в гостях у «7 гномов»

«Дом у парка» — уютный пансионат для пожилых людей, расположенный в тихом районе северо-востока Москвы. Его открыла в сентябре 2015 года социальная предпринимательница Наталья Перязева. А в двух шагах, на соседней улице работает организованный Натальей детский сад «7 гномов». Здесь дети — там деды. И бабушки. И тем и другим нужны внимание и общение. «Почему бы не познакомить постояльцев пансионата с воспитанниками детского сада?» - подумала Перязева. Подумала и сделала. 

Оказалось, подобные программы успешно работают на Западе. В России же «Дома у парка» - один из первых. Дети из «7 гномов» с радостью дают бабушкам и дедушкам концерты, а те в свою очередь читают сказки, проводят мастер-классы и рассказывают о своей жизни. О том, как работает «дедо-детский» союз, Наталья Перязева рассказала корреспонденту портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» Ире Форд.

- «Дом у парка» и детский сад «7 гномов» открывались синхронно. В какой момент вам пришла идея объединения детей и пожилых?

- Спонтанно! Были страхи, ведь никто в нашей стране такого не делал! А с западным опытом мы тогда не были знакомы — так что чувствовали себя настоящими пионерами. Кстати, западный опыт не во всем применим — у нас несколько разные культуры общения молодых со стариками. К примеру, в России совершенно нормально сказать о человеке в возрасте 75–85 лет «бабушка» или «дедушка». Это не несет никакой эмоциональной окраски, звучит скорее уважительно, чем личностно. В Германии же «Oma» и «Opa» — это кровные бабушка и дедушка, и назвать так человека постороннего считается как минимум некорректно. К объятиям в Германии перейдут на 5–8 встрече, а в России дети готовы уже при первом знакомстве и обнять пожилого человека, и на коленки сесть, и за руку взять. Учитывая такие ментальные особенности, мы адаптировали зарубежный опыт под наши условия. Например, когда переводили и перерабатывали иностранный сборник игр для пожилых людей и детей, в итоге поняли, что от исходного текста осталось не более 10%. Остальные 90% — это вновь созданный контент, который базируется на национальных традициях, фольклоре и опыте российских поколений, рожденных в 1920–1940-х годах.

- Как реагируют на такое партнерство все стороны: дети, дедушки-бабушки, родители детей?

- И дети, и пожилые люди реагируют хорошо — такое общение приносит новые эмоции и радость всем участникам. Недавно ребята приходили с концертом, и когда воспитатели стали собирать их домой, то кто-то из малышей вспомнил, что они повидали не всех дедушек-бабушек, и потребовали навестить остальных. Вернувшись в садик, ребята эмоционально делились впечатлениями с теми, кто не ходил на концерт.

Большинство родителей нас поддерживают, так как понимают, что таким общением с раннего детства воспитывается уважение к старости. У многих собственные бабушки и дедушки находятся так далеко, что нет возможности регулярного общения, поэтому разновозрастные встречи в «Домике» являются доступной заменой семейным отношениям.

- Насколько я знаю, открыть дом для пожилых людей было вашей давней идеей. С какими неожиданностями вы столкнулись, когда «Дом у парка» заработал?

- Новое дело всегда означает неожиданности! Можно сколько угодно проигрывать в мыслях, как все сложится, но реальность наверняка будет другой. Так вышло и с «Домом у парка». К счастью, фатальных ошибок не было. Например, мы решили, что нашим постояльцам будет интересно посещать театр. Провели переговоры, долго согласовывали даты, а эффект был… нулевым! Наших постояльцев такой досуг не заинтересовал! Другой эпизод. Мы надеялись привлечь волонтеров, которые бы по модели pro bono навели нашим бабушкам красоту, но, увы, найти таких добровольцев оказалось не так-то просто.

Впрочем, были и открытия со знаком плюс. Так, изначально мы считали, что теплые отношения с родственниками наших гостей практически невозможны, зная по опыту коллег, что родственники со временем сокращают свои визиты к близким. На самом деле мы постоянно получаем благодарности от родственников. Каждое воскресенье у нас — «Дедский день», когда те, кто не успевает навестить своих бабушек и дедушек в будни, приезжают к ним с гостинцами.

- В пансионатах, подобных вашему, как известно, главный фактор — человеческий. Были ли сложности с подбором сотрудников?

- Персонал — это всегда боль руководителя. Сами понимаете, в нашем деле важны не только профессиональные, но и личностные качества. Это как раз тот случай, когда «хороший человек» — это уже почти профессия. Я посетила аналогичные учреждения за рубежом и могу сказать, что везде примерно одни и те же типичные проблемы. Задача для всей отрасли — сделать работу в домах престарелых важной, оплачиваемой и привлекательной для потенциальных сотрудников.

- Насколько трудно было найти первых клиентов, когда сарафанное радио еще не заработало?

- Как ни странно, именно первых клиентов было найти не сложно — наверное, мы выбрали верную стратегию продвижения на первом этапе. Но спустя 3 месяца после открытия динамика спроса пошла вниз. Какое-то время у сотрудников нашего отдела продаж было ощущение, что наши услуги не востребованы. К счастью, это оказалось не так.

- Какие услуги вы предлагаете своим постояльцам? Чем они отличаются от того, что предлагают в государственных домах престарелых?

- Формат нашего «Дома у парка» — семейное, домашнее проживание. Мы стараемся подобрать для каждого клиента удобный, именно индивидуальный вариант проживания и размещения. В то время как в большинство домов престарелых постояльцы заезжают однажды и на долгое время, (может, сделать: однажды и надолго ?) наши гости делятся примерно поровну на тех, кто живет в «Домике» (так мы его называем между собой) постоянно, и тех, кто регулярно возвращается к нам на время каникул своей семьи. Во втором случае «Домик» является разновидностью дома отдыха на каникулярный период — наши постояльцы скучают по нему, хотят к нам возвращаться — и этим самым разрушают стереотипы о жизни в доме престарелых.

- Получается, что ваш бизнес отчасти сезонный? С октября по апрель заполняемость падает? Как вы решаете вопрос финансовой устойчивости?

- Действительно, у нас есть фактор сезонности, но, к счастью, речь не идет о полугодовых «качелях». Низкими месяцами являются март и ноябрь. Мы стараемся активнее рекламировать наши услуги в этот период и учитываем колебания спроса в своем бюджете. При этом мы не пользуемся кредитами и не получали грантов — у «Дома у парка» есть возможность покрывать свои нужды самостоятельно.

- Подключены ли вы к каким-то программам государственно-частного или муниципально-частного партнерства? Могут ли ваши постояльцы часть затрат компенсировать за счет бюджета?

- Мы работаем над тем, чтобы подключиться к таким программам. Надеюсь, что это произойдет в ближайшем будущем.

- Ваш опыт синергии дома престарелых и детского сада уникален. Обращались ли к вам за опытом представители подобных учреждений?

- Интерес к проекту высок — нас действительно часто просят поделиться опытом. В этом году мы помогали наладить сотрудничество между воскресными школами, действующими при храмах, и частными домами престарелых. Сейчас мы обобщаем наш опыт и готовим методические материалы для сотрудников детских учреждений и домов престарелых. Этот некоммерческий проект получил название «Сказки у камина».

- Это ваше pro bono?

- Да. Мы уверены, что у проекта «Сказки у камина» — колоссальный потенциал. Пожилые люди нуждаются во внимании, а детям очень важно получить опыт уважительного общения со старшим поколением — сегодняшние дедушки и бабушки нередко работают и не могут уделить достаточно внимания внукам. Этот проект меняет среду детства и отношение к старости, демонстрирует, что эмоционально наполненная жизнь и востребованность могут быть в любом состоянии и любом возрасте.

Дата публикации: 9 июня 2017

#услуги для пожилых людей

 1963   162  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно