Бизнес в обнимку с плюшевым тигром
Работу Юлии Костюченко можно назвать воплотившимся в жизнь представлением ребенка о том, как выглядит успешная и счастливая взрослая жизнь: во-первых, она директор, во-вторых, у нее в кабинете — огромный плюшевый тигр и, в-третьих, ее ежедневно целуют и обнимают. Юлия руководит «Бэби-клубом», одним из самых популярных в Набережных Челнах центров дошкольного образования. Детям разрешается здесь почти все: бегать, прыгать, стоять на голове во время уроков. При этом в три с половиной года воспитанники «Бэби-клуба» уже умеют читать, считать и знают количество планет в Солнечной системе, а чтобы отдать сюда ребенка, родители записываются в очередь.
Еще несколько лет назад Юлия Костюченко была успешным телевизионным журналистом в Набережных Челнах, втором по численности городе Татарстана. «В определенный момент мне захотелось попробовать что-то новое, – говорит Юлия. – Знакомая предложила совместно открыть детский центр, сказала: «Круто, это только начинается. Давай попробуем». – «Ну давай». Мы наняли педагогов, сняли помещение, разместили рекламу, а буквально через пару дней знакомая передумала. Было два непростых для меня года, совершенно незнакомая сфера — учиться приходилось на ходу».
В поисках системности
Юля признается, что сначала работали, как большинство подобных центров раннего развития: «Пришла учительница, сегодня ей вздумалось порисовать, а завтра — полепить. Не было системности, четкого представления того, что должны знать и уметь дети».
Со временем пришло понимание: главный заказчик даже не родители, а школа. «Требования для поступающих в первый класс сегодня просто невероятные, – говорит Юлия Костюченко. – Чтобы попасть в хорошую гимназию или лицей, необходимо уметь читать со скоростью не менее 40 слов в минуту, считать до ста. Однако ребенок до 7 лет может учиться только в игре, его нельзя сажать за парту. Так работать сегодня могут немногие педагоги, к сожалению. И найти их трудно».
К этому времени к семейному бизнесу подключился муж Юлии. Вместе решили, что для дальнейшего развития нужен сильный партнер, который мог бы обеспечить недостающими знаниями и навыками. Стали подбирать франшизу.
«Любовь с первого взгляда»
В итоге остановились на «Бэби-клубе» — сети, объединяющей более 200 детских развивающих центров в России и Казахстане. Юлю и ее мужа подкупило то, что специалистами этой компании была детально, буквально по часам проработана методика развития ребенка от 8 месяцев до 7 лет — с учетом российских стандартов образования.
«Когда я вижу, что по франшизе стоимостью 500 тысяч рублей мне предлагают в детском клубе стелить коврик с машинками за 100 рублей, который продается во всех магазинах, то сразу становится неинтересно, – говорит Юлия. – «Бэби-клуб» с самого начала производил впечатление хорошего, профессионального уровня: начиная с сайта и заканчивая логотипом, который им разработал Артемий Лебедев. Так что это была «любовь с первого взгляда».
Тридцать тысяч за букет
За присоединение к «Бэби-клубу» пришлось заплатить около миллиона рублей плюс ежемесячные роялти. Получили готовую бизнес-модель с полным пакетом методик, правил и стандартов, а также комплексную поддержку: 80 часов вводных тренингов, регулярные вебинары для педагогов, апгрейд учебных пособий. При этом материнская компания (франчайзер) оставляет за собой право контролировать соблюдение довольно жестких правил и стандартов сети. Например, даже за отсутствие обязательного букета на столе предусмотрен штраф в 30 тысяч рублей. Кураторы, находящиеся в центральном офисе «Бэби-клуба» в Самаре, через веб-камеры в любой момент могут посмотреть, как идет учебный процесс.
«Мне импонирует, как менеджеры центрального «Бэби-клуба» взаимодействуют с нашими специалистами по работе с детьми, – говорит Юлия Костюченко. – Каждый клуб имеет своего куратора, который отсматривает конспекты, наблюдает занятия, отслеживает прогресс детей. Это как раз то, чего нам раньше не хватало. Теперь я могу почти полностью переключиться на поиск и удержание клиентов».
Для размещения «Бэби-клуба» Юля с мужем подобрали просторное помещение площадью 150 квадратных метров на первом этаже нового элитного дома. У клуба – свой отдельный выход на улицу. «Все это очень контрастирует с тем, что мы видели в других центрах, – говорит одна из клиентов «Бэби-клуба» Лариса Хазиева. – Прежде чем попасть сюда, мы с мужем обошли несколько детских развивающих центров. Один находился в обычной квартире. В подъезде — грязь, вонь, люди с собаками ходят, кошки. Больше туда ни ногой».
Читать в 3,5 года? Легко!
В «Бэби-клубе» проводят занятия с детьми от 8 месяцев до 7 лет. Младенцы до 2 лет «работают» по 1 часу, постарше — по полтора. По мере взросления занятия становятся все сложнее. Маленькие считают в пределах десятка, старшие работают с тысячами, развивают логическое мышление. Есть большие блоки по обучению чтению и речи. Средний возраст, когда дети в «Бэби-клубе» начинают читать, – 3,5—4 года. Причем, по утверждению Юлии Костюченко, все эти навыки приобретаются легко — через игру.
«У нас в Набережных Челнах более 100 садиков и, наверное, не меньше частных развивающих центров, но найти место, где ребенка качественно подготовят к школе — проблема», - замечает еще одна молодая мама Ольга Страшинская. Ее сыну Саше было три с половиной года, когда родители привели его в «Бэби-клуб». «До этого мы попробовали пару детских центров, – говорит Ольга, – нам очень не понравилось. Ребенок там перевозбуждался, после каждого занятия у него были истерики, а в «Бэби-клубе» такая обстановка, что, вроде, дети тоже веселятся, им интересно, но при этом не устают. К четырем годам Антон уже умел читать и считать. За какие-то три–четыре месяца у нас произошел огромный скачок!» – радуется Ольга.
«Слуховички» и «оральнички»
В основе методики «Бэби-клуба» лежит системно-векторная психология Толкачева. Все дети старше двух с половиной лет по результатам тестов делятся на 8 основных психотипов. Например, есть «слуховички» — дети с чутким слухом. Педагог не станет с ними слишком громко разговаривать. Болтливых деток называют «оральничками», им никогда не скажут: «Закрой, пожалуйста, рот, ты мешаешь остальным слушать». Дети могут оставаться самими собой, поэтому, по словам Юлии Костюченко, им здесь комфортно: «Они приходят к нам, как домой. Всех любят, со всеми целуются. То есть у нас нет такого: «сели, рот закрыли, руки по швам!». На наших занятиях можно в принципе делать все что угодно. Даже если он бегает, как сайгак, или сидит головой вниз. Мы на это смотрим спокойно».
Помимо чтения и счета, в «Бэби-клубе» проводят музыкальные занятия, есть блоки, посвященные анатомии, астрономии, истории искусств и истории вещей. «Нам важно, чтобы дети умели не только читать и считать, но чтобы они еще и понимали: в какой стране живут, что мы здесь делаем, где Луна, кто такие динозавры, – говорит Костюченко. – Это не только подготовка к школе, но и то, что называется разносторонним развитием личности».
Лейле Ашрафуллиной, маме 3-летнего Амира, нравится, что в «Бэби-клубе» учат публичным выступлениям. «У меня сын немного стеснительный, а здесь он смог преодолеть себя и научился выступать перед аудиторией. Мне кажется, это очень пригодится», – говорит Лейла.
Клубная бухгалтерия
В «Бэби-клубе» нет скидок или каких-либо льгот. «Слишком низкая рентабельность», – замечает Юлия Костюченко. Стоимость 8 занятий (стандартная месячная нагрузка) — 3 тысячи рублей. Это одна из самых низких цен из всех «Бэби-клубов» по стране. Для сравнения: стоимость аналогичного курса занятий в Москве составляет 7—8 тысяч. При этом платятся все налоги. «Работаем в белую», – признается Юлия.
Повысить цену не позволяет рынок. В большинстве детских клубов Набережных Челнов месячный абонемент стоит от тысячи до полутора тысяч рублей, но, как правило, говорят побывавшие там родители, такие «бюджетные» центры представляют собой небольшую квартирку, в которой «один педагог, коврик с машинками и три игрушки».
В первый год после перехода на франшизу, по признанию Юлии, работали «в минус», во второй — клуб начал приносить небольшую прибыль. На сегодняшний день в центре занимается более 150 человек. В листе ожидания — еще порядка 50 семей, но мест уже нет.
В 2014 году Юлия с мужем решили открыть второй в Набережных Челнах «Бэби-клуб». Выкупили франшизу, собирались брать кредит на остальные расходы, но Центробанк повысил ставку рефинансирования, и стоимость заемных денег на открытом рынке стала для социальных предпринимателей неподъемной. Выручил Фонд «Наше будущее», предоставивший 3 миллиона рублей в качестве беспроцентного займа на 5 лет. Это позволило продолжить подготовку открытия второго «Бэби-клуба».
Большие надежды
Юлия Костюченко очень надеется, что экономические бури постепенно улягутся и рано или поздно ее мечта — а это ни много ни мало создание в Набережных Челнах сети «Бэби-клубов» — станет реальностью.
«В общем, бизнес — не из самых легких, – говорит Юля, – особенно сейчас. Но он такой… «няшный», милый. Детки, которые у нас уже годами занимаются, мне как родные: забегают, мы с ними целуемся, обнимаемся, рассказываем друг другу, как у нас дела. Из таких маленьких моментов складывается удивительная атмосфера в самом клубе. Ощущение, что ты, вроде, занят серьезным делом, но при этом можешь в рабочее время подойти и поцеловать плюшевого тигра, и тебе никто не скажет: «Ты что, с ума сошла?!» Я вижу результаты детей, как они рвутся в «Бэби-клуб», как у девчонок, которые у нас работают, горят глаза. Да и потребность в качественном дошкольном образовании колоссальная. Так что для меня это действительно вопрос не коммерческий, а, скорее, социальный».
Автор: Кирилл Терёшкин
Дата публикации: 6 марта 2015
#Бэби-клуб #Юлия Костюченко #дети #татарстан #набережные челны #дошкольное образование2406 97