Вытащить орнаменты из сундуков

Влюбленная в вязание и национальные орнаменты Республики Коми Светлана Турова в 2008 году организовала в Сыктывкаре мастерскую "Югыд-Арт", выпускающую целый спектр продукции с использованием традиционных орнаментов. О том, как малое предприятие вернуло моду на орнамент и как вязаные коты помогли Светлане начать свое дело, читайте в нашем материале.

"Югыд" с родного для Светланы языка народа коми переводится как "светлый", а "арт" – не только "искусство" на английском, но еще и "лад, толк, порядок" на языке коми. Таким образом, "Югыд-Арт" – это "Светлый лад". Мастерская, по признанию Светланы, не столько бизнес, сколько средство возрождения культурных традиций ее народа.

"Нас, народа коми, всего 300 тысяч человек, – делится Турова. – Миссия нашего проекта – показать, что коми-культура – это здорово, это красиво и что ее тоже нужно сохранить".

Вязание – традиционный для Республики Коми промысел и распространенное хобби. Светлану с шести лет учила вязать бабушка, а в старших классах девочка даже зарабатывала этим на карманные расходы. Затем окончила юридический факультет, работала управляющей по продажам в крупной иностранной компании.

В 2008 году грянул кризис, компания объявила, что будет сокращать персонал. Светлана взяла отпуск и поехала со своими вязаными игрушками на выставку в Москву. Заняла первое место и твердо решила сделать именно вязание своим основным занятием – работать на себя.

"Муж мне тогда сказал: "Ладно, поиграйся с творческим бизнесом. Надоест – найдем тебе наемную работу", – вспоминает предпринимательница. "Игра в бизнес" продолжается уже почти 10 лет, а вязание, как считает Турова, спасло ее от лишних переживаний по поводу потери работы: "Ничто не лечит стресс лучше, чем рукоделие – никакие антидепрессанты не нужны".

Коты против кризиса

Первый год предпринимательства, по словам Светланы, "был больше творческим, чем коммерческим". Действовали методом проб и ошибок. Начали с изготовления вязаных игрушек. О проекте написала газета «РБК-деньги», в которой изделия мастерской назвали "антикризисными радужными котами". С тех пор интерес к творчеству "Югыд-Арт" не спадал. "К концу 2009 года я поняла, что хобби перерастает в нечто большее, и зарегистрировала свое ИП, – рассказывает Турова. – На первые заработанные деньги мы купили ручную вязальную машину. С ее покупки и начался проект по орнаментам. Руками-то много не навяжешь".

В том же году Светлана прошла стажировку в Финляндии – ездила по лапландским деревушкам, в которых живет древний и родственный коми народ саамы. "Там я и подсмотрела модель компактного семейного творческого бизнес-проекта, – признается Светлана. – Некоторые саамские семейные мастерские работают уже по 200 и более лет".

На пути к успеху

Несмотря на победы во всероссийских конкурсах и публикации в федеральной прессе, труднее всего оказалось пробиться на собственном рынке. Изделиям "Югыд-Арт" не находилось места на выставках в Сыктывкаре. По мнению Светланы, ее не пускали местные маститые мастера, опасаясь бойкой конкурентки. Помог опыт работы в продажах: "Я решила: раз не дают развиваться в своем регионе, значит надо идти за его пределы".

Первый серьезный контракт заключили с Ozon.ru. Интернет-магазин использовал вязаные игрушки "Югыд-Арт" в своей рекламе на Первом канале – сразу пошли продажи. Дальше – больше. Рассказать о мастерской, которая возвращает к жизни древние коми-орнаменты, приехала съемочная группа канала "Культура", потом Турова стала участницей программы "Поедем, поедим!" на НТВ. В итоге ценность проекта осознало и местное сообщество.

"Самыми трудными были первые три-четыре года", – признается Светлана. Сегодня продукция мастерской продается по всей Республике Коми, в Москве и Санкт-Петербурге и пользуется особой популярностью в регионах с финно-угорским населением. Недавно Светлана опять ездила в Финляндию – на этот раз не учиться, а учить – провела мастер-классы и продемонстрировала свою коллекцию.

Бизнес полюбил орнаменты

"Мы вяжем джемперы, свитера, платья, аксессуары: шапки, варежки, носки, гетры, подушки, экосумки, – перечисляет Турова. – Для фольклорных ансамблей делаем элементы народных костюмов. И по-прежнему вяжем игрушки, но это больше для души, денег они почти не приносят".

Одну такую авторскую игрушку – "мишку-мальчика" в национальном костюме – Светлана Турова подарила на "Прямой линии" Владимиру Путину. "Чтобы о коми-народе не забывал", – добавляет Светлана.

Основной денежный поток обеспечивают корпоративные заказы. И здесь опять пригодился опыт работы в большой компании. Метод, который применила Турова, называется "расширение продаж": "Приходят к нам из одной федеральной компании заказать "сувенирку", а я им: "А давайте включим в стоимость вашего заказа разработку вашего локального логотипа с коми-орнаментом?" Им стало интересно, они говорят: "Давайте попробуем, чтобы показать, что мы есть в этом регионе".

За первой компанией потянулись следующие – добавлять в логотипы региональных представительств нотки местного колорита стало модно. Узорами от "Югыд-Арт" была украшена и экипировка участников экспедиции "От Арктики до Балтики". Вряд ли кто-то мог представить такое в 2008 году, когда безработная Турова начинала вязать первых антикризисных котов. "Как стул не стоит на двух ножках, так и у бизнеса должно быть несколько опор", – замечает она. Каждый год оборот мастерской растет на 20–25%. В 2013 году удалось поменять ручную вязальную машину на современное оборудование.

Вязальный туризм

Первые шаги "Югыд-Арт" делала непосредственно в столице республики – Сыктывкаре, но после обучения в Финляндии у Светланы и ее мужа появилась идея переезда в деревню – поближе к традициям. Выбрали поселок Аджером в Корткеросском районе республики: 55 километров от ближайшего города, девственные леса и 75% коми от численности всего населения района. "Это важно, – говорит Светлана. – Потому что поможет нам проводить еще и исследовательскую работу – посещать сельские музеи, искать интересные орнаменты".

На мастерскую с гостевым домом потратили около трех миллионов рублей. Строили добротно – из рубленых бревен, посаженных на мох. Перевезли оборудование. Планируют не только производством заниматься, но и тематическим туризмом. Предполагается, что гости будут приезжать наслаждаться природой и учиться ремеслу. Гостевой дом откроется в июне, но все места уже забронированы до конца лета – приедут туристы из Сыктывкара, Москвы, Питера и Германии.

"У нас тут почти нет соседей – с трех сторон только природа, – рассказывает Турова. – Можно приехать из перенапряженного города и сразу, что называется, "выдохнуть". Люди будут погружаться в наш быт, атмосферу. Я подсмотрела этот формат у финнов: когда и дом, и мастерская – все рядышком. Живут в свое удовольствие, зарабатывают столько, сколько необходимо для жизни, и не гонятся за прибылью. Мы тоже хотим прийти к такому балансу". 

Деревенскую мастерскую уже посетил глава республики, пообещал помочь с покупкой дополнительного оборудования. А Турова пообещала создать четыре новых рабочих места на селе. Местные жители, по словам предпринимательницы, отнеслись к появлению мастерской с осторожностью – Туровы ломают привычные шаблоны: когда другие бегут из деревни, они покинули ради нее региональную столицу.

Орнаменты для молодежи

Впрочем, вся десятилетняя история "Югыд-Арт" – это преодоление стереотипов. "У нас был диспут с одним преподавателем, – вспоминает Светлана Турова. – Он мне говорил: "Зачем эти ваши орнаменты? Никто в лаптях и сарафанах ходить не будет!" Да, наверное, было бы проще шить трусы и носки, потому что это нужно каждый день. Возможно, заработали бы больше, но орнаменты интересней!"

Самая важная для "Югыд-Арт" аудитория – молодежь. Для нее проводят мастер-классы по изготовлению этнофутболок, модные показы. "Наша цель – вытащить коми-орнамент из сундуков, – говорит Турова. – Он не должен быть только музейным экспонатом. Традиции должны жить. Для этого их нужно переводить в современную форму. Если молодежи не интересно, то традиции неизбежно затухнут".

В разработке орнаментов участвуют даже местные археологи. Образы с найденных ими древних украшений очень быстро перекочевывают на футболки, свитера и другие изделия "Югыд-Арт".

"В этом году мастерской будет уже 10 лет. И я вижу, что за это время что-то изменилось. Коми-орнаменты стали использовать при декорировании зданий, они появились на спортивной форме местных команд. Постепенно это становится трендом, модой. И мне приятно думать, что какую-то лепту в это внесли и мы", – признается Светлана Турова.

В планах предпринимательницы – покупка нового оборудования и расширение производства. Чтобы получить беспроцентный заем, она участвует в конкурсе "Социальный предприниматель" Фонда "Наше будущее". Результаты будут известны ближе к лету.

"На сегодняшний день наша главная проблема заключается в том, что в Аджероме нет нормального интернета – вот уж действительно стали ближе к природе, – смеется Турова. – Но мы что-нибудь придумаем!"

Автор: Кирилл Ольгинский

Дата публикации: 21 марта 2018

#республика коми #народные промыслы #семейный бизнес

 2261   142  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно