От олимпиадной математики к программированию. Как в Волгограде появился интерактивный коворкинг

Интерактивный коворкинг для детей – это не курсы, не школа, а особое пространство интеллектуального творчества в атмосфере дружбы и добра. Создатель такого уникального формата, Маргарита Иризепова, увлеченный преподаватель и социальный предприниматель из Волгограда, рассказала о том, как появился и развивается проект ITeam.

От студентов к школьникам

Маргарита Иризепова, преподаватель математических и финансовых дисциплин Волгоградского государственного университета, кандидат экономических наук, три года назад задумалась о создании социального проекта.

«Моя первая и самая большая любовь – преподавательская деятельность. Я в профессии более 25 лет и все эти годы меня вдохновляют мои студенты, родной университетский коллектив, возможность постоянно развиваться. Но три года назад в моей жизни появился ITeam и ученики школьного возраста, и я почувствовала, что это особая часть моего любимого дела. ITeam возник не случайно. Мне, выпускнице физико-математической школы при ВолГУ, хотелось поддержать волгоградских школьников в глубоком изучении математики. В Москве, Казани и Адыгее есть целая система – созданы специализированные федеральные центры по подготовке школьников по математике, физике, программированию и другим наукам. А у нас в регионе нет. Педагогический и предпринимательский опыт помог создать такое пространство, где ребята смогли бы получать знания по олимпиадной математике», – поделилась Маргарита.

Первым делом отправилась в Москву – посетила несколько школ программирования. Общалась с ребятами, родителями, учителями. Самым вдохновляющим стало место, где в будни работают серьезные айтишники, а в выходные помещение отдают детям. Захотелось устроить что-то подобное в родном городе. Для минимизации организационных ошибок выбрала одну из франшиз и два года проработала в таком формате.

«Удивительно, но тогда многим родителям было непонятно, зачем детей, увлекающихся математикой, учить программированию. Приходилось объяснять, что это актуально. Те, кто поверил, рады успехам детей. К слову, про маленький кружок по олимпиадной математике я тоже не забыла».

ITeam интерактивный коворкинг для детей

В апреле 2019 года социальный предприниматель заключила договор франшизы, а уже в сентябре начались занятия. Лично ходила по школам и рассказывала о программе учителям и родителям. Довольно быстро набралась первая группа в Ворошиловском районе Волгограда. Позже появилась вторая, в Красноармейском районе, где оказалось много детей, желающих заниматься программированием.

«Коворкинг – не такое место, куда ребята ходить обязаны. И важно было подобрать преподавателей, которые разделяли бы мои ценности – любить детей и хорошо разбираться в предмете. Я искала, скорее, старших друзей для ребят. Тех, кто способен встать во главе команды единомышленников, вовлекать, помогать развиваться и достигать результатов. После череды собеседований и консультаций пригласила студентов Волгоградского социально-педагогического университета выпускных курсов – учителей математики, физики, информатики. Кстати, они до сих пор с нами. В будни работают в общеобразовательных школах, в выходные – в коворкинге.

Наши атрибуты – название ITeam, робота Тима, логотип – придумали всем коллективом. Моя магистрантка Наташа Рогожкина, которая как раз училась на графического дизайнера, нарисовала логотип и разработала брендбук. Она сказала, что наш формат – не школа, а коворкинг – такое пространство, где ребята и учителя могут работать как команда. Я очень рада, что мы не привлекали подрядчиков со стороны, а делали все сами. Мы настоящая команда с самых первых дней», – вспоминает Маргарита.

Интеллектуальная экосистема

Сейчас ITeam представляет международную школу программирования «Кодики» Оксаны Храбровой. По мнению Маргариты и ее команды, у данной франшизы отличная качественная линейка курсов программирования, полностью соответствующая миссии проекта.

Соревнования и турниры внутри коворкинга помогают ребятам увидеть свои сильные и слабые стороны, дают стимул заниматься. Летом в ITeam организуют интенсивы. Также в этом году планируется «Летняя школа ITeam» на базе ДОЛ «Сказка» в Волгоградской области.

В пространстве коворкинга сложилась по-настоящему семейная атмосфера. Только дружной команде из педагогов и родителей по силам мотивировать ребят на учебу, на развитие и успех, достижение целей.

«Моей мечтой было создать настоящую экосистему для развития интеллектуального потенциала. И потихоньку мы воплощаем ее в жизнь. Детей, которые уже видят свой путь в IT-сфере, поддерживаем в развитии. В коворкинг приходят программисты-практики, которые рассказывают о профессии, ее особенностях, дают рекомендации. Организуем экскурсии в научные лаборатории ВолГУ, где ученики не просто общаются с профессорами, доцентами и аспирантами, но и пробуют себя в роли студентов – работают с экспериментальной установкой», – делится Маргарита.

На двух площадках занимаются порядка 250 человек в год. Есть большое желание сделать инклюзивные группы. Сейчас получается принимать только ограниченное количество ребят с ОВЗ. Для полноценного развития подобной инициативы необходимо финансирование, возможно, частного спонсора.

Сева, Клава, Бак, путешествие по стране КодКрафта и не только

В ITeam дети занимаются по нескольким направлениям. Базовыми курсами стали программирование и цифровой дизайн по системе школы «Кодики» Оксаны Храбровой.

Кроме того, в ITeam разработали уникальные курсы «Компьютерная грамотность» и «IT-английский для юных программистов». Это учебно-методические комплексы: рабочие тетради, методички для преподавателей и презентации. Рабочие тетради используют технологии оживающей реальности. Любой учитель, например в провинции, где не хватает кадров, может проводить занятия. Все работает на смартфоне даже без интернета и компьютера.

Для курса по английскому языку придумали игровое пространство «КодКрафт», в котором действуют анимационные персонажи – мальчик Сева (на сленге программистов – «сервер»), девочка Клава (от английского слова clever – «умный» или сокращение от слова  «клавиатура») и хулиганистый паренек Баг (от английского bug – «жук», «ошибка кода»), который им постоянно мешает. Каждый урок – это отдельное приключение с любимыми героями. Маргарита уверена, что необходимо масштабировать этот проект, но пока не удалось найти инвестора.

Есть и третье направление – та самая олимпиадная математика, с которой все началось. Уроки по ней бесплатные для учеников коворкинга. Это даже не предмет, а целое искусство. Именно здесь ребята увлеченно решают сложные задачи, учатся думать в команде. Есть первые результаты и победы.

Также в ITeam можно подтянуть знания по школьным предметам – физике, математике, и пройти подготовку к ОГЭ и ЕГЭ.

Такая важная поддержка для социального предприятия

Социальное предпринимательство – это не бизнес, это любовь к людям и желание делать жизнь в стране лучше. Поэтому важна помощь и от государства, и от частных фондов.

В 2021 году проект «ITeam интерактивный коворкинг для детей» выиграл конкурс софинансирования Фонда «Наше будущее». Грант позволил приобрести оборудование (новенькие ноутбуки, мебель) и участвовать в государственном гранте по поддержке социальных предпринимателей.

Регулярно помогает областной ЦИСС – разработаны баннеры и буклеты, сделаны рекламные ролики. Есть и другие нефинансовые услуги, которые оказало государство за счет федеральных программ.

Но все же за три года работы удалось только подойти к состоянию финансовой устойчивости – вернуть инвестиции, даже частично, пока не получается. А это позволило бы расширить такую нужную детям и актуальную для страны инициативу.

Не только бизнес

Важной стороной жизни ученого и социального предпринимателя Маргариты Иризеповой стали благотворительные инициативы. Уже 14 лет она является общественным волонтером, регулярно помогает детям из приюта в Волгоградской области и ребятам, которые проходят лечение в онкогематологическом центре. Много лет поддерживает в рабочем состоянии компьютерную технику и интернет в игровой комнате онкоцентра, организует еженедельные занятия по рисованию и лепке. По ее инициативе и финансовой поддержке стены отделения расписаны красивыми рисунками. Вместе с волонтерами центра «Прорыв» ВолГУ организует праздники. Жаль, что пандемия внесла свои коррективы – общаться с ребятами онкоцентра стали реже.

Результаты работы

Сейчас в команде Маргариты 16 человек. Это не только педагоги по программированию, математике, английскому, но и административный персонал, специалисты по соцсетям.

Популярность занятий IT-технологиями с раннего возраста растет. Это видно по запросам родителей включить детей в группы на следующий год. Маргарита считает, что заработало сарафанное радио – ученики ITeam, их школьные учителя, родители рассказывают об успехах и интересном формате обучения.

«В июне мамочка нашего ученика передала просьбу учительницы прийти в школу и рассказать о коворкинге. Оказалось, преподаватель отметила рост успеваемости и общего развития мальчика и хочет вовлечь в такое эффективное занятие еще больше ребят. Я была очень удивлена и обрадована. Социальных предпринимателей часто просят составлять отчеты с показателями эффективности. И именно такие просьбы от школьных учителей, отзывы родителей, достижения учеников в олимпиадах, конкурсах, их знания – самый главный результат работы.

Все это возможно благодаря коллективу – я никогда бы не смогла воплотить в жизнь свои идеи одна. Уверена, что скоро наши ребята станут программистами уровня Senior и сами придут рассказывать, как надо учиться, чтобы достичь такого уровня. Это обязательно будет!»

Автор: Юлия Кожева

Дата публикации: 30 июня 2022

#фонд наше будущее #волгоград #история успеха

 2798   8  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно