Молоко с доставкой на дом
У городского жителя деревня, как правило, ассоциируется со свежим воздухом, бездорожьем и “своим” молоком. В реальности российская деревня может сегодня твердо гарантировать лишь два первых пункта. Именно поэтому открытие молочного мини-завода в Хвойнинском районе Новгородской области должно стать заметным событием: завод по переработке молока обеспечит несколько тысяч сельчан “своими” продуктами, а некоторые хвойнинцы смогут получить на нем работу.
“Раньше в каждом районе у нас был свой молокозавод, - рассказывает руководитель проекта “Молочный мини-завод контейнерного типа” Александра Ивановна Лебедева. - Сейчас в области всего три завода на двадцать два района. При этом большая часть продаваемой сегодня молочной продукции стоит дорого и имеет мало общего с натуральным молоком”. Одновременно спрос на настоящие, “крестьянские” продукты в районе остается стабильно высоким: в них нуждаются ребята, посещающие детские сады и школы поселка Хвойная, они необходимы пенсионерам и пациентам больниц. Ценность натурального молока для детей, для людей со слабым здоровьем трудно преувеличить: молоко - это крепкие кости и зубы, сильный иммунитет и просто запас бодрости на целый день. Однако согласно существующим санитарным нормам молоко, поставляемое в образовательные и лечебные учреждения, должно быть не только высокого качества, но и иметь индивидуальную упаковку. В реальности этот стандарт нередко приводит к тому, что школы и больницы вынуждены закупать порошковое, но упакованное должным образом молоко: фермерская продукция, разливаемая по старинке в трехлитровые банки, оказывается не в силах преодолеть этот “упаковочный ценз”. Именно эту проблему решит в ближайшее время проект, которым руководит Александра Лебедева.
Первые шаги
Лебедевы являются индивидуальными предпринимателями (глава крестьянского, фермерского, хозяйства - Николай Александрович Лебедев). И сегодня, когда они сами готовы поддерживать социально незащищенных односельчан, Александра Ивановна с улыбкой вспоминает, как все начиналось. Десять лет назад у супругов были лишь шесть десятков кур, купленных на беспроцентную ссуду 6 тысяч рублей. Семейное дело Лебедевых стартовало с маленькой “птицефермы”: торговали яйцами, потом накопили на корову, взяли новую ссуду – купили еще двух буренок... Так постепенно число коров выросло до трех десятков, фермеры обзавелись трактором и другой необходимой техникой, а продукция их хозяйства стала пользоваться заслуженным спросом в округе. И вот наконец пришло время модернизироваться. “Мы хотим, чтобы наша продукция попала к тем, кто в ней больше всего нуждается, мы хотим поставлять молоко в детские сады, в больницы. Но для этого нужна соответствующая упаковка. Вообще молоко непереработанное труднее реализовывать, в трехлитровых банках продавать его неудобно, и не везде разрешают торговать в такой таре, - рассказывает Александра Лебедева.- Да и просто надо идти в ногу со временем”.
Завод контейнерного типа
Оптимальным решением проблемы переработки молока в фермерском хозяйстве Лебедевых стал молочный мини-завод контейнерного типа. Мини-завод представляет собой модульное здание с полным жизнеобеспечением (системами отопления, вентиляции, водо- и электроснабжения, кондиционирования) и готовой технологической линией по переработке молока. На выходе - ассортимент натуральной экологически чистой продукции в индивидуальной упаковке. Главное преимущество такого завода состоит в том, что он не нуждается в сложном проектировании и длительном дорогостоящем строительстве. Мини-завод привозится на место в контейнерах и монтируется в течение нескольких дней, после чего производственную линию можно пускать в эксплуатацию. Учитывая, что для установки подобного завода не требуется никаких условий, кроме площадки, отвечающей санитарным нормам, подведенного электричества и водопровода, он уникален с точки зрения удобства и рентабельности для небольших предприятий и частных предпринимателей. Существенно и то, что в случае необходимости завод можно без проблем демонтировать и перенести в любое подходящее место.
Модернизация
Перерабатывающий мини-завод должен решить сразу несколько актуальных задач. Во-первых, он даст возможность выпускать всю продукцию в индивидуальной упаковке. Во-вторых, завод позволит расширить до девяти наименований ассортимент выпускаемой продукции – от молока пастеризованного различной жирности до творога, сметаны, сыворотки, сыра. И, наконец, завод создаст рабочие места, а это само по себе немаловажное достижение для села.
В том что модернизация необходима, Лебедевы уверились давно: первые шаги к мини-заводу были сделаны еще три года назад, однако путь от принятия “заводского” решения до его реализации оказался неблизким. “В 2009-м мы купили участок земли, отвечающий всем санитарно-эпидемиологическим требованиям, - рассказывает Александра Ивановна. - Оформили бумаги, провели водопровод, закопали септик, а когда встал вопрос о подводе электроэнергии, начались трудности. Провести электричество оказалось непомерно дорого, первоначальная смета тянула на полтора миллиона, я ездила к руководителю области, чтобы договориться о скидках, и все равно электричество нас задержало на целый год. Сегодня с помощью займа мы надеемся наконец завершить начатое без малого три года назад”.
Молоко как работа
Запуска мини-завода с нетерпением ждут не только сами Лебедевы: уже сегодня у Александры Ивановны имеется внушительный список тех, кто хотел бы получить одно из полутора десятков рабочих мест, которые вскоре появятся в поселке. Характерно, что больше половины этих вакансий (9 из 15) будет отдано социально незащищенным гражданам: на эти места Лебедева планирует нанять пенсионеров, а три вакансии займут люди с инвалидностью. “На селе на одну пенсию жить тяжело, ее не хватает, надо дом содержать, на это уходит много средств, - говорит Александра Ивановна. - При этом многие пенсионеры еще не старые и вполне трудоспособные люди. Они могут и хотят работать. Мы стараемся поддерживать односельчан, а на селе даже пятнадцать рабочих мест - это уже хорошо. К примеру, у меня много знакомых учителей, я много лет проработала в системе образования. Эти женщины тоже с радостью возьмутся за работу. Завод практически полностью механизирован, работать там не тяжело физически, эта работа будет по силам практически любому работоспособному человеку”.
С доставкой на дом
И все же вопрос занятости сельского населения для проекта Лебедевых вторичен, главной его задачей является снабжение района натуральной молочной продукцией. Особое внимание здесь уделено социально незащищенным жителям поселка Хвойная - пенсионерам, инвалидам, школьникам и детсадовцам, а также пациентам стационара, им Лебедевы будут продавать свою продукцию с 30%-ной скидкой и с бесплатной доставкой. “Благодаря местному комитету социальной защиты у нас есть списки пенсионеров, которые нуждаются в доставке, - рассказывает Александра Ивановна. - Она будет организована за счет завода: согласно определенному графику молоко будет развозиться по домам. Кроме того, завод будет решать вопрос обеспечения молоком районных больниц. В лечебные учреждения, так же как и в школы, в детские сады, молочная продукция будет поставляться в индивидуальной упаковке по 200 миллилитров, как того требуют современные санитарные нормы”.
Стабильность и успешность
Несмотря на обширную “скидочную программу”, в финансовой состоятельности проекта его основатели не сомневаются. “Сегодня мы не можем удовлетворить и половины спроса на нашу продукцию, - говорит Александра Лебедева. - Посудите сами: раньше здесь было 1500 голов скота, сейчас - 30. Разумеется, когда наша продукция начнет выпускаться в удобной современной упаковке, спрос только возрастет”. Лебедева отмечает, что даже с учетом скидок, которые будут предоставляться социально незащищенным категориям граждан, фермерское хозяйство все равно будет оставаться в прибыльном резерве. Вместе с тем льготные категории покупателей составят тот круг постоянных клиентов, который важен для предпринимателя, стремящегося к финансовой устойчивости. Одновременно у Лебедевых - свое понимание успешности и состоятельности бизнеса, и в своем теперешнем начинании они ориентируются не только на финансовые показатели. “Мы не нацелены на сверхприбыли, и мы готовы отказаться от части доходов, понимая, что этот шаг поддержит людей, которые в этом действительно нуждаются”, - отмечает Александра Ивановна.
Перспективы
Предприниматели, готовые активно поддерживать односельчан, и сами не остаются без поддержки, их фермерское хозяйство на хорошем счету у местной власти и руководства района, и Лебедевы рассчитывают, что данная тенденция сохранится и в дальнейшем. Так, в обозримом будущем супруги планируют принять участие в муниципальном конкурсе на поставку молока в социальные учреждения. “Мы рассчитываем на победу. В реальности у нас на этом поле нет конкурентов, - говорит Александра Лебедева. - Никто не производит натуральных продуктов по тем ценам, которые предлагаем мы”.
Рассуждая о потенциальных конкурентах, Лебедева замечает, что воспроизвести данный проект, в принципе, было бы не слишком сложно - потребность в подобных начинаниях сегодня очень велика. С технической точки зрения оборудование, используемое в проекте, зарекомендовало себя с самой лучшей стороны, земли под завод тоже много не надо. “Главным фактором тиражируемости в данном случае становится человеческий фактор, - резюмирует Лебедева. - На самом деле главное, чтобы нашелся предприниматель, инициатор, который взял бы на себя это начинание. Все остальное решаемо. Самое главное - это человек, который захотел бы этим заниматься, который был бы в состоянии все это сделать”.
Помогающий бизнес
В сущности, слова про человеческий фактор применимы не только к идее повторить отдельно взятый молочный завод, но и к идее социального предпринимательства как таковой. “Социальное предпринимательство - это новое явление, когда бизнес ведется не ради только прибыли, когда бизнес готов прибылью делиться для решения каких-то насущных проблем, - говорит Александра Лебедева. - Я считаю, что на такое способен только патриотически настроенный бизнес. Российский предприниматель всегда поймет свое государство, он готов помогать. Я думаю, что, если в дальнейшем социальным предпринимателям удастся добиться государственного статуса и если государственные программы поддержки бизнеса будут обращать внимание в первую очередь на социальных предпринимателей, это будет очень правильный шаг. Я считаю, что социальный бизнес самый подходящий для государственных инвестиций. В противном случае нередко выходит так, что бизнес есть, а понимания, какую пользу он должен приносить людям, нет”.
Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Июль 2012 г.
Автор: Мария Кригер
Дата публикации: 17 июля 2012
#Новогородская область #социальное предпринимательство #Лебедева #молочный мини-завод1209 84