Как работает служба социальных перевозок в Нижнем Новгороде
Это было в мае 2017 года. В три часа ночи в семье Ольги и Артема Синягиных раздался звонок. Звонивший был в полном отчаянии – его близкому родственнику, лежачему больному, отказали в госпитализации, соответственно, его надо было как-то транспортировать из больницы. А как, если обычное такси тут не подходит, а на дворе глубокая ночь? И Артем Синягин, который незадолго до этого купил спецтранспорт, стал единственным, кто согласился помочь. Это был первый вызов службы социальных перевозок "СоцСервис" в Нижнем Новгороде. Кстати, 50 рублей от этого заказа Артем хранит как талисман.
И бизнес стал семейным
Но началась история "СоцСервиса" немного раньше, когда аналогичная услуга понадобилась бабушке Артема. После тяжелой аварии и лечения в больнице пожилую женщину, которая еще не могла встать на ноги, нужно было вернуть домой, да еще и поднять в квартиру. Бригады "скорой помощи" этим не занимаются, а частных услуг в то время в Нижнем было немного. Конечно, проблему решили, бабушку привезли, но мысль о том, что такая помощь нужна многим людям, у супругов осталась. И это действительно так. Людям, прикованным к кровати в силу заболеваний или травм, тоже нужно сдавать анализы, ездить на лечение в больницы, на реабилитацию в санаторий.
А если добавить, что в городе, да и в области, много двухэтажной застройки и хрущевок без лифта? А там тоже живут лежачие больные люди, которых нужно спустить на первый этаж, чтобы потом доставить до лечебного учреждения. Если вызов экстренный, то "03", конечно, не бросит, но если плановый, то это не их компетенция.
И однажды супруги решили рискнуть. Приобрели спецавтомобиль и оборудование. Артем ушел с работы и сначала сам помогал людям в решении этой проблемы. Заказов становилось больше. Потом к мужу присоединилась Ольга, и бизнес стал семейным.
Хрупкое дело
Сейчас у них три автомобиля, специализированное оборудование для медслужбы или МЧС, в бригаде два человека: водитель и санитар. Они готовы не только транспортировать до больницы или обратно, но и спустить больного с верхних этажей. У "СоцСервиса" есть свой офис, диспетчерская, вся оплата официально по кассовому чеку.
"Мы подошли к оказанию такой серьезной услуги со всей ответственностью, – рассказывает Ольга Синягина. – У нас зарегистрированная организация, сертифицированное оборудование. Все сотрудники официально трудоустроены. Увы, в городе сейчас порядка 20 теневых игроков. Почти все они не зарегистрированы, не делают никаких отчислений, из-за этого они не несут никакой ответственности перед клиентами, зато могут позволить себе снизить стоимость услуги. И в случае ЧП их никак не привлечь к ответственности".
Все машины проходят своевременное ТО, а сотрудники – каждое утро медосмотр и заполняют путевой лист, выходя на линию.
В день бывает 3–4 заказа у каждого экипажа, а в месяц – около 100. Для транспортировки больных используются санитарные каталки с подушкой и одеялом, инвалидные кресла и носилки – все оборудование, как в карете "скорой помощи". И работа эта очень тяжелая. Во-первых, человек может весить более 100 кг, а жить на верхнем этаже без лифта. И спустить его надо будет на носилках. Во-вторых, это человек, он живой, ему может быть больно. В таком уязвимом, немощном состоянии люди особенно хрупки.
"Представьте, как плохо человеку, если это онкология или перелом позвоночника? Как бережно надо ему помочь. Поэтому важно использовать правильные захваты, чтобы переложить его безболезненно с кровати, спустить вниз. Его закрепляют в трех местах ремнями безопасности. Если пролет узкий, то поднимают над собой. Наши водители специально ездят медленно, объезжая все ямки", – говорит Ольга.
И на душе становится легче
Вот поэтому в "СоцСервис" приходят те, кто искренне беспокоится о близких. Вот поэтому у предприятия столько благодарностей, и все они настоящие, не накрученные. Это та реклама, которая называется репутация.
"Само за себя говорит то, что у нас много постоянных клиентов, – продолжает Ольга. – И мы радуемся, когда они потихоньку выздоравливают, встают на ноги и пропадают. Но бывает, что они исчезают по печальной причине. Это тяжело. Это вообще очень сложный в эмоциональном плане бизнес. Каждый день сталкиваешься с людьми, находящимися в стрессовой ситуации, с болью или отчаянием. Или представьте человека, родственник которого в безнадежном состоянии, и его из больницы отправили домой умирать. И он звонит нам, чтобы организовать перевозку. Конечно, все на эмоциях. Бывает, люди разговаривают на повышенных тонах и иногда трудно себя сдержать. Но это благое дело! Этой мыслью я компенсирую все тяжелые моменты. Многие звонят уже на другой день и искренне говорят "Спасибо, чтобы мы без вас делали!". И от этого на душе становится легче".
"Если бы я могла делать это бесплатно, я бы так и делала"
"СоцСервис" вошел в реестр социальных предприятий в первой волне, еще в апреле, как бизнес, который оказывает услуги социально уязвимым категориям граждан. Но Ольга говорит, что для их семьи это нечто большее, чем просто заработок: "Это наша миссия. Это больше, чем привезти-увезти-заработать. Мы помогаем людям. Если бы я могла это делать бесплатно, то я бы делала это бесплатно. Но чтобы оказывать эту услугу качественно, в нее тоже нужно вкладывать деньги: обновлять оборудование, повышать квалификацию сотрудников, покупать им новую опрятную форму. Это наш социальный бизнес".
В прошлом году супруги стали участниками акселератора "Формула роста", организованного Фондом "Наше будущее" в Нижнем Новгороде для социальных предпринимателей.
"Хотя мы окупили все вложенные в лизинг автомобилей средства, и есть прибыль, я чувствую, что нам нужен рост, стараюсь участвовать в проектах по прокачке знаний, – говорит Ольга Синягина. – Хотелось научиться стратегическому планированию, продумать маркетинг и повысить качество услуг, новые пути развития, увеличение оборота и числа клиентов. Вот такие задачи мы ставили перед акселерацией. И ответы на наши вопросы были найдены. Нам помогал наставник, с которым мы до сих пор поддерживаем отношения".
После "Формулы" семейная компания приняла решение расширяться, но пришла к выводу, что не будет пытаться работать дешевле конкурентов. Пусть стоимость их услуг будет выше, но зато и существующий стандарт качества они сохранят. Лучше меньше, но хорошо, чем много, но плохо, считают супруги.
Акселератор запомнился мощным нетворкингом, знакомством с новыми предпринимателями и теплыми моментами встреч.
Увеличить социальный эффект
Финал акселерации, как и работу предприятия, смазала пандемия и введенные ограничения. Несмотря на то, что был некоторый простой, удалось не просто сохранить всех работников, но даже увеличить штат, взяв новый экипаж для нового автомобиля.
"СоцСервис" выиграл конкурс Центра социальных инноваций региона (прочитать интервью руководителя ЦИСС Игоря Седых, где он рассказал "Новому бизнесу" о поддержке социального предпринимательства в регионе, можно по ссылке – прим. ред.) на бесплатную разработку франшизы. Разработка близка к завершению, а появится франшиза зимой или весной, после регистрации товарного знака предприятия в Роспатенте. Кроме того, супруги запланировали открытие филиала в одном из моногородов Нижегородской области, чтобы понять и отработать все подводные камни, которые могут возникнуть при франшизе.
"А еще мы планируем открыть НКО, чтобы получать гранты, которые сможем использовать для бесплатной транспортировки людей, например онкобольных. Ведь они месяцами ездят на химиотерапии и другие процедуры, и на специальный транспорт уходит много денег, которых у них мало. Очень хочется им помочь и увеличить наш социальный эффект с помощью грантов", – говорит Ольга Синягина.
Фото предоставлено Ольгой и Артемом Синягиными
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 30 ноября 2020
#нижний новгород #социальное такси #формула роста1715 9