Социальные предприниматели Дарья Березина, Наталья Никулина и их «Планик»

В Петрозаводске создали предприятие по производству коммуникативных книг и карточек. Его продукция помогает особым детям общаться с миром. С ноября 2015 года в Петрозаводске запущено производство коммуникативных книг и карточек PECS для детей, испытывающих проблемы с речью, — с синдромом Дауна, с ДЦП и аутизмом.

До сих пор пособия по этой методике некоторые родители особых детей делали сами. Это отнимало много времени, а технология и результат оставляли желать лучшего. Сейчас карельские социальные предприниматели производят продукцию, которую заказывают и родители, и педагоги, и специалисты-дефектологи. География заказов – вся Россия.

Стартап

В ноябре 2015 года художник Дарья Березина и руководитель творческой студии «Играем вместе» для детей с аутизмом и их родителей Наталья Никулина решили запустить в Петрозаводске производство пособий и карточек для альтернативной коммуникации особых детей. Назвали предприятие «Планик».


Дарья Березина: «Первые шаги были типичными для всех начинающих предпринимателей — мы сделали партию пробной продукции, попробовали ее реализовать и посмотреть, как работают наши книги и карточки. Первым заказом было изготовление 15 книг. Мы делали их вручную: подбирали картинки, ножницами резали бумагу, ламинировали карточки».


Деньги на оборудование и материалы удалось собрать на платформе Бумстартер. 150 тысяч рублей пошли на приобретение резаков, ламинатора, принтера. Были закуплены материалы, которые прежде были недоступны, — хороший пластик, заклепки. 50 экземпляров книг бесплатно распространили среди детских коррекционных учреждений Карелии.

Производство продукции запустили на базе детско-юношеского центра. В рамках образовательной программы «Новое поколение  +» удалось привлечь для работы трех участниц, школьниц 9-10 классов, —  они были оформлены на работу с получением заработной платы. Сейчас их труд оплачивается сдельно в зависимости от заказов предприятия. Предприятие работает три раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу.

Не просто сбыт

Создавая производство, карельские предприниматели сделали акцент на качестве продукции. Они искали, например, такие липучки, которые не будут ссыхаться и отрываться через три месяца. Рвали и мяли карточки, чтобы вычислить их оптимальную плотность. Путем экспериментов определили подходящую толщину пленки для ламинирования.

Автор рисунков на карточках – Дарья Березина. По просьбам заказчиков часть карточек она рисует в зависимости от привычек и привязанностей конкретного ребенка. По спецзаказу можно нарисовать игрушки, которые любит ребенок, и подобрать изображения продуктов, которые он соглашается есть. Для детей с аутизмом это важно.

Таким детям трудно бывает восстановить последовательность каких-то действий, поэтому в пособиях Березиной и Никулиной задания идут от простого к сложному.

Стоимость одной карточки – 15 рублей. По индивидуальному заказу – 20 рублей. По словам организаторов «Планика», это самая социальная цена изделия. Для них важно сделать продукцию доступной для людей с любым достатком. «План занятия» стоит 280 рублей, «Коммуникативная книга» формата А5 — 550 рублей, брелок с 10 карточками – 300.


Дарья Березина: «Цель нашего проекта – не просто сбыт. Нам хочется, чтобы продукция была удобной в использовании и доступной по цене для родителей детей с аутизмом. В #ЩедрыйВторник мы запустили акцию для адресного пожертвования средств. Любой человек может перечислить на наш счет деньги, которые удешевят заказы от семей с особыми детьми. Мы делаем наклейки с именами дарителей, приклеиваем их на ту вещь, которая семье достанется бесплатно за счет денег жертвователя. Самому дарителю отправляется фотоотчет. Это обстоятельство несколько усложняет нашу работу, но мы хотим связать между собой как можно больше людей».


Заказчики

Продукцию «Планика» заказывают родители, методисты и педагоги со всей России. В 2016 году с предложением изготовить тесты для определения способностей детей с аутизмом на основе методики коммуникативных книг к предпринимателям обратились специалисты психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Тесты ПМПК организаторы «Планика» разрабатывали, основываясь на личном опыте: диагноз «аутизм» поставлен Степе, сыну Натальи Никулиной. «Дети с аутизмом с трудом воспринимают новое, — рассказывает Наталья. — Я предложила подготовить два разных пособия, которые внешне выглядели бы одинаково».

В садике с воспитателями или дома ребенок, например, ищет «лишнее», не подходящее по смыслу, в предлагаемом наборе, скажем, посуды и одежды, а, приходя на тестирование, он показывает лишний объект уже в ряду диких и домашних животных. Кроме того, авторы тестов облегчили задачу визуальной поддержкой: прорисовали, что это значит — найти лишнее. «Любую информацию дети с аутизмом воспринимают иначе, чем их сверстники, — поясняет Наталья. — Им нужна визуализация. В свое время Степе было проще написать на асфальте воспитателям: «Хочу какать», чем подойти и попроситься на горшок. К тому же дети с аутизмом все воспринимают буквально. У нас нередко в тестах попадаются задания, например, с историей о том, как мышь нашла шарик и надула его. Для ребенка с аутизмом это очень нестандартная ситуация. Он, например, не понимает, почему ёж непременно по ходу сюжета должен поговорить с зайцем, а волк – с лисой. Кроме того, особый ребенок может уметь считать до тысячи, но не дать человеку, проводящему тест, два обычных кубика. И только потому, что он не видит резона их давать».

Организаторы «Планика» старались учитывать все эти моменты.  Сейчас идет апробация созданных ими тестов.


Дарья Березина: «Разрабатывая пособие для петрозаводской ПМПК и публикуя наши наработки в соцсетях, мы стали принимать предложения заказов из других городов – даже из Новороссийска и с Камчатки. Людям понравилось, и они были готовы заплатить деньги».


Линейка продукции

Основой предприятия остается выпуск коммуникативных книг, брелоков, облегчающих общение, визуальных расписаний, которые помогают уменьшить тревожность и развивают независимость ребенка, поощрительных листов, позволяющих упростить образовательный процесс.


Дарья Березина: «Альтернативная коммуникация с помощью карточек PECS – это наша большая и проработанная тема. В планах — доработать пособие для изучения английского языка и визуальное расписание для родителей, которые хотят упорядочить день ребенка».


Параллельно разрабатываются линии для дошкольников и младших школьников, изучающих иностранные языки, и диагностические пособия для ПМПК, логопедов и родителей, самостоятельно занимающихся с детьми.


Наталья Никулина: «В разработке – еще и пособие по глобальному чтению. В свое время логопед, который занимался со Степой, придумал нам такую игру: нужно было подобрать карточку с написанным словом к карточке с изображением предмета. Таким образом мы научились читать, не изучая букв и слогов. Сейчас эта тема тоже востребована».


Поиск спонсоров

В конце 2015 года Фонд поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам» объявил конкурс проектов по социальному предпринимательству. Конкурс проходил в шесть этапов, в финал из 500 заявок попали только 12. Среди этих 12 было и производство «Планик».  На финальном этапе половина претендентов получила финансирование от фонда, остальные шесть участников — возможность обучаться в бизнес-инкубаторах. Дарья Березина и Наталья Никулина финансирования проекта не получили, но в течение года ездили на учебу основам социального предпринимательства. На конкурсе Sap Up, организованном в поддержку социальных предпринимателей, проект «Планик» также прошел в финал и занял третье место, с возможностью пройти стажировку в Берлине.


Дарья Березина:  «Я думаю, что нам есть куда развиваться. Поэтому, наверное, мы пока на конкурсах получали возможность учиться, а не финансирование».


Перспективы

Для осуществления планов по развитию предприятия Дарья Березина и Наталья Никулина сейчас ищут финансирование в размере 250 тыс. рублей. Они собираются усовершенствовать производство и реализовать некоторые новые идеи. Одна из них — запуск мобильного приложения, основанного на методике альтернативной коммуникации. По словам авторов проекта, приложение должно быть использовано не в качестве основного инструмента развития навыков особых детей, а как вспомогательное средство. Сейчас идут переговоры о сотрудничестве с Иваном Бакаидовым, разработчиком приложений для не говорящих людей.

Автор: Анна Гриневич

Дата публикации: 6 июня 2017

#петрозаводск

 1093   42  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно