Правила велобума
Велосипед – это тренд. Вслед за обществом его признали бизнес и муниципальные власти: вспомним хотя бы проекты велосипедных дорожек как уже реализованные, так и только проектируемые, велопробеги, велопарковки, велосипедные прокаты... Как мы до этого докатились?
Велосипедисты, лихо сверкающие катафотами вдоль трасс, были всегда. Велолихорадка охватила нас сравнительно недавно. Сегодня велосипед не средство передвижения, но субкультура со всей соответствующей атрибутикой, начиная от тематических сообществ и велофестивалей, заканчивая всевозможными гаджетами и мобильными велоприложениями (от VeloBike для одноименных прокатов Москвы и Петербурга до интерактивной карты для велосипедистов «Веломесто»). Велосипед стал частью определенного образа жизни, того, где «каждый, кто ездит на велосипеде, – мой друг».
Одной из первых ласточек нынешнего российского велобума стал прокат, открывшийся в 2012 году в обновленном Парке Горького в Москве. Некоторое время спустя стартовал проект «Велобайк», запущенный «Банком Москвы»: в столице впервые была опробована система совместного использования велосипедов, или велошеринг, позволяющая арендовать велосипед на одной автоматической станции и вернуть в конце поездки на другой. Проект вызвал как восторги («Словно в Европе!»), так и нарекания из-за недостаточно хорошо продуманной опции оплаты аренды. Тем не менее по итогам сезона-2013 46 тысяч пользователей совершили более 70 тысяч поездок по городу на прокатных велосипедах. В 2014 году к проекту присоединился «Сбербанк», а новые прокатные станции открылись не только в столице, но и в Санкт-Петербурге.
Тренд о двух колесах
Сегодня «равнение на вело» поддерживают как муниципальные структуры, так и бизнес, ориентированный на реализацию эффективных социальных программ. По сути, каждый проект, направленный на развитие велодвижения, в определенной мере является социально-предпринимательским: чем популярнее велосипеды, тем меньше в городе машин, меньше загрязнена окружающая среда и тем, в конечном счете, здоровее горожане. Кстати, в большинстве случаев доступный и удобный городской велопрокат рассчитан именно на коренных жителей города. Лучше всего иллюстрирует этот тезис муниципальная система совместного использования велосипедов в Барселоне: арендовать двухколесный транспорт здесь может только резидент Испании. Московский проект также ориентирован на резидентов: во-первых, к личному кабинету на автоматизированной станции можно привязать проездную карту «Тройка» (и далее получать велосипед с ее помощью); во-вторых, первые полчаса московского велопроката бесплатны. Туристическую прогулку по городу за это время не совершить, а вот добраться из точки «А» в точку «Б» в пределах центра более чем реально.
В целом развитие велосипедной инфраструктуры выгодно как городу, так и его жителю: первый получает возможность хотя бы отчасти разгрузить автомобильный трафик, сохранив остатки драгоценного кислорода, и одновременно поднять собственный «индекс дружелюбности»; второй повышает уровень своей физической активности и вносит вклад в сохранение окружающей среды. Не внакладе остается и бизнес, включающийся в велодвижение. Одних предпринимателей в данном тренде привлекают новые возможности реализации социальной миссии (в частности, программ КСО), других – свежая бизнес-ниша и перспективы размещения на дополнительных рекламных площадках (и в Москве, и в Петербурге велосипеды прокатных станций брендированы, как, впрочем, и сами станции).
Велопробегом по…
Проекты в области велопроката, появляющиеся в последнее время, радуют как своим разнообразием, так и качеством предлагаемых услуг. Велопрокаты старого образца, работающие по принципу «сдавать как можно дороже, чинить как можно реже, жалобы не принимать», постепенно вытесняются новыми станциями, которые регулярно обновляют парк, предлагают новые услуги и опции...
В Томске велопрокат «Вместе» действует на базе антикафе, где посетители, которые платят не за услуги, а за проведенное время, сообща придумывают варианты проведения досуга. В Казани существует система велошеринга Veli'K, в соседних Набережных Челнах в рамках муниципальной программы «Велосипедный город» работают около 40 пунктов аренды. В Перми функционирует велопрокат Starbikes. Создатели называют его концептуальным: во-первых, здесь используются велосипеды определенного типа, разработанные специально для поездок по городу. Во-вторых, Starbikes предлагает желающим велоэкскурсии по Перми (на русском и английском языках). Наконец, здесь же можно приобрести такую нестандартную услугу, как велофотосессия.
Социальный разрез
Коль скоро велопрокатный бизнес, включающий такие компоненты, как ориентация на молодежь, экологичность, здоровый образ жизни, социален по своей природе, то нет ничего удивительного в том, что в этой сфере возникают соцпредпринимательские инициативы. Одной из таких инициатив является тверской «Велопрокат №1», направляющий свою прибыль на благотворительность, социальные проекты, поддержку спорта. Другой удачный пример соцпредпринимательского велостарта - сеть велоцентров «Велогород», поддержанная ЦИССом Республики Татарстан.
По замыслу создателя «Велогорода» Дамира Сафина, сеть кроме прокатных услуг будет предлагать велоэкскурсии по столице и республике, оздоровительно-туристические программы велопрогулок. В будущем на базе «Велогорода» появятся спортивно-оздоровительные велосекции для детей и школьников. Социальная составляющая проекта заключается в том, что дети из малообеспеченных и многодетных семей смогут пользоваться прокатом бесплатно. Проект планируется реализовать к весне следующего года – перед этим Сафина ожидают согласование размещения велостанции с муниципальной администрацией, борьба за городской грант, приобретение оборудования... Пока же он тестирует первую велостанцию и изучает особенности ведения двухколесного бизнеса. «Велоинфраструктура в городе в настоящий момент находится в зачаточном состоянии, – признается Дамир, – правда, прошел слух, что президент республики пригласил в Казань именитого проектировщика велодорог в мегаполисах. Наша команда с радостью включилась бы в эту работу! Ведь, по сути, мы являемся прямыми заказчиками велодорог в городе и у нас есть видение оптимальных решений».
Автор: Валентина Петрова
Дата публикации: 11 августа 2014
#молодежь #эко #вело #тренды #цисс #татарстан #мск #спб #тверская обл1151 170