Метод Монтессори: философия свободного развития
Уникальная методика преподавания итальянки Марии Монтессори была запрещена после Октябрьской революции и, возможно, поэтому выглядит на россиском рынке дошкольного образования как абсолютная новация. Ребенок - маленький взрослый, личность, к которой надо относиться с уважением с младенчества и давать свободу выбора, воспитывая самостоятельность. Для преподавателей детских садов Монтессори - это не просто слова. Об уникальных результатах воспитательного процесса нашему порталу рассказали пять социальных предпринимателей из Ленинградской, Омской, Костромской, Свердловской и Владимирской областей.
- Сергей Стулов, АНО “Международный образовательный центр Монтессори педагогики (Ленинградская область, г. Тихвин)
- Наталья Степаненко (ИП), Детский сад “Пиноккио”, (Омская область, г. Омск)
- Анна Джанкович (ИП), Детский клуб “Страна чудес”(Костромская область, г. Кострома)
- Юлия Коробицына (ИП), Детский развивающий Монтессори-центр "Я сам” (Свердловская область, г. Сухой Лог)
- Ирина Жданова (ИП) Центр семейной психологии “Аист”(Владимирская область, г. Муром)
Согласно одной из теорий, вся педагогика сводится к двум возможным установкам учителя: “делай как я” и “делай сам”. Взаимодействие наставника и ученика по первой из этих двух моделей характерно для классической, традиционной школы. Второй путь более сложный и непредсказуемый, но сулит большую отдачу: мобилизует творческие способности, развивает нестандартное мышление, воспитывает ответственность. Никто не отрицает ценности копирования – оно было и остается основой любого учебного процесса. Проблема в том, что лишь немногие преподаватели способны от первого уровня перейти на более высокий. Воспитательному процессу не хватает свободы и полета. И здесь на помощь приходит доказавшая свою эффективность уже сто лет назад, но по-прежнему остающаяся новаторской система раннего развития детей, созданная Марией Монтессори.
Философия, педагогика, бизнес
Любой проект, направленный на развитие, обучение и оздоровление подрастающего поколения, имеет социальную значимость. Поэтому неудивительно, что в числе поддержанных Фондом “Наше будущее” предпринимателей в 2011 году немало тех, кто предлагает качественное образование и досуг родителям и детям в самых разных регионах России. И среди этого многообразия особо можно, пожалуй, выделить предприятия, так или иначе следующие принципам раннего развития, а точнее, использующие методику Монтессори. Конечно, у каждого из этих предприятий свои приоритеты и своя, по-своему уникальная логика роста. И все же все они разделяют общие ценности – признают за ребенком право на свободу и самостоятельный выбор наиболее подходящих пособий, а также темпа и ритма обучения; выступают против диктата взрослых, заменяя его сотрудничеством детей с родителями или педагогами; стремятся вырастить творческую личность и поддержать детей с ограниченными возможностями.
Именно с внимания к ним более ста лет назад начала свои научные изыскания знаменитый итальянский врач Мария Монтессори.
- В 1907 г. в Сан-Лоренцо, Италия, открылся первый “Дом ребенка”, работающий по принципам Марии Монтессори, со специально оборудованным пространством и разработанными ею сенсорными материалами. В нем обучались 50 ребят в возрасте 2-6 лет из ближайших беднейших окраин.
- В 1909 г. в Италии проводится первый курс по подготовке 100 Монтессори-учителей.
- В 1913 г. в России выходит книга М. Монтессори “Дом ребенка. Метод научной педагогики”, а вдохновленная поездкой в Италию, Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России Монтессори-сад. После Октябрьской революции школы и сады, работающие по этой системе, были упразднены.
- В 1952 г. Мария Монтессори умерла. До глубокой старости она активно выступала с лекциями в Европе и США и участвовала в создании садов и школ по выработанным ею принципам. Дважды номинирована на Нобелевскую премию, но лауреатом не стала.
В начале XX века она проводила исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете, изучая, как природные факторы и окружающая среда влияют на умственные способности детей. Вскоре доктор Монтессори поняла, что проблемы детей с отклонениями имеют не медицинские, а, вероятнее всего, педагогические корни. Она пришла к выводу, что работать с ними надо в детских садах и школах. Для преодоления изоляции им нужна особая развивающая среда, в которой будет простор для самореализации ребенка. Так на свет появился главный принцип методики Монтессори: “Помоги мне это сделать самому”.
Наталия Зверева, директор Фонда "Наше будущее": "В 2011 году по итогам Всероссийского конкурса “Социальный предприниматель” мы поддержали большое количество проектов, направленных на работу с детьми. Мы понимали актуальность проблемы нехватки мест в детских садах и были очень рады, когда социальные предприниматели, уже работающие над решением этой проблемы, пришли к нам на конкурс. Сейчас в России нет типовой образовательной программы в детских садах, разрешена вариативность обучения, при этом стандартов качества на рынке дошкольного образования нет. Мы часто видим советское наследие в детском саду – субъектно-объектные отношения преподавателей и детей. Общество изменилось и требует уважительного отношения к ребенку".
Татьяна Скорая, руководитель Дирекции разработки программ Фонда “Наше будущее”: "Когда мы приехали к участникам конкурса (командировка на места – один из последних этапов конкурса) в несколько детских садов, работающих по системе Монтессори, я была поражена взрослым, ответственным поведением детей. В Международном образовательном центре Монтессори-педагогики Сергея Стулова мы увидели, как трехлетний малыш сам наливает себе половником суп, другие дети гладят горячим утюгом одежку и острым ножом нарезают фрукты! Ребенок должен свободно и самостоятельно познавать мир, считала Мария Монтессори. Сначала наиграться в одно занятие, а потом уже переходить к другому. Один папа, забирая свою малышку из детского сада, смеялся, что, кроме как стирать, ничему в садике не учат: каждый раз, когда он приходил за дочерью, она стирала!.. Личность – вот как определяет ребенка любого возраста Мария Монтессори".
Система социальной реабилитации детей с отклонениями очень быстро доказала свой универсальный характер. Она доказала свою эффективность для воспитания любого ребенка. Новой педагогический подход предполагал, что взрослый не является для малыша главным и единственным источником получения информации о мире. Старшие могут быть лишь наблюдателями, направляющими или при необходимости корректирующими действия ребенка. Такое взаимодействие оказалось очень плодотворным, особенно в отношении детей от 0 до 6 лет: именно в начале прошлого века специалисты осознали, насколько важна ранняя, дошкольная фаза формирование личности – период, когда закладываются все основные познавательные и адаптивные навыки. Мария Монтессори как раз была одним из первых педагогов, разработавших революционные методики для проведения развивающих занятий с младенцами до двух лет.
Сейчас, по прошествии целого столетия, система Монтессори остается более чем актуальной для работы с детьми разных возрастов, темпераментов, физических и психических возможностей. И если в двух российских столицах детских центров, предлагающих программы раннего развития, уже довольно много, то в регионах это движение только набирает обороты.
Начни с себя
Нередко бывает, что социальный предприниматель начинает свой бизнес “с себя”. Создатели развивающих центров вначале задумывались о том, как обеспечить собственным детям раннее и всестороннее развитие. Так и получилось, что Сергей Стулов из Тихвина, АНО “Международный образовательный центр Монтессори-педагогики”, и его коллеги решили создать центр, специализирующийся на комплексной работе с детьми дошкольного возраста - их интеллектуальном, духовном, физическом развитии. Поначалу инициативная группа собрала собственных детей, организовав некое подобие семейного детского сада. Впоследствии к ним стали присоединяться и другие городские ребята, но семейный принцип, предполагающий уважение и внимание к каждому, свободу ребенка в выборе занятия и его партнерство со взрослыми, остался. “Мы поняли, что методика Монтессори идеально нам подходит, потому что здесь невозможны перегрузки, - объясняет Сергей. - Малыш сам выбирает нагрузку. Работа с развивающими пособиями - это фактически игра. Когда дети устают, они просто отключаются или переходят к другому виду деятельности”.
Сама жизнь подсказала логику дальнейшего развития этого проекта. Сейчас тихвинцы создают частную начальную школу, в которой обучение будет строиться на тех же принципах, что и дошкольные курсы, – свободная деятельность детей в специально организованной среде. Частных школ в Тихвине практически нет, а Монтессори-школ – и подавно. “У нас недавно состоялся первый выпуск дошколят, - продолжает Сергей Стулов. – И мы поняли, что эти дети не в состоянии реализовать свой потенциал в обычных учебных заведениях. Школу нельзя винить – система диктует жесткие правила: ребят много, учителей мало, и они должны следовать определенным стандартам, выполнять программу, хотя бы минимально следить за безопасностью огромного детского коллектива. Наша частная школа, кстати, тоже обязана соответствовать образовательным стандартам и новому, суровому, принятому в сентябре 2011 года СанПиНу (Санитарным правилам и нормам). И все же у нас несравнимо больше свободы и вариативности в построении учебного процесса, и мы можем создать совершенно другую атмосферу, отличную от обычной, школьной”.
Растущую в обществе потребность в новых подходах к образованию и развитию детей уловили предприниматели и в других регионах. Например, Анна Джанкович, Детский клуб “Страна чудес” из Костромы, некоторое время назад посещала развивающие курсы со своей маленькой дочерью. Она оценила эффективность методики Монтессори и пришла к выводу, что в городе остро не хватает подобных центров, которые располагались бы в жилых микрорайонах, куда было бы удобно дойти пешком родителям с ребенком в коляске. Опыт предпринимательской деятельности в смежной сфере у нее уже был (Анна и по сей день руководит агентством по организации детских праздников). Так появился клуб “Страна чудес”, где семь раз в неделю проводятся занятия для групп малышей первой ступени Монтессори (0-3 года), а в остальное время проходят развивающие курсы для ребят постарше – "Занимательная наука", "Воспитание искусством", иностранный язык, подготовка к школе и др.
Похожим образом начинал свою деятельность два года назад и детский клуб “Пиноккио” в Омске. Руководители клуба и педагоги во многом идут по стопам известного омского предпринимателя Александра Волошина, который не только готовит специалистов по Монтессори-педагогике, но и владеет предприятием по производству материалов (ООО НПО “Монтессори”, www.montessori-material.ru). “Развивающих детских центров у нас в городе немало, – поясняет руководитель проекта “Пиноккио” Наталья Степаненко, – но мало кто предлагает занятия для самых маленьких, особенно для детей от полугода, как это делаем мы. Многие заявляют, что следуют знаменитой системе Монтессори, но на деле практически не располагают требующимися для этого пособиями. А ведь они очень важны для развития сенсорики и мелкой моторики на самых ранних этапах жизни малыша. Оценив ситуацию на рынке, я захотела создать полноценный Монтессори-центр, но при этом доступный для семей со средним достатком”. Сейчас клуб пользуется успехом у детей и родителей: уже укомплектованы группы неполного дня и группы для занятий по методике Монтессори, а организаторы тем временем задумались о расширении. Вскоре “Пиноккио” переедет в более просторное помещение, где помимо групп кратковременного пребывания будет также частный детский сад полного дня на 80 мест. Таким образом бизнес выйдет на новый уровень, но перспективы огромны и поле не пахано: открытие одного такого центра вряд ли решит проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях: по статистике, около 30 000 омских детей сейчас ожидают своей очереди в муниципальные сады.
От диктата к свободе
И все же растущее количество центров по работе с дошкольниками в самых разных областях России способно отчасти снизить социальную напряженность, связанную с нехваткой мест в детских садах. Кроме того, Монтессори-клубы, а также другие подобные центры предоставляют возможности раннего развития детей практически от рождения - той возрастной категории, которую, как правило, не охватывает ни дошкольное образование, ни программы традиционных кружков и секций.
Очень важно также, что постепенное распространение особого педагогического подхода, созданного знаменитой итальянкой, позволяет преодолеть односторонность и директивность классической системы образования, где вся информация исходит от взрослого и он диктует ребенку, что делать. Такая система может быть плодотворной, но слишком многое зависит от личности учителя. В методике Монтессори столь жесткая “привязка” к личности наставника ослаблена, ведь его главная функция – наблюдение, а “рулит” процессом сам ребенок.
“Мне нравится, что ребенку предоставляется свобода выбора, – говорит Анна Джанкович, Детский клуб “Страна чудес”. – До 5 лет маленький человек сам "пишет" сценарий будущей жизни, до 13 – корректирует его, затем лишь воплощает. И если в этом нежном возрасте малыш поверит в собственные силы, научится действовать самостоятельно, проявлять инициативу, а также конструктивно взаимодействовать с ровесниками и со взрослыми, за его будущее можно не волноваться! Вот в чем для меня главная ценность Монтессори-педагогики”.
К таким же выводам пришла Юлия Коробицына, Детский развивающий монтессори-центр "Я сам”, профессиональный педагог, имеющий также и высшее экономическое образование, создатель двух развивающих центров в городках Богданович и Сухой Лог Свердловской области. “В течение десяти лет я работала в детской школе искусств педагогом и заместителем директора по учебной работе, – рассказывает Юлия. – Изучая различные программы для дошкольников, я поняла, что в большинстве случаев усилия направлены на малоэффективное натаскивание детей и наполнение их быстро стирающейся из памяти информацией. Все эти методики предполагают фронтальные занятия, когда педагог рассказывает или показывает, а дети слушают”. “Два года назад мне в руки случайно попали журналы по Монтессори, – продолжает она. – Я была поражена тем, что прочитала и поняла, что именно это нужно детям. Я нашла курсы и начала обучение за свой счет, которое продолжается до сих пор, а параллельно взялась за организацию развивающего центра. Важным стимулом для меня было также стремление дать хорошее образование и развитие своему малышу, которому сейчас пять лет. Он родился с серьезными заболеваниями, сейчас второй год занимается в Монтессори-среде, и уже ряд диагнозов снят врачами!”
Особенные дети
Помимо перечисленных преимуществ, которые несет с собой распространение методик раннего развития, все они служат еще одной чрезвычайно важной цели – эффективной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Практически все социальные детские сады, о которых мы рассказываем в этом материале, предлагают различные занятия для социализации и реабилитации детей с физическими или психологическими особенностями - ДЦП, неврологическими расстройствами, задержками развития, ранним аутизмом и многими другими отклонениями. Для этих ребят особенно ценна возможность попасть в специально выстроенное пространство, где они могут выбрать себе род деятельности в соответствии со своими потребностями и развиваться в комфортном для себя ритме. Обычный сад или школа, как правило, не в состоянии создать такую среду.
Надо сказать, что помощь особенному ребенку неотделима от помощи семье в целом. Поддержку родителям, имеющим детей с отклонениями в психическом развитии (ОПР), оказывает Центр семейной психологии “Аист” в Муроме; консультирование семей является одной из главных задач и для “Детского развивающего центра” в городе Сухой Лог, где создается программа по работе с родителями для повышения их компетенций в воспитании детей, а также программа по организации методического центра по внедрению инновационных технологий в образовании.
Ирина Жданова, руководитель муромского “Аиста”, в частности, так рассказывает о взаимодействии с родителями: “К сожалению, многие семьи после появления “проблемного” ребенка распадаются, такой малыш требует много сил и внимания. Мама полностью отдает себя заботам о нем и потому нередко остается в одиночестве. При этом многие просто не знают, как подойти к взаимодействию с ребенком. Наша задача не только научить родителей и детей понимать друг друга, но и дать взрослым возможность хоть как-то передохнуть и расслабиться. У нас есть группы временного пребывания, где можно оставить ребенка под присмотром. Кстати, мы даем многим мамам возможность подработать в качестве воспитателей. Некоторые из них после рождения малыша с ОПР идут учиться, чтобы уметь помочь своему ребенку: они получают дополнительное образование, оканчивают медицинские курсы. Это отличные специалисты, надежнее которых не найти, ведь они на собственном опыте знают, что нужно детям с особенностями психики”.
Практически во всех центрах раннего развития дети с ограниченными возможностями занимаются в интеграционных группах вместе с обычными ребятами. “Моя принципиальная позиция такова: их просто нельзя разделять, – утверждает Сергей Стулов. – Дети с младенчества учатся контактировать друг с другом и принимать особенности друг друга как что-то вполне естественное. Вообще же детям-инвалидам нужна прежде всего не жалость, а поддержка; им необходимо создать условия для развития и выживания в конкурентной среде, что мы и пытаемся сделать”. И вот пример тому: при тихвинском центре действует секция айкидо, куда ходят как взрослые, так и дети. Один из воспитанников секции, юноша 12 лет с диагнозом “ДЦП”, после полутора лет занятий айкидо единственный из всего класса сумел сдать школьные нормативы по физкультуре!
Создание среды
Создание особой среды – одна из главных и наиболее сложных задач для детского развивающего центра. Для этого требуются большие площади и специальное оборудование. Наталья Степаненко, детский сад “Пиноккио”, рассказывает: “Мы, следуя классической системе Монтессори, выделили пять зон обучения: зона космоса (изучение окружающего мира); зона сенсорики – ребенок учится усваивать информацию, которую поставляют органы чувств, все может пощупать и даже попробовать на вкус; математическая зона – малыш получает практические навыки счета и знакомится с геометрическими фигурами; расслабляющая водная зона - здесь можно переливать жидкости из одной емкости в другую, пускать кораблики; и, наконец, пятая зона – практическая (все, что связано с бытом). Ребенок учится сам ориентироваться в этих зонах, самостоятельно выбирает материалы для освоения, развивая логику, мелкую моторику и получая навыки взаимодействия с миром”.
В Центре Ирины Ждановой “Аист” в Муроме, где, как уже говорилось, используются лишь некоторые материалы Монтессори, создание особого пространства и приобретение оборудования также стало большой и серьезной статьей расходов. “Вскоре мы переедем в помещение площадью 180 кв. метров, где будет просторный зал, песочная студия, сухой интерактивный бассейн со светомузыкой, – рассказывает Ирина Жданова. – На предоставленные Фондом средства мы закупаем сенсорное оборудование, например фиброоптическое волокно – светящиеся волокна, которые дети могут подолгу перебирать и заплетать, развивая мелкую моторику, цвето- и световосприятие. Такая деятельность прекрасно расслабляет и полезна как для склонных к аутизму и страдающих светобоязнью, так и для обычных детей. В новом помещении у нас будет отдельная сенсорная комната со специальным мягким покрытием, чтобы дети с психическими и физическими расстройствами не могли повредить себя”.
Окупаемость и прибыль
Работающие в крупных городах предприниматели сходятся во мнении, что спрос на занятия по раннему развитию и частные сады высок, организовывать их лучше не в центре города, а в спальных районах. С одной стороны, цена аренды там ниже, так что начинающим предпринимателям доступны более просторные помещения. С другой – для семей важно, чтобы курсы находились в шаговой доступности.
Автономная некоммерческая организация Сергея Стулова - единственное предприятие из всех перечисленных здесь, имеющее собственное помещение. Тихвинские энтузиасты своими силами возводили частный дом на участке под индивидуальное строительство, в котором сейчас размещается центр, а также собственными руками проводили всю внутреннюю отделку, благодаря чему добились существенной экономии. Но это - путь немногих.
Другой, еще более актуальный для выживания любого бизнеса вопрос - ценовая политика. “Согласно нашему бизнес-плану при ежедневном проведении занятий и заполненности Монтессори-групп (до 8 детей) мы получаем весьма солидную прибыль, - говорит Анна Джанкович, Детский клуб “Страна чудес”. - Хотя стоимость разового занятия в “Стране чудес” по меркам Костромы относительно невелика - 150 рублей (при приобретении абонемента на 8 занятий в месяц цена занятия еще ниже - 125 рублей за урок). Заинтересованных семей много, и, думаю, поставленные нами цели достижимы. Главное сейчас – донести до наших потенциальных клиентов идею важности раннего развития и эффективности методики Монтессори. Отчасти это дело времени, но, кроме того, мы будем прикладывать усилия по продвижению наших услуг”.
Наталья Степаненко, детский сад “Пиноккио”, подчеркивает значимость финансовой гибкости. “Мы анализируем свою клиентскую базу, пытаясь определить, какие затраты окажутся подъемными. Стоимость занятий в кабинете Монтессори у нас довольно демократичная – 100 рублей в час. Можно заниматься час или два в неделю и этим ограничиться. Но есть и более дорогие комплексные занятия, включающие логоритмику, хореографию и прочие дисциплины. Варьируя и дополняя наши предложения, мы добиваемся гибкого подхода к системе оплаты”. “Когда предлагаешь качественную услугу и люди видят эффект от занятий, они готовы за это платить, - уверена Наталья. - Эта отдача - дороже денег. Я потому и люблю свое дело: мне нравится видеть результаты, которые оно приносит”.
Действительно, бытует мнение: услуги для детей – благодатная среда для бизнеса, так как родители даже в тяжелые, кризисные времена не склонны экономить на своих чадах. Это так, но лишь отчасти. “К сожалению, очень многие ждут быстрых результатов, что не всегда возможно в нашем тонком деле, особенно когда речь идет о детях с задержками в развитии, – говорит Ирина Жданова, Центр семейной психологии “Аист”. – Например, даже состоятельные люди зачастую не готовы оплачивать регулярные занятия ребенка с отклонениями со специалистами, если те не гарантируют, что, скажем, оперативно научат его чтению или письму и подготовят в элитную школу. Что до доступности занятий, то мы стараемся удерживать разумные цены, а для этого прежде всего нужно расширять охват клиентов. Для привлечения детей мы проводим бесплатные мастер-классы и демонстрационные занятия. Когда удается заинтересовать ребенка, легче убедить родителей, что раннее развитие – необходимая и полезная вещь. Сейчас у нас достаточно учеников, так что мы можем устраивать льготные дни для детей с ОПР и многодетных семей”.
Поддержка властей
Детские развивающие центры: социальный эффект:
- предлагают занятия с неохваченными традиционными программами развития детьми от 0 до 3 лет;
- решают проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях, помогают подготовке детей к школе;
- предлагают эффективные методы реабилитации детей с особенностями психики и физиологии;
- ведут просветительскую работу с родителями, укрепляют семью и учат взрослых и детей правильному взаимодействию друг с другом;
- с ранних лет воспитывают свободную личность, развивая в ребенке самостоятельность, инициативность, способность к творческому решению задач.
Местные власти в тех городах и областях, где реализуются описанные здесь предприятия, в целом признают их позитивную роль в решении проблем дошкольного образования, социализации и реабилитации детей. Так, некоторым из предпринимателей удавалось получить на конкурсной основе областные или муниципальные гранты (хотя, конечно, это связано с большим количеством бюрократических процедур), а также немаловажную идеологическую поддержку тех чиновников от образования, которые понимают и одобряют методики раннего развития и не мешают их претворению в жизнь.
И все же чаще предпринимателям, обращающимся за помощью, скажем, в получении помещения или в преодолении бумажной волокиты, приходится слышать равнодушные ответы в духе: “Вы – частный бизнес. Справляйтесь сами”. По мнению Юлии Коробицыной, пока мало кто знает о том, что именно представляет собой методика Монтессори, а также (и это более глобальная причина) у властей по-прежнему мало доверия к стартапам. Поэтому представителям “детского направления” в социальном предпринимательстве, как и их коллегам из других сфер, пока приходится надеяться прежде всего на свой энтузиазм, вновь и вновь доказывая свою состоятельность и перспективность родителям и обществу в целом. Но, поверив в важность и нужность их инициатив, мы все коллективно сможем придать этому бизнесу новый импульс роста.
Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Январь-февраль 2012 г.
Фотографии по проекту
Дата публикации: 14 февраля 2012
#монтессори #дошкольное образование #тихвин #сергей стулов #центр монтессори-педагогики #сухой лог #юлия коробицына #детский развивающий центр #кострома #анна джанкович #страна чудес #омск #наталья степаненко #пиноккио #муром #ирина жданова #аист2669 100