Занимательная профориентация
Детские города профессий еще недавно существовали только за границей: австрийский «Минополис», швейцарский «Киндерсити», «Кидзания», имеющая филиалы во многих странах мира, воспринимались как часть той, западной, жизни, но за пять лет ситуация изменилась в корне — и детские игровые города стали настоящим трендом российских мегаполисов. Здесь можно не только хорошо провести время, но и сделать первые подходы к будущей профессии.
Все проекты объединяет общая схема: создание модели небольшого города, в котором «жителями» являются дети от 4 до 14 лет. Ключевая идея — создание альтернативы традиционным современным детским развлечениям, связанным с гаджетами и виртуальными играми, знакомство с практическими навыками различных профессий, адаптация к жизни в современном обществе, формирование активной гражданской позиции (в городах можно участвовать в выборах и бороться за экологию), обучение навыкам работы в команде, начаткам бизнес-мышления и финансовой грамотности.
Города профессий чрезвычайно популярны. В выигрыше и предприниматели, занявшие прежде пустовавшую нишу, и родители, довольные тем, что дети сочетают игру с адаптацией ко взрослой жизни, и дети, получающие в руки «паспорта», «трудовые книжки» и даже «деньги». Есть и другая, совершенно особенная категория гостей: подростки, задумавшиеся о профориентации и пришедшие в город профессий с целью протестировать себя в разных направлениях, выявить на практике свои сильные и слабые стороны, определиться с возможным профессиональным интересом.
С точки зрения возможностей для выбора будущей профессии детские города становятся, по сути, социально-предпринимательскими проектами. Кроме того, каждый подобный проект создает от 300 до 800 новых рабочих мест и дает возможность студентам педагогических вузов проходить весьма эффективную практику.
«КидБург»
На сегодняшний день «КидБург» имеет самую широкую сеть в России: два филиала в Санкт-Петербурге, города профессий в Москве, Ярославле, Ростове-на-Дону и Воронеже. Совместно с проектом «АРТ Личность», специализирующимся на реализации профориентационных программ для подростков, специалисты «КидБурга» разработали программы «Арт-личность для старшеклассников» (рассчитаны на возраст 11–16 лет) по самым перспективным и востребованным специальностям в областях: маркетинг и реклама, информационные технологии, ресторанный и гостиничный бизнес, кино, этнография. Занятия проводятся практикующими в этих областях профессионалами, имеющими опыт работы с детьми.
Время от времени у «кидбуржан» появляется редкая возможность пообщаться со звездами. Не надо удивляться, если среди участников футбольного матча здесь вы встретите Константина Зырянова, Владислава Радимова или Мигеля Данни, а на сцене — артистов мюзикла «Аладдин», исполнительницу главной роли в мюзикле Pola Negri Светлану Вильгельм-Плащевскую или финалистку проекта «Голос. Дети» Евдокию Малевскую. Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Елена Бережная принимала участие в Дне физкультурника «КидБурга». Радиоведущие (радио «Маяк», «Авторадио», «Юмор FM», «Детское радио») регулярно проводят в «КидБурге» мастер-классы, детские писатели делятся секретами мастерства, а актеры сериала «Молодежка» телкокмпании СТС недавно стали героями самой настоящей пресс-конференции, которую провели юные журналисты.
Каждый «взрослый» профессиональный праздник в «КидБурге» отмечается особо: День строителя, День журналиста, День банковского работника — и это также многое говорит о профориентационной составляющей проекта.
Пиар-менеджер «КидБурга» Лора Ливанова отмечает: «С момента открытия первого городка в 2011 году все горожане, достигшие 4 лет, получали паспорт, в котором ставились отметки о полученных профессиях, но с недавнего времени мы ввели трудовую книжку, рассчитанную на разные возраста. Это еще более полезный с точки зрения профориентации документ для детей и родителей. Здесь можно отслеживать карьерный рост ребенка, использовать трудовую книжку в качестве интерактивной рабочей тетради, узнавать много интересного о профессиях. А еще в книжке есть специальная шкала, по которой родители могут определить склонности ребенка к той или иной сфере деятельности».
«Кидзания» (Москва)
«Кидзания» — самый молодой российский город профессий, его открытие произошло в январе 2016 года. Но одновременно «Кидзания» и самый известный детский город в мире — уже существует 21 парк в 18 странах. Первая «Кидзания» появилась в Мексике в 1999 году, сегодня ее филиалы открыты по всему миру: от Мексики до Японии, от России до Чили. Международный паспорт «кидзанийца» действителен во всех парках мира. Московская «Кидзания» — самый большой крытый парк игрового обучения в Европе: его площадь составляет 10 000 кв. метров (это больше футбольного поля!), ежегодно здесь могут принять до миллиона гостей. На официальной церемонии открытия мэр Москвы Сергей Собянин отметил социальную значимость проекта.
Создатели «Кидзании» отмечают, что главная образовательная цель их города (где можно овладеть примерно сотней профессий) — дать детям запоминающийся и положительный опыт получения знаний: здесь непременно нужно делать, пробовать, ошибаться, узнавать и решать. Эти знания по мысли авторов проекта станут для жителя города «системой спутниковой навигации», которая поможет добиваться успеха в жизни.
«Именно здесь, где никто не направляет и не заставляет ребенка что-то делать, он совсем иначе раскрывается, погружаясь в атмосферу каждой профессии и осознавая ее ключевые аспекты и механизмы, – говорит пиар-менеджер «Кидзании» Ксения Корнеева. – В будущем мы запустим систему «Будь кидзанийцем»: все полученные ребенком основы профессий будут записываться в его паспорте «гражданина Кидзании», а родители, получив эту информацию, смогут понять, к чему предрасположен их ребенок».
Мастерславль (Москва)
«Мы хотим, чтобы дети не просто играли во взрослые профессии, а развивались, приобщаясь к ценностям общества, к истории отечества и его культуре», – говорят авторы проекта. И добавляют: «Нам очень важно, чтобы ребенок развивал свою индивидуальность».
Проект «Мастерславль» (единственный из детских городов) изначально пользуется государственной поддержкой Агентства стратегических инициатив, наблюдательный совет которого одобрил проект еще три года назад. «Мастерславль» в качестве пилотного проекта получил поддержку экспертного совета Комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей и Общественной палаты РФ. Экспертизу проекта провел также Институт психолого-педагогических проблем детства.
Сегодня «Мастерславль» — чемпион по числу профессий: их 150, по каждой из которых разработано от 3 до 8 сценариев. Это значит, что даже если ваш ребенок вновь выберет для игры ту же профессию, то повтора, скорее всего, не будет. Проект позиционирует себя как инклюзивный: большинство мастерских доступны для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с ментальной инвалидностью.
Для подростков здесь работают целевые программы: «Повышение финансовой грамотности», «Воспитание налоговой культуры», «Облако НИОКР», программа по развитию переработки отходов. Планируются специальные курсы профориентации, которые будут работать для 15–17-летних школьников.
Авторы «Мастерславля» планируют со временем создать в России сеть тематических парков профессиональной ориентации «Городов мастеров», нацеленных на аудиторию детей старшего возраста. Пока в ближайших планах — открытие петербургского «Мастерславля».
Региональные проекты
Вслед за детскими городами Москвы и Петербурга, стали появляться города профессий и в регионах. Так, в Чебоксарах открылся собственный «ДелоГрад»: первый в Чувашии город профессий имеет небольшую — около 1000 кв. м — площадь, 16 станций, на которых можно обучиться 30 специальностям.
Примерно такие же масштабы у казанского «Кидспейса», располагающего 20 станциями. Краснодарский «Минополис» открылся по франшизе австрийского «Минополиса» — здесь акцент сделан на развивающую среду, разработанную с помощью психологов.
Появившиеся не так давно в России детские города уже продемонстрировали высокий потенциал как центры увлекательной профориентации. И хотя пока верхняя возрастная планка гостей в вышеупомянутых рекреационных центрах, как правило, не превышает 14 лет, стоит надеяться, что вслед за «Кидбургом», где уже действуют программы для старшеклассников, и «Мастерславлем», где они будут запущены в ближайшее время, такие возможности появятся и в других городах.
Автор: Ира Форд
Дата публикации: 6 апреля 2016
#профориентация #социальное предпринимательство1560 133