Мы раскручиваем маховик
Движение «Мусора.Больше.Нет» существует восемь лет. За это непродолжительное по планетарным масштабам время его организаторам удалось создать сеть инициативных групп в сотне городов России и пяти странах СНГ, положить начало раздельному сбору отходов во многих населенных пунктах, провести ряд масштабных резонансных акций, таких, как посадки лесов, всероссийская уборка «Сделаем!». О том, как строится сегодня в России работа с приставкой «эко», о том, что такое успешный эко-проект и кого проще всего вытащить из системы безалаберного потребления, рассказывает основатель движения «Мусора.Больше.Нет» Денис Старк.
- Денис, каковы сегодня основные цели движения «Мусора.Больше.Нет»?
- В настоящее время мы пытаемся привлечь внимание как можно большего числа людей. Сплотить их вокруг этой темы, сформировать общественное мнение, которое было бы способно влиять на протекающие сегодня процессы. Например, мы организовали уборку, на нее пришло 70 тысяч человек. Конечно, это капля в море. Но вот когда этих людей станет, скажем, 700 тысяч, уже можно будет о чем-то говорить. 70 тысяч – нас уже заметили, на уровне президента, на уровне правительства. К нам пока не прислушиваются, но нас заметили… Я не знаю, где тот порог, после которого наши требования начнут восприниматься всерьез. Может быть, тут нужен миллион людей, может быть, два. Суть в том, что рано или поздно критическая масса тех, кто не хочет больше мириться с существующим положением вещей, станет такова, что перед людьми, принимающими законы, появится дилемма: кого мы слушаем – бизнес, который не хочет видеть законы об утилизации мусора, или общество?
Мы «раскручиваем маховик» в надежде, что этот маховик станет в какой-то момент достаточно массивным, чтобы начались изменения.
- Как вы оцениваете акцию «Сделаем», состоявшуюся в сентябре 2012 года? Насколько успешно, на ваш взгляд, она прошла?
- В целом мы, как я уже говорил, собрали порядка 70 тысяч человек, и это неплохой результат. Вместе с тем, акция прошла неравномерно. В каких-то регионах нам удалось собрать много людей, в каких-то явка была невысокой. Сегодня мы анализируем результаты, стараемся понять, что в тех или иных случаях могло повлиять на успешность мероприятия. Мы встречаемся с людьми из разных регионов, обсуждаем и делаем выводы на будущее. Нам важно понять, как повысить эффективность подобных мероприятий в дальнейшем.
- Если говорить о просветительской работе, которую вы ведете, - с кем лучше всего работать? Какая аудитория – школьники, взрослые, пенсионеры, - является наиболее благодарной? Кто вас поддерживает с наибольшей готовностью?
- Конечно, хорошо работать с детьми, они откликаются на ура. Но работа с детьми – это работа на долгосрочную перспективу, на перспективу, по крайней мере, пяти-семи лет. Дети неплатежеспособны, они зависят от родителей и решения которые они принимают, слабо влияют на происходящее. Поэтому работа с детьми – это задел на будущее.
Если же мы говорим про работу, которая дает отдачу прямо сегодня, то тут наиболее благодарной аудиторией являются офисные сотрудники, те, кому сегодня 30-35. Очень многие из них находятся в состоянии разочарования, испытывают ощущение винтика в огромной машине, винтика, от которого ничего, по сути, не зависит. С другой стороны, у этих же людей есть понимание, что с миром что-то не так. Они – активные пользователи Интернет, они читают новости, как правило хорошо ориентируются в современном информационном пространстве. И вот эти люди во многих случаях готовы потратить свое время и силы, чтобы что-то изменить к лучшему.
- Из всех мероприятий, проводившихся вами в последнее время, какое на вас лично произвело самое большое впечатление?
- Для меня наш «хит» – это работа с залоговой стоимостью тары на фестивалях. Это очень наглядно. Вот проходит фестиваль на 20 000 человек. Мы на нем проводим акцию: каждый стаканчик, каждую баночку, каждую тарелочку можно принести на пункт сбора и получить за нее 10 рублей. Если вы бывали на больших концертах или городских мероприятиях, то знаете, как обычно выглядит площадка по их окончании: из-под мусора не видно земли. И вот мы вводим залоговую стоимость тары, и на площадке идеальная чистота и довольные люди. Человек, покупая пиво на концерте, заплатил за него, скажем, не 70, а 80 рублей, – он переплатил, но это не отложилось у него в голове. Зато потом, получив за банку 10 рублей назад, он очень доволен. Мало того, у него в голове еще отложилось, что банка – это ценность, и потом он еще придет домой и задумается «А почему мне на фестивале дали за банку 10 рублей, а в магазине я сдать банку не могу?». Это очень мощный заряд для дальнейшего движения.
Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Декабрь 2012 г.
Автор: Мария Кригер
Дата публикации: 13 декабря 2012
#эко #мусора.больше.нет #денис старк1720 39