Ребятам о зверятах

Необычное социальное предприятие начнет работу в мае 2013 года на территории Ботанического сада в Иркутске. По инициативе Фонда «Иркутский ботанический сад» здесь откроется особенный зоопарк – контактный. Он не просто станет новым местом досуга, но и послужит развитию туризма и сделает отдых интересным и познавательным, а также превратится в экологическую образовательную площадку для детей и взрослых.

На пути к цели

«Идея создания в нашем городе контактного зоопарка оформлялась и созревала у меня довольно долго – года полтора», – рассказывает Иван Сизых, директор Фонда «Иркутский Ботанический сад», созданного для содействия развитию сада при Иркутском государственном университете.

Решение о том, что рано или поздно он будет вести собственный бизнес, Иван принял давно, еще в самом начале своей карьеры. Цель эта была ясной и благой, но, как оказалось, к ней вела извилистая дорога. Сначала первый, гуманитарный диплом, потом осторожный шаг к мечте – получение второго образования, экономическо-управленческого. Работа в коммерческих структурах, в том числе в банковской сфере, дала нашему герою ценный опыт, однако человека инициативного и творческого не всегда может удовлетворить должность наемного менеджера, аккуратного исполнителя – и не более. Чувствовать себя винтиком большой машины, движением которой ты не в состоянии управлять, не хотелось. Но чтобы отправиться в «одиночное плавание», нужно было выбрать достойную стезю и принести пользу не только собственному кошельку, но и обществу.

«Посетив контактный зоопарк в Красноярске, изучив впечатления и фотографии коллеги, побывавшего в таком же зоопарке в Эрфурте в центральной Германии, я понял: вот это – мое. Пришла пора действовать. Я стал анализировать западный опыт, перенимая самое актуальное для сибирских условий. Так начал складываться план этого проекта», – говорит предприниматель.

Ценным подспорьем в подготовке бизнес-плана стало для Ивана участие в 2012 году в работе Школы социального предпринимательства Иркутской области – кузницы сибирских социально-экологических проектов.

Гладить и кормить разрешается!

В Иркутске уже давно существует зоогалерея, но непосредственный контакт с находящимися в ней экзотическими животными там, как и в любом обычном зоопарке, невозможен. Для России создание интерактивных ферм и городских зон для близкого знакомства «ребят со зверятами» пока еще в новинку, хотя в Европе и Америке уже сложилась культура такого общения, которое служит развлекательным, развивающим и даже, по утверждению психологов, терапевтическим целям.

«Конечно, в наш зоопарк мы соберем давно прирученных и живущих бок о бок с человеком братьев меньших, – поясняет Иван. – Это будут козы, овцы, кролики, морские свинки, пони, а также птицы – куры, гуси, утки, индюки и цесарки. Питомцев будем приобретать у нас же в регионе, в специальных фермерских хозяйствах, занимающихся их разведением. У нас будут представлены в основном молодые особи, детеныши – общение с ними интереснее, веселее и безопаснее для ребенка».

Можно будет не только погладить животных,  но и сфотографироваться, поиграть с ними, покормить под присмотром экскурсовода или специалиста зоопарка.

Своеобразная мини-ферма, устроенная на территории Ботанического сада при ИГУ, станет не только зоной отдыха, но и образовательной площадкой.

«Мы начинаем разрабатывать методические материалы для проведения интерактивных уроков биологии, зоологии, экологии для школьников. Кроме того, контактный зоопарк может стать базой для студенческих практик – сейчас об этом ведутся переговоры со специализированными вузами».

Регистрация необычного зоопарка на удивление не потребовала особых усилий.

Роспотребнадзор и Россельхознадзор на посланные предпринимателем запросы ответили, что разрешение от них не требуется. Однако потребуется постоянный мониторинг со стороны городской ветеринарной службы. В мае, после того как питомцы вселятся в вольеры, необходимо заключить с ветеринарами договор о постоянном сотрудничестве. Специалисты будут регулярно брать анализы у животных и проверять условия их содержания.

Парковый комплекс

Руководство ИГУ отнеслось к идее создания контактного зоопарка с энтузиазмом и выделило для этой цели примерно 20 соток паркового комплекса на условиях некоммерческой аренды.

«Это значит, что мы вложимся только в создание необходимой для содержания животных инфраструктуры. Льготная аренда – серьезное подспорье. Это позволит бизнесу взять хороший старт, – уверен Иван. – Нам пошли навстречу, потому что в университете с пониманием отнеслись к социальной составляющей проекта. Его рассматривают как имиджевый – есть надежда, что необычный зоопарк станет одной из визитных карточек города».

Среди перелесков, аллей и цветников появятся теплые помещения для содержания обитателей зоопарка. К ним будут примыкать вольеры-выгулы, в которые разрешен доступ посетителей. Выгулы смогут вместить в том числе и целые группы школьников, человек тридцать.

«А еще мы планируем построить в парке детскую площадку с современным прорезиненным покрытием, защищающим от травм и ссадин. Здесь дети смогут побегать и порезвиться. Пожалуй, кроме покрытия, все остальные материалы будут более традиционными – постараемся придерживаться экологичного стиля и сделать скамейки, качели, песочницы из дерева.

Финансовая независимость

Контактный зоопарк – инновационный социальный объект, который в перспективе будет самоокупаемым. Основной доход организаторы получат от продажи билетов. Стоимость их будет гибкой, от 70–80 рублей для льготных категорий до 150 рублей для обычного взрослого посетителя.

Предусмотрена также особая система скидок для групп. Для детей до трех лет и ветеранов войны вход бесплатный.

В год, по предварительным подсчетам Ивана, контактный зоопарк смогут посетить около 45 000 человек: «На любом этапе развития бизнеса, но особенно в начале его раскрутки, очень важно динамичное наращивание оборота, – говорит он. – Нужно привлечь людей, и доступность входа играет здесь немаловажную роль. Сейчас, например, полный билет в городскую зоогалерею стоит 250 рублей, и для целой семьи, скажем, из четырех человек поход туда получается довольно накладным».

Планируется обсудить с руководством Ботанического сада также возможность предоставления единого входного билета, чтобы при желании те, кто пришел посмотреть парк и оранжерею, могли посетить также зону, где содержат животных.

Помимо прочего, предприятие будет выручать деньги от разрешений на фото- и видеосъемку, а также от продажи кормов для питомцев зоопарка. Согласно задумке, корма будут расфасованы в пластиковые стаканчики. Это удобно, ведь посетителям ничего не надо нести с собой: родители покупают морковку или пшено, и малыш тут же предлагает угощение кролику или курам.

В дальнейшем на территории зоопарка, возможно, будут «подкармливать» не только зверей, но и гостей, устроив небольшое кафе. Но для этого нужна особая подготовка и разрешение со стороны СЭС. Так что эта идея требует дальнейшего обдумывания и проработки.

По секрету всему свету

Иван Сизых убежден, что одна из ключевых задач в продвижении проекта – выстраивание грамотной маркетинговой кампании. Опыт в этой области у него есть. Некоторое время он занимался организацией культурно-массовых мероприятий общегородского масштаба – спортивных, молодежных, экологических акций и т.д.

«Прежде всего я задействую интернет-ресурсы, – делится своими задумками предприниматель. – Сейчас разрабатывается сайт зоопарка, создаются группы «ВКонтакте» и на «Одноклассниках», где люди смогут оставлять свои отзывы».

Планируется также размещать рекламу на остановках общественного транспорта в так называемой городской афише среди анонсов концертов, выставок и других значимых для города событий общественной жизни.

Многие школы и вузы, а также туристические бюро, организующие экскурсионные программы для детей, Иван планирует ближе к дате открытия зоопарка посетить сам, чтобы лично рассказать о проекте и заинтересовать им тех, кто сможет привозить сюда группы.

На церемонию открытия будут приглашены корреспонденты региональных и федеральных телеканалов, представители печатных СМИ. «У меня сложились добрые отношения с отделом по связям с общественностью администрации города. У них большая партнерская база и обширный опыт поддержки социальных проектов. На их помощь в продвижении своей идеи я тоже очень рассчитываю», – признается Иван.

Администрация и общественная палата города одобрительно отнеслись к созданию контактного зоопарка и охотно оказывают авторам этого начинания консультационную и информационную поддержку. Кроме того, у Фонда «Ботанический сад» есть давние и надежные партнеры, работающие в некоммерческом секторе. Это организации по поддержке инвалидов «Солнечный круг», «Надежда» и ряд других. «Думаю, что у нас сложится взаимовыгодное сотрудничество, – считает Иван Сизых. – Они будут размещать информацию о нас на своих сайтах, а мы, со своей стороны, устраивать специальные мероприятия для людей с ограниченными возможностями и предоставим им льготы.

Я очень благодарен Фонду «Наше будущее» за то, что он поверил в мой проект и предоставил заем на его развитие. Ведь привлечь средства инвесторов на стадии стартапа – дело непростое. Сейчас у нас есть все необходимое, чтобы в обозримом будущем обеспечить стабильную и успешную работу контактного зоопарка. Тогда, возможно, кроме горожан, администрации и Фонда в его полезность поверят и иркутские бизнесмены, на чье инвестиционное участие в перспективе я очень надеюсь».

Автор: Ирина Крейнина

Дата публикации: 30 января 2013

#развитие детей #контактный зоопарк #иван сизых #Новосибирск

 2054   71  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно