Ешь, пей, помогай другим (Training for Life)
Результаты деятельности: ежегодно в различных программах организации участвуют более 1700 молодых безработных людей в возрасте до 24 лет. Полученные знания и практические навыки становятся для них «путевкой в жизнь», они находят постоянную работу в индустрии организации приемов, гостиничной и кулинарной сфере, а также в фитнес-индустрии.
Годовой оборот организации составляет 4,4 миллиона фунтов стерлингов. 90% доходов складывается из доходов шести социальных предприятий (ресторанов и «перспективных центров», описанных в данном материале, а также фитнес-центров).
Контакты: www.trainingforlife.org
Не просто ресторан
Для посещения популярного, как мне обещали, социального предприятия и ресторана предстояло отправиться в Ист-Энд Лондона, или Восточный Лондон. Чем дальше от Вест-Энда (Западного Лондона), тем темнее, приземистее, однообразнее и как-то безошибочно менее праздничным становился город на Темзе. Лондонские коллеги и друзья меня просветили, сообщив, что Ист-Энд заметно изменился за последние лет семь-десять. В частности, район Хэкни смог справиться с удручающей криминальной ситуацией (официальные источники сообщают цифру 28% падения уровня преступности за 2003–2007 гг.) и может теперь обеспечить элементарную безопасность. Этническая пестрота раньше служила источником беспорядков, а теперь, наоборот, стала преимуществом района – здесь открываются модные арт-салоны, магазины, клубы, а также школы и предприятия. Расположение ресторана Hoxston Apprentice (или «Хокстонские ученики»), куда я отправилась, совершенно не случайно, а отвечает замыслу и целям его создателей.
Ряд модных заведений сконцентрировался на площади Хокстон, а красивое пятиэтажное здание никак не походило на социальную столовую, которую я опасалась обнаружить по указанному адресу. Светлый зал в темном дереве с высокими потолками был полон шумными посетителями, и атмосфера не могла не понравиться. Как только обычное время обеденного перерыва истекло, зал быстро опустел, но только до вечера, когда он вновь заполнится гостями.
В ресторане меня ждала встреча с директором благотворительной организации Training for Life Гордоном де Сильвой, который в тот момент был занят со спонсорами («Надо бы не забыть спросить, почему он, при всей его успешности, все еще ищет спонсоров», – записала я в уме себе задачу), и решила пообедать и пообщаться с… официантами (потому как официанты здесь – целевая группа предприятия). Меня обслужила веселая и симпатичная темнокожая девушка по имени Шиин в наколках, в прошлом парикмахер, изменившая род занятий после знакомства с Training for Life и получившая новый заряд жизни. Я попросила информацию о ресторане, и мне принесли один листок формата А4 с логотипом ресторана, на одной стороне которого было напечатано меню, а на другой – обращение Гордона, поясняющее, что же происходит на самом деле в этом ресторане.
Hoxston Apprentice (или «Хокстонские ученики» – по названию площади, где он находится) – благотворительный ресторан, основанный в 2004 году Гордоном де Сильвой (Gordon D’Silva) вместе с Пру Лит (Prue Leith), популярным в Лондоне шеф-поваром и членом попечительского совета благотворительной организации Training for Life. Целями, а если быть точнее, страстными желаниями обоих основателей ресторана являются: - предложить посетителям первоклассную еду, приготовленную из продуктов, приобретенных по возможности у местных поставщиков;- создать стильную, расслабляющую и дружескую атмосферу для ваших встреч и просто времяпрепровождения;- предоставить возможность получить профессиональные навыки работы в ресторанной отрасли, помочь менее удачливым людям реализовать свой потенциал.
За три с лишним года своего существования ресторан завоевал признание знатоков кулинарного дела и специализированных журналов, попал в лучшие рейтинги Лондона и Великобритании, занял прочное место в путеводителях по лучшим общественным заведениям.
В то же время это место, где проходят обучение, а затем и практику те, для кого устроиться на работу по ряду причин проблематично. Пройдя обучение на базе благотворительной организации Training for Life, молодые люди из малообеспеченных семей, из групп риска и т. п. проходят практику в ресторане и приобретают профессиональные навыки, которые открывают им двери в индустрию организации приемов, гостиничный и кулинарный бизнес. Здесь они обретают уверенность в себе, свой собственный «голос» и готовность к самостоятельной и полноценной жизни. Их обучают не только тому, как готовить качественную еду, но и правильному питанию, здоровому образу жизни, основам предпринимательства. Именно их и называют apprentice, что в переводе с английского означает «подмастерье», «ученик». Эти молодые люди – «местные», они из этого в недавнем прошлом неблагополучного лондонского района. Пропорционально сотрудники ресторана делятся приблизительно пополам: половина учителей, половина учеников, которые задействованы в работе на кухне, и в работе по обслуживанию гостей.
Что же посетители? Посетителей чествуют. Им сообщают, какую огромную, наиважнейшую роль они играют в улучшении жизни конкретных людей, и при этом они ничего особенного не делают: приходят сюда, чтобы получить удовольствие от проведенного времени и от вкуснейшей полезной еды. Каким образом? Сто процентов прибыли ресторана попадают в благотворительную организацию Training for Life, чтобы она смогла помочь большему числу людей, которые ищут поддержки в жизни. Кстати, заплатив по своему немаленькому счету, я обратила внимание, что по заведенному здесь порядку ко всем счетам добавляется один фунт стерлингов в качестве добровольного пожертвования в пользу Training for Life.
Социальное предприятие Training for Life
Благотворительная организация Training for Life учреждена Гордоном де Cильвой, психологом по образованию, решившим на практике проверить дееспособность системы трехсекторного взаимодействия (бизнес + госорганы + некоммерческий сектор). За последние 11 лет работы Training for Life помогла тысячам людей получить образование и полноценную работу.
Организация работает с молодыми людьми, которые оказались в непростой жизненной ситуации и которым нужна поддержка. Ее философия состоит в том, что правильно помогать другим, чтобы они помогли себе. В противном случае бездействие слишком дорого обходится обществу и государству. А жизни многих людей оказываются потерянными или истраченными впустую. Поэтому Training for Life – благотворительная организация с элементами предпринимательства, которая обучает молодых безработных людей навыкам, необходимым для приобретения реальной работы.
За свои заслуги благотворительная организация удостоена звания «Социального предприятия 2006 года», а ресторан «Хокстонские ученики» получил звание «Команды социального предприятия 2006 года» за заслуги в обучении и успехи в предпринимательстве.
«Перспективные центры»
Красивое историческое здание, на первом этаже которого находится ресторан, полностью принадлежит Training for Life. В нем 5 этажей, на которых расположены: собственно ресторан, помещения для проведения занятий по более чем 20 программам Training for Life (включая интернет-классы и большие учебные кухни), фитнес-зал (доступный для сотрудников здания и представителей местного сообщества), небольшое агентство по трудоустройству, помещения для аренды и проведения тренингов и иных групповых мероприятий и… пентхаус для сдачи в аренду. Подобных зданий многопрофильного назначения у организации несколько, они составляют отдельный проект под названием «перспективные центры», однако именно хокстонский – самый успешный. Для авторов проекта это метод преобразования сообщества, работающий с 1995 года. Центр предлагает комплекс программ обучения, переобучения и личностного роста безработным, проживающим в данном районе. Хокстонский центр известен в первую очередь как центр обучения кулинарии. Однако на его территории расположен ряд других сервисов, агентств, программ, которые решают проблемы трудоустройства представителей местного сообщества. Это партнеры Training for Life, они разделяют цели и ценности организации.
Так, например, один из партнеров – Shoreditch Spa – популяризирует концепцию здорового питания среди местного сообщества и проводит серию практических семинаров. Ее сотрудники могут вас научить, где покупать продукты, как планировать семейный бюджет, как готовить и питаться здоровой пищей. Эти практические сессии и приятный повод общения с «односельчанами».
Занятно, что преобразования коснулись и самого исторического здания, в котором центр расположен. Архитектор здания – Эдвард Пугин, сын известного британского архитектора викторианской эпохи, один из авторов здания британского Парламента. Здание было задумано как католическая школа, а в 2003 году подверглось серьезной реконструкции, трансформировано, а затем приобретено в собственность Training for Life. Можно сказать, что организации повезло: несколько лет тому назад существовала возможность получить гранты для приобретения недвижимости в собственность. Возможность не была упущена. «Перспективный центр» известен в Лондоне просто как Хокстон, 16.
Выбор исторического здания для реализации комплексного подхода преобразования жизни местного сообщества также не случаен для Гордона де Cильвы. Для него Центры «перспектив» решают разноплановые проблемы. В данном случае, в рамках проекта сохраняется историческое здание, оказывается социальная поддержка отдельным группам населения, а те, в свою очередь, делают жизнь местного сообщества более разнообразной и благополучной. Подобное сочетание становится возможным в результате сотрудничества бизнеса, благотворительной организации и государственных органов.
Партнерство
Вся эта достаточно проработанная и непростая схема взаимодействия разных заинтересованных сторон была бы невозможна без должных партнерских отношений и поддержки. Среди своих доноров и инвесторов Training for Life неизменно называет Shoreditch Trust, кабинет премьер-министра Великобритании, Корпорацию Лондона, Агентство развития Лондона, группу «Компас» (которая присутствует и на российским рынке) и ряд других агентств, трастов и компаний.
Так чем же интересна модель де Сильвы для бизнеса? Как оказалось, для прагматичных компаний существует простая и убедительная математическая формула: подготовка одного человека для работы в гостиничном или кулинарном бизнесе обходится компании в 10 тысяч фунтов стерлингов. Получается, что в лице выпускников центра обучения компании получают первоклассных специалистов, почему же не задуматься о предложении?
За последние пару лет Training for Life завоевала твердую репутацию среди многих британских и международных компаний, среди органов власти разных уровней Европейского Союза и Великобритании. Расширение партнерских рядов является, безусловно, гарантией успеха, однако оно является и источником растущего давления в связи с ожиданиями, которые возлагаются на работающую схему. Однако Гордон и его команда не боятся трудностей. Наоборот, они с удивительным спокойствием и юмором берутся за задачи обеспечения роста, укрепления и расширения возможностей.
Некоторые цифры
• Ежегодно в различных программах обучения Training for Life участвуют около 1700 человек.
• Около 70% «выпускников» центра все еще сохраняют место работы спустя 6 месяцев после окончания обучения.
• 90% выпускников организации находят постоянную работу в гостиничном, ресторанном бизнесе или в индустрии организации приемов.
• На базе ресторана ежегодно проходят стажировку около 40 учеников.
• В первый год работы ресторан «Хокстонские ученики» принес выручку размером 70 тысяч фунтов стерлингов.
• В прошлом году оборот Training for Life составил 4,4 миллиона фунтов стерлингов.
• Согласно уставу ресторана 100% прибыли «Хокстонских учеников» передаются благотворительной организации Training for Life для осуществления основной деятельности.
• 90% дохода благотворительная организация Training for Life получает от своих социальных подразделений (всего их 6).
• В прошлом году ресторан «Хокстонские ученики» принес благотворительной организации доход в 750 тысяч ф. ст.
• Training for Life готова распространять свой опыт обучения через франшизные подразделения на двух важных условиях: 50% всего дохода франшиза направляет в благотворительную организацию, а за учредителем остается контроль качества.
Расширяться или нет?
При всем успехе и убедительности данной модели социального предпринимательства Гордон де Сильва не торопится расширять свой «благотворительный бизнес» и завоевывать новые рынки. Экспансия не представляет для него интереса. Неизменным для него остаются его собственные ценности и стремление к изменениям, ради которых все это затевается.
В ближайшем будущем в Лондоне откроется еще одно социальное предприятие – еще один ресторан. Открытие аналогичного заведения запланировано и в городе Дартмуте, что находится в графстве Девон на юге Англии.
Примечание. Название организации Training for Life можно перевести по-разному: «обучение для жизни», «обучение на всю жизнь» и, наконец, «обучение жизни». В силу такого разброса возможных значений мы предпочли оставить название организации на английском языке.
Специально для портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство»
г. Лондон
Апрель 2008
Для получения более полной информации о благотворительной организации Training for Life воспользуйтесь ссылкой: www.trainingforlife.org.
Название организации: благотворительная организация Training for Life.
Год основания: 1995.
Основатель и директор организации: Гордон де Cильва.
Тип организации: некоммерческая, владеющая группой социальных предприятий.
Сфера деятельности: услуги представителям отдельных групп населения.
Виды услуг: обучение, переобучение, тренинги.
Целевая группа: безработные, представители групп риска, члены малообеспеченных семей. Услуги предоставляются бесплатно.
Количество сотрудников: 25 (120 суммарно по всем социальным предприятиям).
Автор: Инга Пагава
Дата публикации: 28 апреля 2008
#социальное предпринимательство за рубежом #великобритания #training for life #гордон де сильва883 140