Кузнец и его королева: история одного социального бизнеса
Как семейная кузница из Сургута стала социальным предприятием? Как она устроена? Что в ней делают люди с ограниченными возможностями? Почему мальчишкам так важно выковать свой гвоздь, и почему девчонки от них не отстают? Обо всем этом рассказала руководитель "Обской кузницы" и жена кузнеца Екатерина Тайлакова.
Сначала свадьба, потом кузница!
"Кузнецы встарь жили на краю леса. Работали чаще по ночам – в темноте лучше виден цвет, а значит, температура раскаленного металла. Были у них свои заговоры и секреты. Во всех культурах фигура кузнеца, укротившего огонь, имела сакральное значение. Среди них было даже принято не заводить семью, чтобы полностью отдаваться своему делу…", – рассказывает Екатерина Тайлакова. К счастью, старинное поверье обошло ее стороной, ведь "Обскую кузницу" они открыли вместе с мужем- кузнецом Виталием Горшковым.
Вообще-то по образованию он инженер-программист, но искал что-то для души, некий новый путь, и нашел. На первое свидание он пришел с … двумя топорами и со словами: "Вы не подумайте ничего плохого, просто я сам их сделал". Хотел доказать, что он настоящий мужчина, что за него стоит выйти замуж, считает Екатерина. И это так. Во время свадебного путешествия они решили открыть кузницу, где работают вдвоем.
"У нас было 16 тысяч рублей. На 10 тысяч купили инструмент, а на оставшиеся сняли маленький гараж – 3 на 3 метра, ледяные бетонные стены и пол. Даже свет мы проводили туда сами. Так, в 2018 году начался путь "Обской кузницы". Но мы гордились тем, что у нас есть эти небольшие квадратные метры, связывающие нашу семью", – вспоминает предприниматель.
Пень, королева и любовь
Что самое главное в кузне? Конечно, необходим горн, молоток и много разных клещей. Причем большинство инструментов кузнец делает сам, под свою руку.
А еще есть присказка, мол, у каждого кузнеца есть своя королева. Но женам, по словам Екатерины, ревновать не нужно – речь идет о наковальне. Она должна стоять на пне, высота которого индивидуальна и удобна для роста мастера.
Это минимальный необходимый набор для открытия традиционной кузницы. В случае "Обской" еще одним важнейшим элементом стала любовь. Обретя свою королеву дома и в кузнице, Виталий учился делать ножи, топоры, рабочий инвентарь. Сначала это было хобби. Но через полгода семья поняла, что оно может приносить доход. Они сняли гараж большей площади, удобный и с отоплением. Начали приходить соседи по кооперативу, от них пошли заказы. Еще через полгода соседи стали приводить своих детей, чтобы и они узнали о древней профессии кузнеца и увидели ковку. Тогда супруги специально для детей приобрели инструменты, чтобы и они могли что-нибудь сделать.
А потом предприятие переехало в просторное помещение в центре Сургута. Там тоже был ряд сложностей со звукоизоляцией, электричеством, отоплением… И хотя аренда гораздо выше, чем в гаражном кооперативе, но оно того стоило. "Каждый мужчина мечтает сам построить дом. Так вот теперь я знаю, что Виталий может не то что дом, а целый замок построить!", – уверена жена кузнеца.
Рыцари и амазонки
Сейчас кузница объединяет различных мастеров по металлу, дереву, коже, кости. Кроме производства кованых изделий здесь проходит множество мастер-классов для детей и взрослых. Так, только в январе в кузнице состоялось около 30 индивидуальных мастер-классов. Дети приходят на час-два, а для взрослых обучение может занять и несколько дней.
"Сначала мы думали, что мастер-классы по ковке будут интересны только детям, – рассказывает социальный предприниматель. – Потом увидели, что это интересно мужчинам. Причем ответы на вопрос: а зачем им это? оказались самые разные".
Для одних – это способ справиться с внутренней агрессией. Например, на работе трудности или психологическое давление, а тут негатив можно выплеснуть через физический труд. Кто-то идет ради получения нового экстремального опыта. А кого-то приводят женщины. Но все пришедшие здесь "раскрываются". Они приходят испытать себя, бросить себе вызов, поработать со сложным материалом в трудных условиях.
В "Обской кузнице" ведется и исследовательская работа по старинному кузнечному делу. Например, в архивах Виталий нашел информацию о существовавших каменных горнах. И сделал такой своими руками. Так что на мастер-классах здесь не просто делают какое-то кованое чудо, но и рассказывают про историю, старинные наговоры и обереги, мифологию и теорию кузнечного ремесла.
"Приходя в кузницу, дети очень часто говорят, что пахнет здесь, как у дедушки в гараже. Мы сначала стеснялись этих слов, а потом поняли, как они прекрасны. Ведь дедушка – это же хранитель традиций, самый близкий и добрый наставник в жизни каждого человека. Это связь поколений. Одна из самых дорогих эмоций", – делится Екатерина.
А после мастер-классов, снимая рукавицу, словно рыцари, дети показывают мамам и папам только что сделанный гвоздь.
"Удивительно, но это стало очень востребованным и у молодых состоявшихся женщин. Они уже имеют семью, работу, доход, но приходят к нам, чтобы выковать ножи и топоры. Заметьте, не ложки или вилки! Им чем сложнее, тем интереснее", – рассказывает про сургутских амазонок Екатерина.
Приходят на мастер-классы и "особенные" гости – в инвалидных креслах. "Мне кажется им важно доказать, что они ничем не уступают другим, – рассуждает предприниматель. – Они говорят: "Не надо нас жалеть. Мы такие же творцы. У нас тоже упорный характер. Мы тоже хотим узнавать новое". Таких людей немного. Но каждый их визит – особая ценность для нас".
Когда социальное важнее финансового
Быть первопроходцем всегда тяжело. В самом начале к семейному бизнесу друзья и родственники относились с большим скептицизмом. Но "Обская" прочно встала на ноги, вошла в реестр социальных предприятий, а теперь и креативных индустрий. В планах – расширение. Но это зависит от экономической ситуации и пандемии.
"За все три года работы у нас не было такого ужаса, – вспоминает Екатерина. – Ты живешь и думаешь, что у тебя все под контролем, строишь планы, и вдруг из-за ограничений все летит в тартарары. Но плакать – не наш метод!"
Нужно было спасать свое дело, понадобились новые знания, и Екатерина стала участником сразу нескольких акселерационных программ по развитию и выводу бизнеса из кризиса, в том числе акселератора "Формула роста", организованного Фондом "Наше будущее" и компанией СИБУР в рамках программы социальных инвестиций "Формула хороших дел".
"Самым важным в "Формуле роста" для меня стали встречи с трекером Евгением Царьковым. Когда я проговаривала с ним существующую проблему, объясняла ее, в этот же момент я сама начинала ее структурировать, находить первопричину и способ ее устранить. Подходы трекеров к твоему делу всегда разные, Евгений оказался сверхвнимательным к тем ценностям, которые мы транслируем через свое дело. Пришло понимание, что масштабирование – это не всегда открытие франшиз, а возможность соприкасаться своей продукцией и национальным культурным опытом с различными организациями, регионами России, странами", – вспоминает предприниматель.
В результате акселератора семейная кузница пришла к системному планированию, тщательному контролю финансовых потоков, пересмотрела маркетинговые подходы.
"Ты продаешь не товар, а ценность"
"Нам важно, чтобы "социальное" превышало "финансовое". Мотивирует не прибыль, а личная востребованность, с ростом которой растет и доход. Сейчас к нам приходит все больше людей с разными задачами – заточить, отреставрировать, приварить, выковать, – все как было в старину! – говорит Екатерина о том, что заставляет семейное предприятие расти, обретать новое, не унывать. – Кузница стала для нас домом, который мы строим для других людей".
В среднем за месяц в кузнице производится 720 единиц кованых изделий. Это витые подсвечники, брелоки, обереги, столовые приборы, авторские художественные вещи, инструменты и многое другое. Сейчас, в сезон, особенно популярны ледорубы для рыбалки – традиционные якутские пешни. Всегда пользуются спросом якутские ножи. Из бронзы отливают копии археологических артефактов, найденных на территории Сургутского района. И география покупателей – весь мир.
"Любой ремесленник сейчас знает, что целевая аудитория в большинстве не понимает разницы между штампованным потоком и индивидуальной ручной работой. И тут надо отдавать себе отчет, что ты продаешь не товар. Ты даже права морального не имеешь называть это "товаром" или "продуктом". Потому что это ценность – ценность человеческого труда, – рассуждает Екатерина Тайлакова. – Ты действуешь как просветитель, объясняя, в чем эта ценность, что такое традиционные ремесла, как это делали в старину и как важно это сохранить. И люди в ответ пишут нам, как им важно, когда не технология для человека, а человек что-то делает для человека".
Фото предоставлено Екатериной Тайлаковой
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 2 февраля 2021
#креативная экономика #история успеха #сургут #акселератор #семейный бизнес #формула роста1972 8