Книжный клуб для счастливых детей

С сентября 2010 года путешествует по российским дорогам удивительный автобус, весь в красочных рисунках и ярких корешках книг, выглядывающих из окошек. Этот автобус – книжный клуб, а по совместительству и книжный магазин “Бампер”. Полюбить детей читать хорошие, правильные книжки – вот во имя чего работают Анна Тихомирова и еще 9 ребят. А чтобы такое важное дело не зависело от спонсоров, ребята превратили автобус в магазин и, сами того не подозревая, пополнили ряды социальных предпринимателей.

Руководитель и создатель проекта Анна Тихомирова по специальности психолог. После получения высшего образования решила направить свои знания и умения на осуществление социальных проектов. Являясь директором некоммерческой организации Центр психологической помощи “Перекресток”, Анна работает с подростками, делает с ними разные проекты в Москве и других городах. “Однако по мере того как росло мое желание избавиться от внешней финансовой зависимости, начинала формироваться идея создания уникального механизма, способного обеспечить самодостаточность социальных проектов, чтобы не нужно было постоянно искать деньги на занятие любимым делом”, – говорит Анна. Направление будущей деятельности – продвижение детской литературы – сложилось само собой. Изначально планировался стационарный книжный магазин, но денег хватило только на покупку автобуса, чему впоследствии ребята только порадовались – для осуществления социальной миссии формат книжного клуба на колесах подходил как нельзя лучше. Автобус украсили цветными рисунками, внутри его оборудовали как уютный читальный зал, тщательно отобрали и закупили книги. Так “Бампер” встал на путь своей просветительской деятельности. На сегодняшний день существование клуба – это слаженная работы команды из 10 человек.

Цветные корешки книг привлекают в "Бампер" будущих клиентов, которые просят приехать к ним и их детям Бамперовцы тщательно подбирают книги, сотрудничая с проверенными издательствами “Чтение – очень важный фактор развития ребенка, профилактика психологических отклонений и даже криминальных настроений”, – утверждает Анна. Именно пробуждению в детях интереса к этому полезному занятию и посвящена деятельность книжного клуба, который проводит различные мотивационные образовательные программы. К ребятам в школу привозят интересных писателей, художников, чтобы они вживую рассказали о своих книгах и работах, но чаще всего бамперовцы занимаются с детьми самостоятельно. При этом абсолютно неважен возраст аудитории. Малыши это или подростки, для каждого найдется свой набор увлекательных и очень полезных для развития книг. Дети приходят в автобус обычно небольшими группами, например классом, и команда “Бампера” начинает свою программу: рассказывают о книгах, увлекают ребят каким-то визуальным рядом, проводят интересные игры. Сам автобус внутри очень яркий, атмосферный, поэтому немудрено, что для детей огромное удовольствие даже просто в нем находиться. Анна верит, что приятные эмоции способствуют формированию у ребят ассоциации с чтением как с “прикольным и интересным занятием”, а значит, визиты в “Бампер” пойдут небезрезультатно. Иногда для дальней поездки находится спонсор или ребята решают сделать благотворительную программу, тогда после проведения литературных мастер-классов определенный набор книг передается в школьную библиотеку.


Посещает “Бампер” и детские дома. Для знакомства “домашних” ребят с жизненной ситуацией детдомовцев, для проявления участливости бамперовцы завели в автобусе “особое местечко”. Любой человек, купив книжку, может, вместо того чтобы взять покупку себе, положить ее в специальную благотворительную коробочку (по принципу “подвешенного кофе”. – Прим. ред.). Иногда книжные наборы специально закупаются спонсорами или из собственного кармана “Бампера”. Впоследствии во время очередного визита все они передаются детдомовским детям. Каждая передача обязательно сопровождается подробным мотивирующим рассказом о книге, направленным на расширение литературного кругозора детей. Для бамперовцев важно, чтобы детдомовцы не просто порадовались новым подаркам, но и по-настоящему заинтересовались чтением.

При составлении программы бамперовцы ориентируются в первую очередь на пожелания тех, кто их пригласил: иногда это что-то тематическое, например экологическая подборка. Очень часто разговор с детьми строится вокруг какой-то конкретной книги. Тогда беседа принимает формат психологического тренинга. Рассматриваются конкретные ситуации, конструируются модели поведения. “С одной стороны, ребенок больше узнает про какую-то книгу, с другой стороны, в нем актуализируются новые знания, навыки, задачи, которые он ставит перед собой”, – поясняет Анна.

От выбора книги до поиска аудитории

К выбору книг ребята из “Бампера” подходят очень ответственно. Внимательно просматривают все новинки, не забывая при этом и про “старичков”. Иногда в этом деле помогают проверенные партнеры. В основном это маленькие издательства с особой гражданской позицией, близкой к убеждениям “Бампера”. Именно они формируют 80% ассортимента.

Поиску клиентов – образовательных школ, детских домов и просто заинтересованных в подобной деятельности людей - способствуют социальные сети и просто “сарафанное радио”. Странички на Facebook и в livejournal пока являются основными источниками информации о проекте в Интернете. В скором времени ожидается и собственный сайт (предварительный срок – декабрь 2011 года). Кроме того, автобус сам по себе – неплохая реклама, вызывает интерес и привлекает внимание своим ярким внешним оформлением. “Обычно люди заходят в автобус просто из любопытства, чтобы узнать, что же внутри, и потом уже зовут нас к себе”, – говорит Анна.
От недостатка заказов “Бампер” не страдает. Наоборот, приглашений накопилось столько, что приходится ставить их в очередь. Уже сейчас ребята знают, куда они поедут в апреле, мае, июне, стараются заранее планировать свои визиты.

“Бампер” очень любит путешествовать, поэтому с удовольствием не только посещает образовательные учреждения Москвы и Московской области, но и разъезжает по всей России. Уже побывал в Краснодарском крае, осуществляя совместный благотворительный проект с общественной организацией “Опора России”, а в скором времени планируют отправиться и в заграничные поездки.

Однако и при такой популярности у “Бампера” пока нет своего дома, постоянной штаб-квартиры. И в редкие моменты отдыха от поездок он находится на стоянке у центрального входа в ЦДХ. Оказывается, место это не самое выгодное, так как концентрация людей в будние дни невелика, и только лишь в праздники становится достаточно оживленным, позволяя осуществлять столь необходимые ребятам продажи.

Трудности нового формата

О том, что их деятельность необычна и не укладывается в рамки некоммерческого проекта, но и не является бизнесом в чистом виде, Анна осознавала уже давно. Однако о том, что в России на данный момент активно развивается столь соответствующая ее деятельности концепция, а также что существуют организации, способствующие практическому ее воплощению, узнала только в процессе нашего интервью, признав в итоге, что “Бампер” – действительно типичное социальное предприятие.
Конечно, существует ряд проблем, с которыми проекту приходится сталкиваться из-за своего специфического формата. Анна с грустью констатирует, что деятельность “Бампера” как магазина пока не очень получается и социальная сторона проекта пока что значительно перевешивает: “В большинстве случаев это наша волонтерская социальная деятельность. Периодически у нас появляются спонсоры. Но мы еле-еле выходим в ноль”, – делится Анна своими переживаниями. В дальнейшем ребята все же твердо планируют расширять и укреплять коммерческую часть, выходя на постоянную 100%-ную окупаемость.

По мнению Анны, одной из причин, по которым коммерческая сторона проекта немного хромает, является ее собственная неподкованность в данном вопросе. “Я сама совершенно не бизнес-человек, а скорее социально ориентированный, поэтому с бизнесом у меня пока не очень”, - признается она. Структура самой организации тоже имеет мало общего с коммерческим проектом. Отсутствуют четкая иерархия, разделение обязанностей и сфер ответственности. Однако настрой оптимистичный, проект продолжает развиваться, а вместе с ним растет и степень специализации каждого участника.

Наряду с этим “Бампер” сознательно отказывается от некоторых вещей, которые могли бы обеспечить ему коммерческий успех, так как четко придерживается своих принципов. В первую очередь это касается книжного ассортимента. “Если бы наша основная цель была продать как можно больше книг, то на полках мелькали бы совсем другие корешки, - объясняет Анна. - У нас же очень много книг, которые плохо продаются, потому что они как бы другого уровня, достойные читающей аудитории”.

“Скопировать социальный проект нельзя”

Случались и ситуации, когда, заинтересовавшись необычным форматом автобуса-магазина, к ребятам обращались с просьбой помочь организовать нечто подобное в своем городе. Однако на этот счет у Анны Тихомировой позиция достаточно жесткая. По ее мнению, некоммерческий проект нельзя тиражировать. Точнее, создать похожий проект, конечно, можно, но энтузиастам, которым действительно захочется этим заняться, придется выполнить колоссальную работу. Ведь для того чтобы создать нечто похожее на “Бампер”, недостаточно просто купить автобус, книги и запустить коммерческую деятельность. Надо проникнуться социальным духом, любить детей, детскую литературу и быть готовым к тщательному отбору книг и подготовке образовательных программ. Если все эти составляющие есть, “Бампер” готов оказать поддержку коллегам. “Но это не тиражирование в чистом виде, а трансляция опыта, поддержка и обучение”, - полагает Анна (это и есть социальный франчайзинг. - Прим. ред.).

Благородству не верим!

Еще одна проблема - это неоднозначное отношение СМИ к проекту. Несмотря на очевидную социальность “Бампера”, рассказывать о нем не торопятся, объясняя это нежеланием рекламировать пускай и не обычный, но все же книжный магазин. “К сожалению, у большинства массмедиа складывается неверное представление, что мы пытаемся пропиариться за счет благотворительной деятельности и тем самым заработать еще больше денег”, - констатирует Анна.

Так случилось, например, в Обнинске. Тогда нашелся спонсор, закупивший комплекты книг для всех школьных библиотек, и “Бампер” путешествовал по городу, раздавая книжки и сопровождая процесс раздачи литературными программами. В итоге вышло, что поездка фактически полностью была осуществлена за собственный счет ребят. Без должной информационной поддержки реализовать необходимый план продаж не удалось.
И нельзя утверждать, что такие вещи характерны только для Обнинска. Проблема в том, что в головах у представителей администрации, СМИ на данный момент нет понимания, что, для того чтобы осуществлять социальную деятельность – дарить книги, “Бамперу” необходимо сначала их продать. СМИ же в свою очередь – показатель того, что происходит в данный момент в обществе.

Несмотря на сложности, ребята не унывают. Строят планы, разрабатывают маршруты. По наводке “Опоры России” в сентябре подали заявку на участие в конкурсе “Бизнес-успех” в номинации “Социально ответственный предприниматель” (конечно, социальная ответственность бизнеса и социальная ориентированность СП не одно и то же, но номинаций для СП в чистом виде пока в России не так много. - Прим. ред.).

Для команды “Бампера” основным источником энергии и мотивирующих на дальнейшее развитие позитивных эмоций являются, конечно, люди. Многочисленные посетители автобуса, поддерживающие своим восторгом и радостью, и, конечно же, дети, для которых “Бампер” – “райский автобус” и “автобус счастья”.



Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Ноябрь 2011 г.
Фото: пресс-материалы

Автор: Ольга Шлыкова

Дата публикации: 23 ноября 2011

#социальное предприятие #бампер #москва #анна тихомирова

 1996   197  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно