Право быть как все

Тем вечером я снова опаздывала. Спешила на вечер в Центр лечебной педагогики, где ждали детишки, чтобы показать спектакль, который долго готовили и тщательно репетировали. Бежала и ругала себя за несобранность. Но опаздывала. А они ждали. Потом мы, взрослые, ходили по сказочным комнатам Центра, слушали рассказ о том, как здесь занимаются с детьми, отдыхали под шум океана, играли нестройным оркестром из музыкальных трубок и колокольчиков.  А они, маленькие артисты,  продолжали ждать. Хотя ждать для них – задача непосильная. Это необычные дети. У каждого – диагноз (у кого-то аутизм, у кого-то психопатия, кто-то просто гиперактивный)…

Центр лечебной педагогики (ЦЛП) можно отнести к сфере социального предпринимательства, хотя пока он существует в основном за счет грантов и пожертвований (более 70% бюджета в 2007 году). Однако при этом организация ставит своей задачей повысить устойчивость за счет увеличения доли самоокупаемости проекта. Для этого уже созданы предпосылки. Так, Центр занялся издательской деятельностью. Было открыто некоммерческое издательство «Теревинф», которое издало уже более 40 книг российских и зарубежных авторов о развитии и воспитании особых детей. С одной стороны, издательство не нацелено на прибыльность: главная задача - обеспечить необходимой литературой родителей и педагогов даже в самых отдаленных уголках России. Но с другой стороны, «Теревинф» уже вышло на самоокупаемость. На очереди – выход на самоокупаемость и ресурсного центра, который создается на базе ЦЛП и ставит своей задачей организационную и методическую поддержку специалистов и организаций в различных регионах в распространении новых эффективных подходов и методов работы с особыми детьми. Повышает финансовую устойчивость ЦЛП и за счет введения дифференцированной оплаты родителями услуг Центра – в соответствии с материальными возможностями семьи; и лишь недостающие средства привлекаются за счет грантов и пожертвований.

Мы разные, и этого не надо бояться

Больной ребенок может родиться в любой семье, независимо от социального статуса и благосостояния родителей. Но этот малыш не должен быть изолирован от других детей, он может развиваться, надо только помочь ему и его семье. Вот почему в Центре лечебной педагогики первым делом стараются вывести родителей из безнадежной тоски и отчаяния. Попадая сюда, родители и дети оказываются в атмосфере заботы и внимания – от спокойной до радостной. Здесь нет места унынию. Взрослым показывают, что ребенок даже с тяжелым диагнозом может учиться в школе. Да, это будет особая школа, не массовая, но малыш не будет замкнут в четырех стенах, его не нужно отдавать в интернат. С  родителями работает психолог, он создает между ними особые узы, и если раньше каждый был погружен в свою беду, то постепенно они начинают помогать друг другу. Ходят в гости, вместе выезжают в зоопарк и в кафе. Оказывается, многие девятилетние ребята, живущие в Москве, никогда не были в кафе! Поодиночке этим детям и родителям очень сложно, а вместе легче выйти в общество. Прятаться по углам нельзя!

Центр лечебной педагогики – одна из первых в нашей стране негосударственных организаций, которая помогает детям, ранее считавшимся необучаемыми. Здесь занимаются с ребятами любого возраста. Пришедшие сюда чувствуют себя защищенными и нужными. Но чтобы построить дом, где царят любовь и милосердие, пришлось пройти долгий путь.

В советское время в Москве в 6-й детской психиатрической больнице существовала так называемая логоплощадка. Это был первый в нашей стране пример комплексной работы с ребенком с  заиканием и речевыми проблемами: здесь рука об руку работали врачи-психиатры, другие медики, педагоги и музыкальные работники. Заведение это было старинное, с особыми традициями – действовало оно с 1930-х. Как в любой больнице, все там было жестко регламентировано. Потому и усилия специалистов порой сводились на нет, вспоминает президент Центра лечебной  педагогики, а в прошлом сотрудник отделения Анна Битова. Нужны, например, ребенку занятия с психологом, а в больнице всего один специалист на три отделения – никаких тебе занятий. У ребенка отличная динамика, он начал хорошо говорить, но через полгода его полагается выписать. Непонятно, почему, если надо заниматься? А в конце перестроечных восьмидесятых отделение и вовсе закрыли… Специалисты и родители ребят поняли, что надо что-то делать.

На создание Центра лечебной педагогики (ЦЛП) ушло два года. Он открыл двери для детей и родителей в 1989 году. Первоначально создатели Центра планировали работать с детскими заиканиями. Но потом сюда стали приводить детей, которым негде было получить помощь. Их не брали государственные  учреждения, говоря, что с ними вообще нельзя заниматься. Сегодня таких малышей очень много, и работа с ними стала предназначением ЦЛП.

В ЦЛП не формируют учебные группы по диагнозу. Здесь в одном «классе» занимаются разные ребятишки: быстрые и медленные, ходячие и недвижимые, говорящие и «молчуны». Мало того, здоровые дети, которых в Центре именуют котерапевтами (в основном это детишки сотрудников Центра), помогают на занятиях в интегративном лагере,  бывают в коррекционных детских группах и нередко проводят свой досуг вместе с больными ребятами. И вдруг видишь, что все они, эти малыши, «в контакте»: даже если не говорят ни слова, чувствуют друг друга. Именно причастность к общему делу – главное и самое действенное лекарство, считают специалисты.  Какие бы тяжелые нарушения у ребенка ни были, он участвует в общей жизни. И эта его включенность дает поразительные результаты.

Однако занятия с больными детьми – не единственное направление работы ЦЛП. В последние годы многократно увеличилось количество малышей, которые испытывают  трудности в детском саду и школе. Здоровый, обычный на первый взгляд ребенок не может влиться в коллектив. Такие дети тоже занимаются в ЦЛП. Сегодняшняя школа вообще сильно беспокоит специалистов. Даже в хороших учебных заведениях первоклашки сидят как прикованные весь урок.  А ребенку просто необходимо размяться и даже пройтись по классу. В западной школе дети не сидят за партами. Там и парт нет, рассказывает Анна Битова. Зато много разноуровневых поверхностей, можно и на полу посидеть. Двадцать учеников интеграционного класса, из которых двое довольно тяжелых, постоянно двигаются. Наши учителя на это говорят, что там, наверное, очень слабая программа. Ничего подобного. Программа такая же. У них, как и у нас, во втором классе проходят умножение в пределах 100, только они это изучают в практической деятельности: меряют черепахами, слонами, шагами. «Я рассказываю это нашим учителям, и они говорят: ну… у них другая система, другая реальность. Мы живем в каком-то зазеркалье. Но когда-нибудь мы все равно поменяемся. Дети нас изменят. В какой-то момент в наших школах совсем не останется учеников. Мы сейчас имеем ситуацию демографической ямы, когда детей с тяжелыми недугами начали брать в школы. Не только потому, что сверху велели, а потому, что в школах подушевое финансирование, а детей не хватает. Только вот  тяжелых малышей нельзя учить так, как учили нас. Им надо дать пройтись, побегать, укусить соседа», – замечает Анна Битова.

Каждое лето большая дружная семья ЦЛП выезжает в собственный лагерь на Валдае. Там дети проходят интенсивный реабилитационный курс. Они заняты  и общаются друг с другом весь день. Больной ребенок живет в окружении здоровых сверстников, в доброжелательном коллективе людей, которые принимают его таким, какой он есть. И в то же время маленькому человеку дают возможность проявить себя. Он попадает не в расслабляющую обстановку, а в среду, которая побуждает к действию. Конечно, детям помогают квалифицированные  специалисты. Незаметно для ребенка они выстраивают его жизнь так, чтобы комфортные условия чередовались с такими, которые позволяют развиваться. Здесь, в лагере, ребенок впервые в жизни берет в руки ложку. Родители вдруг узнают, что их малыш может попроситься на горшок (а раньше они об этом и не мечтали). Дети, которые раньше не ходили, делают, пусть с поддержкой, первые шаги. Ребята, которые всю жизнь молчали, произносят первые слова. Все это – огромные достижения.

Центр лечебной педагогики существует в основном на гранты и пожертвования. Это, конечно, рисковый путь, нестабильный. Никогда не знаешь, дадут тебе грант или нет. Частично занятия детей в ЦЛП оплачивают родители (16 процентов, иногда 10  – в зависимости от возможностей семьи).

Забыть слово «интернат»

У президента ЦЛП Анны Битовой нет ни минуты свободного времени. Она занята своими учениками – не только сегодняшними, но и вчерашними. Первым воспитанникам Центра сегодня от 20 до 30 лет. Для них на базе столичного Технологического колледжа № 21 удалось открыть экспериментальную площадку. Здесь работают специалисты ЦЛП и получают профессию их подопечные. Действуют три мастерские – швейно-ткацкая, керамическая, художественно-полиграфическая. Они создавались на средства доноров, теперь стали  государственными. Но ЦЛП остается  партнером мастерских, вместе они претворяют в жизнь разнообразные проекты. Изделия ребят продаются, деньги идут на зарплату для них и развитие мастерских. Однако обучение – это всего три года. А дальше эти взрослые люди должны жить отдельно от родителей. Так появился замысел деревни для взрослых, где они смогут не только жить, но и заниматься ремеслом и творчеством – вот главная забота и очередная большая задача Анны Битовой и ее коллег. Землю в Подмосковье под проект центру подарили спонсоры. Но чтобы этот мир не был обособленным, Анна Львовна планирует создать в деревне рабочие места и для здоровых людей – жителей района, где она будет расположена.

В последнее время государство меняет отношение к больным детям и их проблемам. Но всегда есть кто-то, кто не получает помощи. ЦЛП – с ними. Для них работает это удивительное заведение. Центр лечебной педагогики сегодня – бренд. У него безупречная репутация. В центр постоянно приезжают специалисты из разных городов, загораются идеей, перенимают опыт. Уже существуют Красноярский, Псковский центры лечебной педагогики, Оренбургский некоммерческий центр «Прикосновение».

Вместо послесловия

Некоторым ребятам  – воспитанникам ЦЛП удается поступить в обычную общеобразовательную школу. А в московском районе Бутово набралось шесть детей, которые не смогут пойти не только в обычную, но и во вспомогательную школу. Им нужна особая программа из-за сильно выраженной аутичности, но учиться-то все равно могут. Однако в Бутове такой школы нет. «Дайте нам класс, где будут учиться дети», – просят специалисты ЦЛП. «Нет, – отвечают им, – пусть идут в интернат». На это «нет» у специалистов Центра есть свое «нет»: «Это же домашние дети, пусть живут дома». «Хорошо, – отвечают чиновники от образования. – Есть специальная школа, только в другом районе». Одно только непонятно: как дети с тяжелыми поведенческими нарушениями будут ездить в другой район?..

У этой истории счастливый финал. Специалистам ЦЛП удалось открыть для детей из Бутова отдельный класс.

 

Специально для портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство»

Май 2008

Дополнительно о Центре лечебной педагогики и его воспитанниках: www.osoboedetstvo.ru

 

Полное название организации: Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики».

Год основания: 1989.

Основатель организации: Анна Битова.

Тип организации: некоммерческая.

Миссия центра: реализация прав людей с нарушениями развития на образование, реализацию и достойную жизнь.

Сфера деятельности: помощь детям и подросткам, считавшимся необучаемыми, и их семьям; подготовка специалистов из регионов, способных оказывать квалифицированную помощь детям с нарушениями и их близким; содействие созданию государственных механизмов помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития; формирование позитивного общественного мнения в отношении особых детей.

Виды предоставляемых товаров, работ, услуг: коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и в группе), занятия в терапевтических мастерских (до перевода  молодых людей в колледж они проходили и в учебно-производственных мастерских)  и в летнем интеграционном лагере, группы психологической поддержки для родителей и детей с нарушениями развития, мониторинг состояния детей и подростков, обучение профессиональных кадров для работы с детьми, имеющими нарушения, и их семьями.

Услуги предоставляются с дотацией (со скидкой). По существующему законодательству предусматривается возможность компенсировать стоимость реабилитационно-образовательных услуг в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка.

Целевая группа: дети, подростки и молодые люди, имеющие нарушения в развитии, и их семьи.

Результаты деятельности: с 1989 года Центр лечебной педагогики помог более 9000 семей, где растут дети с нарушениями развития. В 2007 году в программах Центра приняли участие 744 ребенка, более 700 семей получили юридическую и информационную поддержку. При поддержке коммерческих и некоммерческих организаций осуществлено 50 социально значимых проектов.

Количество сотрудников: в 2007 году в ЦЛП работали 98 штатных сотрудников и 59 добровольцев.

Годовой доход, виды доходов: в 2007 году в Центр поступило пожертвований на сумму 34 277 347 рублей (с учетом остатка – 36 271 843 рубля): 23 145 510 рублей – пожертвования благотворительных организаций и фондов, 5 811 324 рубля – оплата услуг родителями, 1 555 754 рубля – пожертвования частных лиц, 3 764 759 рублей – пожертвования коммерческих организаций, 1 994 496 рублей – остаток 2006 года.

Контакты: 119311 Москва, ул. Строителей, 17б. Тел.: (495) 131 06 83, 133 84 47, e-mail: ccpmain@online.ru.

Автор: Людмила Скопинцева

Дата публикации: 31 мая 2008

#реабилитация детей с инвалидностью #центр лечебной педагогики #социальное предприятие #анна битова

 1378   49  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно