Дела Арбузные
Типография при Центре социальной помощи "Доверие"
В 2010 году правительством РФ запланировано поддержать 11 тысяч рабочих мест для людей с ограниченными возможностями (инвалидов) в рамках общей Программы антикризисных действий поддержки занятости. В одном Санкт-Петербурге инвалиды трудоспособного возраста составляют около 120 тысяч человек - 4,51% от всего трудоспособного населения города. Среди безработных их - 13%, то есть человеку с инвалидностью найти работу - по факту - сложнее.
Ежегодно по программе содействия занятости населения Комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга выделяет гранты на создание 79 специализированных рабочих мест и модернизацию еще девяноста четырех. Конечно, на почти пятимиллионный город это - не много. Тем не менее, ежегодно возникают новые предприятия и организации, в который люди с ограниченными возможностями могут найти своим способностям достойное применение. Примером комфортной для инвалидов трудовой среды можно назвать небольшую типографию, созданную некоммерческой организацией Центр социальной помощи «Доверие». Типография изначально создавалась с социальной целью трудоустроить людей с ограниченными возможностями. Подобные проекты сегодня называют «социальным предпринимательством».
Как идеи становятся реальностью
Заходя с улицы в типографию, не сразу заметишь вывеску на окнах старого дома «Ризограф, типография Арбуз». Спускаешься в полуподвал и оказываешься в помещении однокомнатной квартиры, заставленной оборудованием, папками, компьютерами. Достаточно тесно, все - по-простому, по-домашнему, не сразу приходит мысль, что ты - в коммерческой организации. Нет «евроремонта», кондиционера, диванчика для ожидающих клиентов. Предвосхищая мой вопрос, Надежда Ивановна Егорова, председатель «Доверия», отвечает: «Знаете, социально-ориентированный бизнес не всегда предполагает хороший офис, «антураж», меблировку и прочее. Есть своя специфика».
В недалеком 2006 году у некоммерческой организации «Доверие» в лице Надежды Ивановны возникла идея нового направления - поддержки уязвимых групп населения. Приходя в некоммерческую организацию, как правило, человек нуждается в двух видах помощи: с одной стороны - в развитии своих социальных навыков, с другой - ему требуется экономическая поддержка, защита прав и т.д. Новая идея была предельно простой - соединить разные направления помощи в одно, самостоятельно обеспечив рабочими местами нескольких человек с ограниченными возможностями. «Доверие» как некоммерческая организация постоянно нуждалась в разного рода печатной продукции, которая до этого заказывалась «на стороне». Почему бы не организовать собственную небольшую печатную мастерскую, обеспечивая недорогой полиграфией свои нужды и зарабатывая на выполнении заказов других организаций? Была создана полиграфическая студия с сочным названием «Арбуз».
Проект был поддержан Комитетом по труду и занятости администрации Санкт-Петербурга и по программе «создания и модернизации рабочих мест, в том числе специализированных для трудоустройства инвалидов» получил грант на приобретение первого оборудования. После покупки печатной машины перед Надеждой Егоровой и директором ЦСП «Доверие» Марией Соколовой встали задачи, актуальные для любого начинающего предпринимателя: где арендовать помещение, как найти сотрудников, организовать рабочие места, разобраться с необходимой документацией и так далее.
Поскольку опыта работы в сфере полиграфии ни у кого из организаторов не было, на первом этапе было допущено немалое количество ошибок. Например, только после закупки оборудования для печати, оказалось, что для дизайнера необходимо специально оборудованное под него рабочее место. Поэтому следующим шагом было оборудование рабочего места для дизайнера: купили компьютер, второй компьютер уже собирали по частям: у кого-то взяли системный блок, кто-то отдал старый монитор. Мебель тоже собирали по знакомым: один только районный центр занятости подарил 5 столов и списанный стеллаж.
Второе, с чем столкнулись наши энтузиасты, - нелегкая задача найти квалифицированных сотрудников - людей с инвалидностью, ведь в этом и была социальная идея типографии. Искали совместно со службами занятости, профессионально-реабилитационным центром, другими социальными службами. Парадокс: многие инвалиды «сидят» без работы, но при этом нужных работников найти оказалось очень сложно. «Мы реально не могли найти тех, кто будет работать», - признается Мария Соколова. Центры трудоустройства людей с инвалидностью, как правило, обучают элементарным навыкам и простым профессиям. Для многих соискателей работа в типографии «Арбуз» - была первой работой в жизни, из-за чего возникали коллизии. Например, девушка, которую приняли на работу дизайнером, каждый раз, когда нужно было что-то сделать в сжатые сроки или переделать уже выполненную работу, испытывала стресс и не могла работать. В итоге она сама приняла решение уволиться. Тем не менее, постепенно коллектив сформировался. Причем на это ушло почти три года. На работу были приняты Маша и Оксана – администраторами, затем они овладели навыками и подсобной полиграфической работы: могут и брошюровать, и пользоваться ризографом. В команду влился Сережа. Он - дизайнер-художник, владеет необходимыми программами для работы и оказался просто «находкой» для «Арбуза». Позднее на позицию генерального директора был привлечен Борис Халдин и состав организации был полностью сформирован.
«Зарабатывать самим и ни у кого ничего не просить»
Если зайти на сайт типографии «Арбуз», вы не найдете упоминания об особой социальной «нагрузке» организации. Клиенты узнают о «социальности» типографии, что называется, уже «на месте». Сегодня у типографии уже есть постоянные клиенты, для кого важно, что их заказы позволяют обеспечивать работой инвалидов. Однако, организаторы «Арбуза» стараются лишний раз не афишировать социальную направленность типографии. Отчасти это – принципиальная позиция, отчасти – горький опыт. По словам Марии Соколовой, были случаи, когда клиенты, узнав о том, что в типографии работают люди с инвалидностью, отменяли заказ. Срабатывал стереотип: «Они не в полной мере профессиональны и не смогут обеспечить должного качества». Наличие подобного стереотипа в массовом сознании лишний раз демонстрирует, что между людьми с инвалидностью и остальной частью общества существует невидимая «стенка», что люди с инвалидностью де-факто исключены из «нормальной» жизни общества и дискриминированы.
Были случаи, когда клиенты отказывались от сотрудничества наоборот - из «гуманистических» соображений. Они подозревали, что типография сознательно наняла людей с ограниченными возможностями, чтобы заработать на них, ведь по общепринятому мнению людям с инвалидностью можно платить по минимуму. Впрочем, мнение это - небезосновательно. В иных организациях именно так и поступают.
В идеале, как считают в «Арбузе», клиенты должны приходить в типографию, прежде всего потому, что здесь оказывают качественные услуги. По словам Марии Соколовой, подобный подход дает независимость. Собственно, это - одно из ключевых преимуществ социального предпринимательства: решая социальную задачу, вы, тем не менее, не привязаны к расположению благотворителей. «Стараемся работать как работает любая другая типография, - говорит Мария Соколова. - «В лоб» никому не бьем, что, заказав визитки, вы поможете инвалиду. Хотя мы и не скрываем, что типография - особая…»
На примере повседневной практики типографии «Арбуз» можно увидеть, что в России общество еще не в полной мере готово воспринимать и должным образом признавать «социальные предприятия». Пока подобная практика для нашей страны - экзотика.
Обычные будни необычного бизнеса
Бизнес «Арбуза» нельзя назвать сверхприбыльным. С самого начала приоритетом проекта была именно социальная направленность. Из-за этого технические детали, профессиональные нюансы, экономические расчеты оказались как бы «на втором плане» общей реализации идеи. Плюс это или минус? Можно относиться к этому по-разному. Так, например, автор книги В поисках социального предпринимательства (The Search for Social Entrepreneurship) [1] профессор Нью-Йоркского Университета Поль Лайт на основе собственного опыта изучения организаций социального предпринимательства отмечает, что такие организации в сравнении с традиционными отличаются тем, что относительно «безденежны», особенным образом устремлены идее Изменения и часто неопытны в административных процедурах, необходимых для прозрачности и умелого руководства, что можно считать как преимуществом, так и недостатком. Получается, типография «Арбуз» – это типичный пример социальной организации с превалированием Идеи над административной, технической стороной дела.
В начале своей работы «Арбуз» получил грант на закупку оборудования. В дальнейшем типография могла рассчитывать только на свои силы. «Дали оборудование, дальше плывите, как хотите, - говорит Мария. - Если нет заказов, то нет и зарплаты, нет денег на аренду помещения и так далее. Как в любом бизнесе вся ответственность за то, что с нами происходит, лежит на нас самих». До «Арбуза» Мария Соколова успела поработать бренд-менеджером в крупной компании, поэтому в работу социальной типографии внесла структурированность и коммерческую хватку.
Чтобы привлекать клиентов, как известно, нужна реклама. Пока типография не может себе позволить тратить сколь-нибудь значительные средства на рекламу и большинство клиентов приходят по рекомендации.
Надежда Егорова, председатель Центра социальной помощи «Доверие» - учредителя типографии - считает, что предприятия, подобные «Арбузу», нуждаются именно в информационной поддержке со стороны государства, как впрочем и, так называемой, "институциональной". "Необходима политическая воля поддержать организации, которые ориентированы на создание социальных услуг, которые позволяют выжить определенным социальным группам…" - говорит Надежда Егорова. Обращаться в такие организации должно быть модно. То есть мода на обращение в социальные предприятия должна быть создана. Это должно стать частью бизнес-культуры, например, крупных корпораций. В противном случае многие социальные предприятия со временем могут превратиться в обычные коммерческие фирмы… Государство, по словам Надежды Егоровой, должно проводить постоянный мониторинг услуг социальных предприятий. «Вот у нас появилась новая услуга. Так почему бы государственному органу, если он в ней нуждается, не заказать эту услугу именно у нас, а не в обычной фирме? – задается вопросом Мария Соколова. - Например, даже комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга, который в свое время поддержал нас и выдал грант, ни разу потом не заказал у нас полиграфию. Нужна государственная программа закупок продукции социальных предпринимателей». В противном случае, как считают в «Арбузе», социальное предпринимательство в ряде случаев превращается в «удочку», с помощью которой поймать рыбу сложно, так как кто-то ее уже выловил в этом пруду сетями.
Навстречу работнику с особыми потребностями
Мария Соколова, директор типографии «Арбуз», делится особенностями работы с персоналом в организации. Сложность работы социального предприятия в том, что играть приходится по рыночным правилам, как обычному бизнесу. При этом еще и выполнять функцию включения работника в общество. Многие люди с инвалидностью приходят на работу чаще для общения, простого чувства принадлежности коллективу. «Когда строишь бизнес и нужно работать в жестких условиях, некогда ждать, когда сотрудник наговорится. Но от этого никуда не деться. Сложно найти золотую середину, чтобы достичь эффективности». Надежда Ивановна добавляет: «Для тех, кто впервые получает работу - мотивация общения превыше всего остального. Поэтому мы задействуем наших сотрудников в разных социальных мероприятиях «Доверия». Например, предлагаем принять участие в городском фестивале «Добрый Питер». Задачи бизнеса и НКО, социального предпринимателя лежат в разных плоскостях (миссия СП - решение проблемы, а не получение прибыли). И главным для нас остается удовлетворение общественных потребностей».
Конечно, как и в любом другом коллективе, возникают проблемы психологической несовместимости работников или просто проблемы взаимодействия. Но на специализированных предприятиях, как в одном известном спектакле про глухого, слепого и ветерана войны – приходится налаживать процесс коммуниации между людьми с совершенно разными недугами. Для слаженной работы инвалида-опорника, инвалида по слуху и инвалида по зрению необходимо сопровождение. И у социального предпринимателя есть возможности и ресурсы решать эти проблемы.
Можно сказать, что самое тяжелое время развития организации – время начинающей, неопытной компании - позади. И теперь, наверное, становится понятным, что самое главное, что помогло справиться со всеми возникающими сложностями - это Идея, которая не дает отступиться и заставляет социальные предприятия бороться за свое существование.
Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Апрель 2010 г.
Автор: Марина Аларичева
Дата публикации: 25 апреля 2010
#санкт-петербург #региональный конкурс #помогать легко #летающие звери #студия да #инвалиды #туризм #дети #онкология #гаспарян1576 147
Хочешь получать свежие материалы?
Вам может быть интересно