Ориентация на профи
Не секрет, что сегодня на рынке образования существует перекос в сторону экономико-управленческих специальностей, в то время как на производстве наблюдается острая нехватка технически грамотных специалистов. Интерактивно-образовательный комплекс «Эврика», открывшийся недавно в Вологде, предлагает необычное решение этого вопроса.
Проблема нехватки квалифицированных специалистов существует в России достаточно давно, причем ситуация перепроизводства невостребованных профи усугубляется тем, что государство не предлагает ее системного решения. Сегодня данный вопрос прорабатывается лишь на уровне отдельных проектов, например путем внедрения укороченных программ прикладного бакалавриата в качестве альтернативы среднему профессиональному образованию. Досконально изучив вопрос, представители некоммерческого фонда содействия занятости населения «Русский мир» решили посмотреть на него под другим углом. Молодежь потянется в технические вузы, если поймет: эта область интересна с точки зрения получаемых знаний и перспективна с точки зрения трудоустройства. Именно эта мысль легла в основу профориентационного проекта, разработанного специалистами фонда.
Моя профессия – мое призвание
Председатель фонда «Русский мир» Людмила Кузьминская долгое время работала консультантом по подбору персонала на различных городских предприятиях, поэтому о проблеме кадрового голода ей известно не понаслышке. В 2007 году Людмила решила основать некоммерческий фонд, который решал бы проблему нехватки технических специалистов, уже со школы вовлекая будущих инженеров и технологов в профессиональную среду.
Изначально проект фонда «Моя профессия – мое призвание» работал в формате экскурсий школьников на различные предприятия и в технические вузы Вологодской области. Однако довольно быстро стало понятно, что начинание не дает ожидаемых результатов.
Так, к экскурсиям по заводам и предприятиям нередко оказывались не готовы не только дети, но и преподаватели. «Привозим мы 30–40 человек на предприятие, нам выделяют экскурсовода, который двух слов не может связать, половина станков не работает, работники в грязной одежде. После этого учителя восклицали: «И нашим детям тут нужно будет работать?» – вспоминает Кузьминская.
Разочаровывали и встречи в университетах. «Нам десять минут рассказывали про вуз, затем целых 40 минут об условиях поступления, – говорит Людмила. – Нам же хотелось узнать о спектре профессий, которые дает институт, о том, где их можно применить на рынке труда».
Эврика!
В конечном итоге специалисты фонда пришли к выводу о необходимости разработки проекта, способного дать более глубокое и продуманное решение проблемы. В ходе длительных обсуждений родилась идея создания интерактивно-образовательного центра, в увлекательной форме демонстрирующего достижения прогресса и одновременно предоставляющего информацию о технических специальностях современных вузов. Так возник комплекс «Эврика», сочетающий в себе музей занимательной науки и экспозицию по профориентации.
Музеи занимательной науки есть во многих крупных городах, например «Коперник» в Варшаве, «Эксплораториум» в Сан-Франциско, «Немо» в Амстердаме.
В России первый интерактивно-технический музей был открыт в Иркутске, после чего похожие центры появились во многих крупных городах: «Экспериментариум» в Москве, в Уфе – «Интеллектус», «ЛабиринтУм» – в Санкт-Петербурге.
Вологодская «Эврика» выделяется из этого ряда одной весьма существенной инновацией: ее организаторам удалось совместить музей занимательной науки с профориентационным комплексом, включающим экспозицию по ведущим университетам Северо-Запада России и промышленным предприятиям Вологодской области.
В цифрах и фактах
На 250 квадратных метрах музея, расположившегося в одном из торговых центров Вологды, собрано порядка 60 экспонатов. Значительная часть этой удивительной коллекции появилась здесь благодаря займу, полученному проектом «Моя профессия – мое призвание» в Фонде «Наше будущее». «Благодаря Фонду «Наше будущее» мы смогли открыться именно в том объеме, в котором нам хотелось», – говорит Людмила Кузьминская.
Средства, выданные в Фонде, пошли на приобретение выставочного оборудования и экспонатов, закупку расходных материалов для мастер-классов, покупку оборудования для научного кинозала. Кроме того, заем Фонда «Наше будущее» дал возможность приобрести оборудование для входной зоны и разработать систему электронных билетов и учета посещений. Также на средства фонда было осуществлено строительство внутренних перегородок для размещения экспонатов и изготовлена основная, профориентационная часть экспозиции.
Люди и планы
Полученные деньги уже начали работать: сегодня музей активно принимает посетителей. Познавательно-развлекательная часть комплекса – платная, и именно она является базой для финансирования основной, профориентационной части проекта.
Цены в музее доступные: экскурсия в будни – 200 рублей, в выходные – 250. При этом в «Эврике» предусмотрены специальные условия для социально незащищенных категорий граждан. Так, инвалиды получают здесь скидку 50%, с каждой экскурсионной группой выставку может бесплатно посмотреть один ребенок из социально незащищенной семьи. Несмотря на то что это частный музей, так же, как и государственные, его могут бесплатно посещать воспитанники детских домов, дети до 3 лет и люди старше 70.
«Эврика» работает без выходных, проводя ежедневно по 5 сеансов. В среднем в одной экскурсии участвуют 20–30 человек. «В отличие от других подобных музеев мы решили ввести систему сеансового подхода – многие экспонаты нуждаются в объяснении», – рассказывает директор музея Ольга Усанова. В каждый сеанс входят 35-минутная экскурсия по музею и получасовой мастер-класс, после которого посетители получают время для свободного просмотра экспонатов и научно-популярных фильмов в медиазале. «Мы планируем создать большую коллекцию научных фильмов, а также открыть сеансы для взрослых в пятницу и субботу вечером с последующим обсуждением», – добавляет Ольга.
Человек. Земля. Вселенная
Разделы экспозиции «Эврики» рассказывают о нашей галактике, о планете Земля с ее многообразием жизни, постепенно подводя к теме научно-технического прогресса.
Основной особенностью экспозиции является ее интерактивность: демонстрация каждого экспоната здесь превращается в своеобразное шоу, участие в котором может принять любой желающий. Например, в музее есть «лаборатория микрогорода», в которой на большом экране демонстрируется изображение, полученное через микроскоп. «К нам даже студенты медучилищ приходят, – с гордостью рассказывает директор музея. – На обычном микроскопе это разглядеть сложнее, а у нас крупная и четкая картинка получается». Не менее интересна и «слепая комната», предлагающая посетителям в полной темноте опознать различные предметы. «Многие дети отмечают удивительное ощущение спокойствия, которое они здесь испытывают, – говорит Ольга Усанова. – У нас был случай, когда одна группа в течение 30 минут сидела в «слепой комнате» и просто общалась. Детям в жизни не хватает тишины».
Огромной популярностью пользуются в музее и мастер-классы, во время которых ребята и взрослые проводят различные физические опыты: экспериментируют с водой, силой тока, получают радугу, измеряют объем воздуха в собственных легких, силу тяжести, участвуют в лазерном шоу.
От музея до вуза
И все же, как бы ни была интересна научно-техническая часть проекта, его ядром остается экспозиция, посвященная профориентации молодежи. Эта часть комплекса сегодня в работе – авторы планируют закончить ее монтаж к концу мая.
В этом разделе будет собрана информация об учебных заведениях области, предлагающих подготовку по техническим специальностям (Вологодский политехнический университет, Вологодская молочно-хозяйственная академия имени Н.В. Верещагина и др.), а также о крупных университетах Москвы и Санкт-Петербурга.
Кроме того, в «Эврике» планируется проводить семинары по профориентации с участием вузовских преподавателей и профессоров. «Сейчас в Интернете очень легко найти информацию о вузах, но школьники не умеют пользоваться ею правильно, – поясняет Кузьминская. – Мы планируем рассказывать им более детально о профессии, студенческой жизни и о конкретном рынке труда».
Виртуально о реальном
Вторая часть информации по профориентации будет посвящена действующим предприятиям области. Экспозиция будет рассказывать о Вологодском оптико-механическом заводе, разрабатывающем оптику для российских и зарубежных компаний, о Вологодском подшипниковом заводе и других предприятиях, нуждающихся сегодня в молодых специалистах. Юные посетители смогут узнать много интересного о работе вологодских заводов и побывать на них в составе виртуальных экскурсионных групп (большинство предприятий отрасли – закрытого типа, и попасть туда непросто).
«К сожалению, сегодня многие предприятия не готовы к серьезной кадровой работе, – замечает Кузьминская. – Лишь некоторые подходят к этому основательно, например Челябинский трубопрокатный завод начинает подготовку со школы. Поэтому мы также видим свою задачу в том, чтобы объяснять необходимость подобной работы».
Одной из важных особенностей этой части экспозиции станет то, что она будет бесплатной для всех посетителей: главное, чтобы ребята смогли увидеть, какой богатый у них выбор, чтобы каждый подыскал занятие себе по душе, считают авторы проекта.
Автор: Алена Албутова
Дата публикации: 12 марта 2013
1517 36