Социализация фитнесом
У каждого своя история прихода в социальное предпринимательство, как правило — личная. Когда спрашиваешь об этом Виктора Филимонова, он вспоминает детство. И получается, что иначе он просто не мог. Выбор, перед которым поставила его, обычного тольяттинского подростка, жизнь, был между добром и злом: между нормальной жизнью и тюрьмой. И это не высокие слова, это будничная реальность (вчерашняя и, увы, кое-где и сегодняшняя) уличной субкультуры многих индустриальных городов, столкнувшись с которой, понимаешь: надо что-то делать. И он делает.
Виктор Филимонов — владелец тренажерного зала «Атлант», дважды победитель конкурса «Социальный предприниматель». Главная цель его проекта — «увести детей с улиц», предложив достойную альтернативу бесполезному, с потенциалом криминализации, времяпрепровождению.
Стартовая площадка — лестничная
«Когда мне было 13–14 лет, мы жили в 9-этажном доме, – рассказывает Филимонов. – В нем было три точки, где торговали героином. Когда я выходил на лестничную площадку, там всегда кучковалось 15–20 парней старше меня. Сам же я не попал в эту компанию только благодаря родителям. Они взяли нас с братом под неусыпный контроль. Устроились работать в разные смены: теперь я понимаю, как им было трудно, ведь они практически не виделись друг с другом — зато кто-то был рядом с нами всегда. И мы выросли нормальными людьми».
Виктор стал бухгалтером, устроился работать на завод, активно занимался спортом, создал свой первый тренажерный зал в гараже. А лестничные площадки в окружающих домах оставались все такими же — «точек» меньше не стало. Зато он — взрослый и сильный — больше не нуждался в родительском контроле, пришло желание если не взять ситуацию под свой контроль, то, по крайней мере, попытаться изменить ее. Тут Виктор был не одинок: среди занимавшихся в зале людей — борцов, боксеров — нашлись энтузиасты, которые предлагали идти и «крушить» наркоточки. «Сил бы хватило, – говорит Филимонов, – но результат был бы, скорее всего, нулевым. Нас бы быстро пересажали или поубивали».
Он выбрал свой путь — медленный, но надежный, а главное — законный и добрый. Помните героя книги «Над пропастью во ржи»? Он говорил, что хотел бы лежать на краю пропасти, в поле, где играют маленькие дети. Они, глупые, заигравшись, подбегали бы к краю, а он ловил бы их, не давая упасть. Вот примерно этим и занимается Виктор Филимонов.
Механика проста
О том, как создавался тренажерный зал «Атлант», о его первых шагах наш портал подробно писал в 2012 году, когда Виктор впервые стал победителем конкурса «Социальный предприниматель». Тогда всех поражала невиданно низкая цена: 350 рублей в месяц для школьников. Сегодня она в силу понятных причин выросла и составляет 700 рублей, но все равно остается в разы ниже, чем у конкурентов. А ведь школьников среди посетителей «Атланта» — больше половины!
Проекту — семь лет. Время достаточное для того, чтобы говорить о достижении главной цели — увести подростков от уличной пропасти, не дать стать наркоманами. Филимонов не ведет статистики, но конкретные истории своих воспитанников готов рассказывать бесконечно.
«Один парень два или три раза оставался на второй год, но взялся за ум. Окончил в конце концов колледж, параллельно стажировался в американской компании по программированию. Его взяли туда на работу с зарплатой втрое выше средней в нашем городе. Спустя некоторое время он ушел оттуда — «Я там не развиваюсь». Устроился на более перспективную, где есть возможности роста. Сейчас он специалист высокого уровня». Кто-то перестал валять дурака и устроился на работу, чтобы иметь возможность на собственные деньги покупать спортивное питание. Кто-то бросил пить. Простые вроде бы истории, но именно так и делается это негромкое дело. Ведь «уводить подростков с улицы» — работа штучная.
«Механика самого процесса проста: «Когда человек вовлекается в спорт, улица постепенно его перестает интересовать, он становится другим, облагораживается, – объясняет Филимонов. – Во-первых, спорт приучает к дисциплине — без этого ничего не достичь. Человек начинает следить за всеми аспектами своей жизни — за режимом, питанием, сном. Во-вторых, дурость и злость они выбивают на тренировках, им уже неинтересно ввязываться в какие-то уличные разборки. У них меняется понимание мужественности. В- третьих, они начинают работать — и добиваются успехов, потому что упертые, потому что спортсмены вообще привыкли пахать».
«Теперь я продажник»
Что такое «пахать» сам Филимонов знает прекрасно. Когда зал только открылся, он еще работал на заводе. Выходил из дома в семь утра, возвращался к полуночи. Потом появился второй зал, «приходилось постоянно бегать по организационно-техническим делам». Зал сначала очень быстро начал приносить прибыль, но затем начались проблемы.
Спортсмены не только привыкли пахать, они прекрасно знают, как правильно расходовать ресурсы. Так и Виктор Филимонов в какой-то момент понял, что в системе управления бизнес-процессами «Атланта» что-то надо менять. Накопились проблемы: кредиты, долги. Низкую стоимость услуг он намерен держать любой ценой — иначе зачем это все? Но без стабильного роста продаж сделать это невозможно. В прошлом году он посетил 25 семинаров и тренингов, посвященных маркетингу. «Сегодня я не столько директор, сколько продажник», – говорит он.
Как директор он принял решение закрыть в декабре 2014 года второй зал. Как маркетолог — занялся активными продажами. За счет этого «Атланту» удается держать низкие цены.
Зачем народу машина Смита?
«Закрыв второй зал, мы ничего не потеряли, - говорит Виктор. – Наоборот, в феврале побили абсолютный рекорд — 315 посетителей! А прибыль по сравнению с декабрем 2014-го выросла на 235%».
Сейчас его главная задача — наращивать и улучшать каналы сбыта. Основной метод активных продаж — раскладка листовок по почтовым ящикам. «Задача не просто распихать их по ящикам, – говорит Филимонов, – надо знать, в какие месяцы это делать, с какой частотой, варьировать предложения в зависимости от времени и места».
Второй заем от Фонда «Наше будущее» «Атлант» получил на оснащение зала новым оборудованием. В результате посещаемость должна вырасти как минимум до 350–400 человек в месяц.
Какое оборудование? Это решают сами посетители зала. Когда Филимонов представлял список, он сразу сказал, что, возможно, он будет скорректирован. Сейчас как раз идет опрос клиентов… «Часто мнение людей не совпадает с моим, – признается директор, – многие вещи удивляют. Мужчины мечтают о «машине Смита»*, а мальчишки жаждут заполучить стол для армрестлинга. Будет так, как решат люди — им виднее».
Опыт — для всех
То, что количество залов пришлось сократить вдвое, вовсе не означает, что Филимонов отказался от идеи тиражирования своего бизнеса. «Сейчас мы отрабатываем технологии, «упаковываем» их, – говорит он. – Пока не решили, что выгоднее — вкладываться самим и создавать свою сеть или делать франшизу. В апреле как раз займемся расчетами».
Но пока он тиражирует свой опыт другим способом: охотно делится им с другими. В октябре прошлого года провел вебинар в Лаборатории социального предпринимательства, в марте — семинар в Югре. «Занятие продолжалось восемь часов, – вспоминает он, – это очень мало. Знания по зернышкам надо получать, а я вывалил на людей груду информации. Пошагово расписал, что, как и зачем, постарался научить самому главному — просчитывать все до мелочей».
Открыть зал, убежден Филимонов, очень просто. Сделать его прибыльным — вот сложная задача. Чтобы полностью окупить такое предприятие — со всеми затратами, долгами, нужно 2,5–3 года. Если речь идет только о технических расходах — 6–9 месяцев.
Аренда для «Атланта» — больной вопрос. В месяц платить за помещение площадью 150 кв. метров приходится 40 тысяч. Если бы удалось получить муниципальные площади, вышло бы дешевле, но куда Виктор ни обращался: в ЖЭКи, в полицию, в школы, — никто его предложением не заинтересовался и не поддержал.
«Наверное, я что-то делал неправильно, надо в какие-то другие двери стучаться, – размышляет он. – Сегодня как раз будем созваниваться с юристом Фонда «Наше будущее», они обещали помочь, как помогали уже не раз».
О личном
«Как вы изменились за эти семь лет?» – спрашиваю у Виктора Филимонова. «Повзрослел, наверное, – смеется, – мне было 24, а сейчас уже 31! Если серьезно, то как тренер я стал требовательнее, как бизнесмен — жестче. Более обдуманно принимаю решения, глубже погружаюсь в проблему. Научился расставаться с теми, кто не желает хорошо работать. Как человек?.. Больше времени стал уделять семье. У меня четверо детей: три дочки и годовалый сын. Если только работать, работать и работать, жизнь пройдет и ничего не останется».
* Машина Смита — один из наиболее эффективных тренажеров для прокачки широкой группы мышц.
Автор: Екатерина Савостьянова
Дата публикации: 3 апреля 2017
#истории успеха1861 67