Заем на соцбизнес: как его получить
Малый и средний бизнес сегодня испытывает острый дефицит недорогих и доступных источников финансирования. Несмотря на то, что ставка Центробанка постепенно снижается, проценты коммерческих кредитов в большинстве банков остаются все еще «запретительными». И все же у социальных предпринимателей, реализующих общественно значимые инициативы, есть шанс получить необходимые средства.
Фонд «Наше будущее» уже девятый год распределяет «длинные» беспроцентные займы через Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель». За это время финансовую поддержку получили 150 проектов из 48 регионов России на общую сумму 336,5 миллиона рублей.
Данный конкурс — один из ключевых механизмов поддержки российского социального бизнеса. По словам учредителя Фонда «Наше будущее» Вагита Алекперова, отличительная особенность конкурса в том, что таким образом распределяются не поощрительные гранты, а беспроцентные займы. Это нацеливает предпринимателей на активизацию деятельности и достижение финансовой устойчивости проекта. К тому же заемные средства, которые возвращаются в Фонд, затем — в виде новых займов — идут на поддержку других проектов, то есть осуществляется так называемое возвратное финансирование, а значит, деньги, вложенные учредителем, работают на развитие российского социального предпринимательства многократно.
Заявки на получение займов могут подавать представители малого и среднего бизнеса, некоммерческие организации, включая НКО и благотворительные фонды, а также индивидуальные предприниматели из любого региона России. Среди участников конкурса за годы его проведения уже немало таких, кто получает беспроцентный заём Фонда не впервые.
«Когда подавали заявку в первый раз, не ожидали, что процесс будет настолько прозрачным и логичным. Мне сразу позвонили из Фонда с предложением помощи в оформлении документов, поскольку их заинтересовал наш проект, – вспоминает социальный предприниматель из Калининграда, руководитель компании Observer Роман Аранин. – Поэтому победа далась нам сравнительно легко».
В 2014 году, Observer получил беспроцентный заём в размере 1,5 млн рублей на закупку оборудования для производства уникальных инвалидов-ступенькоходов. С помощью этих денег Аранин запустил производство, а спустя три года открыл 8 центров технического обслуживания в регионах России. А в 2015 году в конкурсе участвовал и победил его проект производства ступенькоходов — уникальных для российского рынка специализированных инвалидных колясок — по контракту с немецкой фабрикой AAT Alber Antriebstechnik GmbH. Российская сборка позволила значительно удешевить модель, а значит, сделать ее доступной для более широкого круга потребителей. Причем выпускают ступенькоходы сами инвалиды.
«Получили уже 5 миллионов. И, несмотря на то, что евро стоил тогда 92 рубля, у нас все получилось. Купили у немцев станки, оборудование и уже почти год производим подъемники для людей с ограниченными возможностями», – делится Роман.
Критерии и ориентиры
Подтвердивший свою социальную значимость и вставший на ноги бизнес может претендовать на 10 млн рублей. На льготный заём до 5 млн рублей вправе рассчитывать действующие предприятия, подающие заявки впервые. Поддержка начинающего бизнеса — на этапе стартапа — ограничивается по понятным причинам 500 тыс. рублей.
При этом условия заимствования предлагаются более чем льготные. При объеме финансирования до 5 млн рублей на возврат кредита отпускается до пяти лет, а если сумма больше — до 10 млн — то и все семь.
Основные требования к конкурсантам таковы: проекты должны реализовываться на территории России, содержать социальную, но при этом финансово устойчивую идею. Залогом этого служит условие, что 20 % средств в бюджет предприятия должен вложить сам заявитель. Важны также инновационный подход к решению социальной проблемы и возможность применения предложенных технологий в других регионах, то есть масштабирование.
«Мы соответствовали всем четырем критериям», – рассказывает руководитель сети художественных студий для детей и взрослых «Семейный центр творческого досуга «Чудеево» Елена Минаева. Ее проекту создания сети очагов досуга, в основном в новостройках за пределами МКАД, как и Observer Аранина удались обе попытки заявить о себе на конкурсе «Социальный предприниматель». Начали с малого: на 350 тыс. рублей кредитных средств, полученных в 2011 году, открыли два дополнительных центра и провели профессиональную рекламную кампанию. Эксперимент оказался удачным, и, отработав систему, Елена в 2014 году подала заявку на второй заём уже на 2,5 млн рублей. В результате сегодня сеть «Чудеево» расширилась до 10 точек и предлагает франшизу тем, кто решится пойти по ее стопам.
Тяжело в учении…
Заявки на конкурс принимаются круглогодично, а с 2011 года — еще и в режиме онлайн на сайте: konkurs.nb-fund.ru. За это время в системе были зарегистрированы почти 11 тысяч пользователей, получено 1326 предложений от претендентов на финансирование.
«Интерес к конкурсу традиционно очень высок, – говорит руководитель дирекции организации конкурсных программ Фонда Татьяна Скорая. – В первые три года существования в онлайн-режиме поступало от 200 до почти 400 заявок в год. Впоследствии — немного меньше. Но при этом растет уровень проработки проектов. Если в 2012–2013 годах мы получали до 50 качественных бизнес-планов на 300 заявок, сейчас их стало заметно больше».
Кроме того, по словам Скорой, на этапе становления конкурса далеко не все проекты соответствовали критериям социального предпринимательства. Сегодня же претендующие на финансирование Фонда более ясно представляют, что они могут предложить для решения проблем общества.
После регистрации в системе заявителю становится доступен личный кабинет. Кроме того, он может рассчитывать на помощь экспертов на всех этапах конкурса — от проработки идеи до составления бизнес-плана. Заявители, запрашивающие до 500 тыс. рублей, за исключением стартап-компаний, по решению конкурсного комитета могут обойтись технико-экономическим обоснованием (ТЭО) проекта.
И, тем не менее, конкурсная комиссия строго подходит к представленным на ее рассмотрение проектам. По словам Елены Минаевой, требования очень высокие, нужен серьезный бизнес-план. Однако лично у нее проблем с этим не возникло — помогло соответствующее образование. «Не знаю, как обстояли дела у других конкурсантов, но уверена, что расчеты, проводимые на стадии подготовки проекта, — очень полезная вещь. В бизнесе, тем более социально направленном, нельзя полагаться на интуицию, иначе устойчивости и рентабельности предприятию не достичь», – уверена она.
Камчатский центр молодежного туризма «Росомаха» дважды участвовал и побеждал в конкурсе «Социальный предприниматель». Полученные в 2011 году от Фонда «Наше будущее» 1,5 млн рублей сроком на пять лет наряду с собственными средствами, государственным грантом и коммерческим кредитом были направлены на строительство специализированной туристской базы в камчатских горах.
«В первый раз благодаря этому конкурсу мы получили не только финансовую поддержку, но и новые знания в области социального предпринимательства, а также ценные знакомства с другими работающими на этом поприще бизнесменами и понимание того, что нас становится больше, – рассказывает руководитель «Росомахи» Александр Мещанкин. – Сама подготовка заявки оказалась очень полезной — методическое обеспечение бизнес-планирования позволяет более подробно рассмотреть свой проект с позиций финансовой устойчивости, прогнозирования социальных показателей деятельности и выработки долгосрочной стратегии». При этом, по его словам, большую роль играют уникальные условия финансирования — безвозмездное пользование возвратными инвестициями. «Вначале даже не верилось, что в нашей стране кто-то еще предоставляет такие займы. Но это далеко не «легкие» деньги, вместе с ними ты берешь на себя, помимо традиционных для бизнеса обязательств и рисков, серьезный груз социальной ответственности», – подчеркивает он.
Советы бывалых
Разумеется, за время проведения конкурса случалось, что поддержанные Фондом проекты закрывались. Однако таких единицы, замечает Татьяна Скорая. «Социальному бизнесу тоже присущи риски, – поясняет она. – Но мы всегда держим руку на пульсе, и наши менеджеры сопровождают проекты, получившие поддержку, ежеквартально анализируют их финансовую отчетность, оказывают консультационную поддержку». Кроме того, по ее словам, Фонд может обратиться к администрации региона с просьбой оказать дополнительную господдержку социальному предпринимателю. Или оповестить его о других возможностях получения средств для развития бизнеса.
Опытные социальные предприниматели в один голос советуют новичкам обязательно участвовать в конкурсе. «Бояться тут нечего, – успокаивает Елена Минаева. – Главное — тщательно проработать бизнес-план, что существенно облегчит реализацию проекта. К любой светлой идее обязательно нужно приложить профессионализм».
«Не стоит подавать заявку на конкурс только в том случае, если вы просто хотите легких денег. А если горите желанием решить какую-то общественную проблему, обязательно участвуйте, – категоричен Роман Аранин. – И даже если у вас будет не все гладко с оформлением документов, в Фонде к этому относятся с пониманием. И при рассмотрении какой-либо действительно свежей идеи, которую можно масштабировать, денежные показатели уйдут на второй план».
Автор: Игорь Калиновский
Дата публикации: 31 мая 2016
#Конкурс "Социальный предприниматель" #истории успеха884 136