Гордон де Сильва: «Мне повезло с ценностями»
Гордон де Сильва родился в 1953 году в Индии, в бывшей португальской колонии Гоа. Еще ребенком переехал вместе с матерью в Великобританию. Образование получил в США. Его интересовали политические науки и государственное управление, но занимала и проблема реинтеграции людей в общество, возобновления образования и трудовой деятельности. В итоге он стал специализироваться на социальной психологии. Вернувшись в Великобританию, Гордон возглавил организацию Barnardo’s – терапевтическое общество, предоставляющее услуги социально уязвимым слоям населения.
Спустя некоторое время де Сильва перешел на работу в коммерческий сектор и стал консультантом по недвижимости, а в 1992 году, когда грянул экономический кризис, был вынужден признать себя банкротом и остался без работы. Именно период безработицы в жизни Гордона подтолкнул его к изучению возможностей оказания помощи безработным. В 1993 году он предпринял попытку совместить свои знания в сфере социальной психологии и понимание законов бизнеса, что привело его к решению создать благотворительную организацию с предпринимательскими чертами – Training for Life. Он стал ее учредителем и с тех пор остается ее бессменным директором.
Приблизительно за десять лет до этого Гордон принялся писать диссертацию, которая была посвящена проблематике трехсекторного взаимодействия – сотрудничества между бизнесом, государственными структурами и некоммерческим сектором. Однако был серьезно озадачен тем, что владеет лишь теоретическими познаниями в этом вопросе. Ему явно недоставало практического опыта. Training for Life стала для Гордона не просто организацией, а экспериментальной площадкой для проверки возможности трехстороннего взаимодействия в решении общественных проблем. Гордон помог более 9000 человек, которые долгое время не могли найти работу.
В 2003 и 2006 годах Гордон де Сильва был удостоен звания «Социальный предприниматель года», присуждаемого компанией Ernst & Young, банком Coutts, фондовой биржей и журналом Times. В 2004 году он стал лауреатом Национальной награды в сфере бизнеса, которая присуждается при спонсорском участии компании Orange. А в 2006 году Гордона назначили приглашенным преподавателем по социальному предпринимательству в университете Нортхэмптон.
Де Сильва прославился в первую очередь своим умением связать воедино интересы и возможности трех разных сторон: бизнеса, который предоставляет средства; государства (а именно – местных агентств развития, оказывающих поддержку на местном уровне) и некоммерческого сектора, который воплощает идею лидерства.
Площадкой для реализации совместных планов, в которых заинтересованы все три стороны, становятся так называемые «перспективные центры». Наиболее известный из них расположен на площади Хокстон в Лондоне. Здесь находится ресторан «Хокстонские ученики» (Hoxston apprentice), который стал центром притяжения жителей всего Лондона – благодаря особенной атмосфере и отличной еде. Здесь проходят стажировку ученики центра, готовые получить новую специальность, стать профессионалами в кулинарном бизнесе или индустрии организации приемов.
Вся прибыль ресторана «Хокстонские ученики», согласно его уставу, направляется на осуществление деятельности благотворительной организации Training for Life. Кстати, формальным учредителем и владельцем ресторана является вовсе не Гордон де Сильва и не популярный в Лондоне шеф-повар Пру Ли, вместе с которой Гордон когда-то задумал этот ресторан. В уставе заведения записано, что его учредителем является благотворительная организация Training for Life, и это гарантирует, что со сменой руководства ресторан не изменит своего предназначения.
«Хокстонские ученики» удивительно успешны на рынке. Они выживают не потому, что посетители ресторана испытывают жалость к молодым людям, которые их обслуживают, а потому что здесь готовят первоклассную еду, отличный сервис, а цены сравнимы с общерыночными.
Успешный предприниматель
Гордон говорит, что всего лишь десять лет назад в Лондоне было практически невозможно найти конкурентоспособное социальное предприятие или кооператив. Однако сегодня картина меняется, появляется все больше так называемых социальных бизнесов. Возможно, пришло время, когда предприимчивые люди хотят большего, чем просто заработать деньги и быть коммерчески успешными. Возможно, это время ставить перед собой завышенную планку и решать, в том числе, наболевшие в обществе вопросы.
Анализируя тесно сплетенную схему партнерства и сотрудничества, реализованную в «перспективных центрах», и в поиске формулы успеха Гордона можно, наверное, обнаружить несколько факторов, которые «сыграли ему на руку». Например, здание, в котором располагается центр, принадлежит Training for Life. Это делает организацию самодостаточной, т.к. площади активно используются для обучающих программ, для проведения мероприятий, направленных на улучшение жизни местного сообщества, благодаря деятельности, в том числе, партнерских организаций. И, наконец, помещения центра банально сдаются в аренду организациям и даже частным лицам. Да и что говорить – у благотворительной организации Training for Life шесть собственных социальных предприятий, и 90 процентов своего дохода она получает от них!
Однако при всей своей состоятельности в качестве предпринимателя Гордон не согласен с мнением, что залог его успеха – в везении или политической благосклонности (здания удавалось приобретать в собственность на государственные гранты! Социальное предприятие как модель привлекло внимание самого премьер-министра страны!). Гордон коротко и твердо замечает, что ему повезло в другом: «Мне повезло с ценностями. Если вы теряете ценности, вы теряете основные ориентиры в жизни. А это уже достаточно тяжелая ситуация сама по себе».
На вопрос, откуда такое тяготение к социальной проблематике и чем объясняется его специфический интерес, Гордон де Сильва отвечает, что он всегда был неравнодушен к вопросу справедливости и что он верит в нее. Сегодня он уверенно заявляет, что успешен. Хотя успеха пришлось ждать – по его представлениям – страшно долго, а если конкретнее – два с половиной года.
Гордон подтянут, галантен, быстро отвечает на вопросы, у него замечательное чувство юмора. В России его назвали бы интеллектуалом. В заключение нашей беседы спрашиваю, сколько часов в сутки он работает. Он смеется и отвечает: «Ну, часов 12 каждый день… Правда, уже не по субботам и воскресеньям… Знаете, я не устаю. Это для меня не тяжелая работа. Я счастлив».
Специально для портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство»
г. Лондон
Апрель 2008
Дополнительно по этой теме: /inother_371_64.
Автор: Инга Пагава
Дата публикации: 28 апреля 2008
#социальное предпринимательство за рубежом #великобритания #гордон де сильва1200 96