«Листик» для дюймовочки
Они так спешили увидеться с миром, что появились на свет задолго до положенного срока. Крохи весом меньше килограмма — уже не редкость в роддомах. В России научились их спасать, но пока не научились одевать. Найти ползунки и распашонки для самых миниатюрных малышей — большая проблема. Помочь родителям взялось архангельское социальное предприятие «Листик». Здесь готовятся запустить производство одежды для недоношенных и маловесных детей.
Счастье иногда приходит быстрее, чем ждешь. Некоторым торопыжкам не сидится у мамы в животе: непоседам хочется на волю раньше положенных девяти месяцев. Роженицы, у которых на руках оказывается крошечное создание, одновременно и рады, и встревожены: как выходить это маленькое чудо?
Когда первые страхи немного отступают благодаря врачам, возникает новая проблема: недоношенных малышей, вес которых иногда не превышает и килограмма, попросту не во что одеть. Чепчики и распашонки таких кукольных размеров в России очень трудно отыскать.
Но если есть спрос — найдется и предложение. В Архангельске социальные предприниматели Маргарита Кузнецова и Ксения Матвеева решили наладить производство одежды для дюймовочек и мальчиков с пальчик.
Без надежды на одежду
Началась эта история с легкой руки одного почти невесомого малыша.
«Четыре года назад у моей подруги в Санкт-Петербурге родился сын, который весил всего 800 граммов, – рассказывает Маргарита Кузнецова. – Сейчас в России выхаживают малышей весом от 500 граммов, но в то время 800 граммов — это было критично. Подруга делилась со мной своими проблемами. Она рассказала, что в Питере всего два магазина, где можно купить одежду для недоношенных детей. Я решила узнать, как обстоят с этим дела у нас в Архангельске. Оказалось, все еще хуже: такой одежды на тот момент в городе вообще не было».
Идея для стартапа напрашивалась сама собой: Маргарита давно лелеяла мечту открыть собственный бизнес. Должности, которые она в разные годы занимала в крупных компаниях, были престижными — начальник отдела маркетинга, руководитель отдела продаж, но все это не грело душу.
«Работа только ради получения прибыли была мне неинтересна, – говорит Маргарита. – Мне хотелось приносить пользу людям. Эти взгляды разделяла и моя подруга Ксения Матвеева, по профессии бухгалтер. Мы стали размышлять о том, каким бизнесом лучше заняться. И когда узнали об острой нехватке одежды для недоношенных, то решили работать именно в этом направлении».
Памперсы со скотчем
Как образцовый руководитель отдела маркетинга, Маргарита прежде всего занялась, конечно же, исследованием рынка. Поинтересовалась статистикой: оказалось, от 12 до 15% детей, рождающихся в области, — недоношенные и маловесные, которые не дотягивают до 2,5 кг.
«Я обратила внимание на динамику: количество таких малышей все время увеличивается, хотя рождаемость снижается, – подчеркивает Маргарита. – Причин тому две. Во-первых, вперед шагнуло экстракорпоральное оплодотворение, в результате которого часто рождаются двойни и тройни; как правило, это дети маловесные. Ну и состояние экологии сыграло свою роль в том, что женщины стали рожать раньше срока».
Маргарита и Ксения отправились в архангельские больницы, чтобы как можно больше узнать о проблемах крошечных «торопыжек» и их мам.
«Врачи сказали нам, что для недоношенных малышей у них нет ничего: ни одежды, ни памперсов, ни сосок, – рассказывает Маргарита. – Им приходилось разрезать обычные памперсы и склеивать их скотчем».
План-максимум
Одеть крошечных дюймовочек было не во что: хоть в листик заворачивай. Мамы, конечно, пытались как-то выйти из положения, ушивая и подрубая стандартные распашонки. Но в результате таких переделок на одежде образовывались швы, слишком грубые для чувствительной кожи малышей.
Самым очевидным и быстрым способом обеспечить недоношенных младенцев качественным гардеробом был заказ в зарубежных интернет-магазинах. Маргарита и Ксения решили для начала организовать группу совместных закупок «ВКонтакте». Назвали ее, как и собственное предприятие, «Листик».
Схема работы была несложной: от мам — пожелания и деньги на распашонки-ползунки, от Маргариты и Ксении — услуги по оформлению заказов на сайтах и организация доставки крошечных нарядов.
Свое небольшое менеджерское вознаграждение подруги тратили на благотворительность. Они дарили больницам вещи, необходимые недоношенным детям: гелевые подушки, специальные соски, предметы малышкового гардероба и многое другое. Каждая из девушек при этом трудилась сразу на двух работах. У них зрел план: создать собственное предприятие по производству одежды для самых маленьких новорожденных. А для этого нужны были деньги.
По своим лекалам
Средств, которые удалось скопить за три с половиной года, на стартап не хватало. К счастью, помог беспроцентный кредит, предоставленный Фондом «Наше будущее».
«Нам выделили 500 тысяч рублей на пять лет, но мы планируем вернуть их уже через четыре года, – говорит Маргарита. – Эти средства мы потратим на сертификацию, аренду помещения, закупку материалов и оборудования».
Запуск производства — дело самого ближайшего времени. Лекала для малышкового прет-а-порте готовы: их разрабатывали по лучшим зарубежным образцам, внося в расчеты собственные корректировки. Как только в «Листик» поступят ткани и оборудование, две швеи примутся за изготовление чепчиков, ползунков, шапочек, «царапок», конвертов и прочих предметов «приданого» для недоношенных крох.
Продажи — выше, цены — ниже
Систему сбыта Ксения и Маргарита уже частично отработали благодаря группе совместных закупок в соцсетях. Отлажены каналы взаимодействия с больницами: туда предпринимательницы приезжают еженедельно, выполняя заказы мамочек. Одежду для малышей можно купить также в офисе «Листика», а с запуском собственного производства будет открыт еще и интернет-магазин, который станет обслуживать клиентов по всей стране.
Выход на общероссийский рынок в сочетании со сбалансированной ценовой политикой — залог будущего успеха, уверена Маргарита: «Мы договорились с поставщиками ткани о больших ежегодных закупках. Это поможет нам снизить себестоимость продукции. Цены у нас будут ниже рыночных. Сейчас в Архангельске стали появляться магазины, где продается одежда для недоношенных. Но там комбинезон, к примеру, стоит 700–800 рублей. У нас он будет стоить около 500 рублей».
Скорая психологическая помощь
На сайте «Листика», помимо интернет-магазина, будет еще и форум, где мамы недоношенных малышей смогут обсудить свои проблемы и получить консультацию врача. Такого рода общение родителям крайне необходимо.
«Нам очень часто звонят мамы и плачут в трубку: «У меня самый маленький ребенок в мире! Я не знаю, что делать!» У них огромный стресс, а поделиться переживаниями не с кем. Мы спрашиваем: «Сколько весит ваш малыш?» – «Килограмм и двести граммов». Мы успокаиваем: «Бывают дети и по 800 граммов, так что у вас все в порядке». Для них это как отдушина: им нужно поделиться своими переживаниями, получить совет. Именно поэтому мы и хотим создать на сайте сообщество родителей недоношенных детей», – говорит Маргарита.
Помощник-осьминожек
Для тех, кому нужна помощь не только моральная, но и материальная, Ксения и Маргарита несколько раз в год проводят благотворительные акции, к которым подключают всех своих подписчиков в соцсетях. Люди покупают в «Листике» вещи, которые потом передают отказникам и малышам из малообеспеченных семей.
А год назад народ охотно подключился к акции «Осьминожек». Смешные игрушки, связанные местными рукодельницами, с той поры поселились в кувезах у всех недоношенных малышей. Крохи, заинтересованные яркими головоногими, пытаются ухватить их за щупальца — и наконец-то оставляют в покое свои питательные зонды, которые до этого регулярно выдергивали.
Этим торопыжкам все интересно: недаром же они поспешили на свет раньше времени. В «Листике» стараются сделать так, чтобы этот мир не показался малышам слишком холодным и неприветливым.
Автор: Татьяна Гуторова
Дата публикации: 28 февраля 2017
#истории успеха1413 187