Школа социального предпринимательства: как найти идею
Одним из самых популярных курсов «Лаборатории социального предпринимательства» является «Онлайн-школа социального предпринимательства», раскрывающая все секреты создания успешного социального предприятия: от «А» до «Я». Для тех, кто не успел принять участия в этом востребованном курсе, портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» начинает публикацию серии материалов, основанных на учебных модулях школы. Один из ведущих тренеров «Школы социального предпринимательства», кандидат политических наук Сергей Пономарев проанализировал опыт успешных социальных предпринимателей и выделил 10 ключевых принципов выбора специализации для тех, кто хочет попробовать себя в социальном бизнесе.
1. Начните с удовольствием
Выбирая идею для создания своего дела, необходимо отталкиваться от собственной мотивации. Человеку легче и приятнее заниматься тем, что ему действительно нравится, чем он увлечен. Превратить свое хобби в бизнес, пожалуй, лучший вариант, ведь тогда вы не будете работать ни одного дня. В противном случае вы рискуете в будущем потерять интерес к своему делу и, как результат, забросить его. Подумайте, к чему вы имеете склонности, чем готовы заниматься с утра до вечера. Если вам нравится работать с детьми, стоит подумать о своем детском центре. Вы любите шить или творить руками — создайте творческую мастерскую. Выберите среди своих хобби потенциально прибыльное и приступайте к реализации своей бизнес-идеи.
2. Оглянитесь вокруг
Чтобы ваше хобби начало приносить прибыль, оно должно быть востребовано другими людьми. Поэтому изучите, какие ниши на рынке еще не заняты. С какими проблемами сталкиваются ваши друзья, близкие, коллеги, какие дискриминируемые группы есть в городе, регионе. Ведь нерешенные социальные проблемы — это возможности для создания социального предприятия. Поговорите с людьми, спросите, что их волнует, беспокоит, каких сервисов им не хватает, сколько они готовы за них платить.
3. Будьте открыты идеям
Все решения и подсказки находятся вокруг нас, надо только их увидеть. Настройте для себя оптику поиска: в какой бы ситуации вы ни оказались, всегда ищите новые перспективные идеи. Идеи приходят отовсюду и первоначально могут показаться странными или даже невозможными. Но так и должно быть. Любое новшество проходит три стадии: «Это невозможно», «В этом что-то есть», «А как же иначе». Не бойтесь революционных решений и смелых идей. Особенно благоприятной почвой для идей являются путешествия: в них человек изначально настроен на новые открытия. В других городах и странах огромное количество идей и практик, которые можно привезти домой.
4. Записывайте свои идеи
Постарайтесь носить с собой небольшой блокнот, или можно использовать приложение в смартфоне для записи своих идей. Также хорошо подойдет диктофон. Исходите из того, чтобы инструмент был всегда под рукой и вам было удобно им пользоваться. Если не фиксировать идеи, они гарантированно забываются. Согласно исследованиям немецкого психолога Германа Эббингауза, который ввел понятие «кривая забывания», в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 10 часов после заучивания в памяти остается около 35% от первоначального объема. Вот почему так важно фиксировать свои мысли.
5. Поиск идей в интернете
В интернете достаточно много площадок, где можно посмотреть идеи для социального предпринимательства. Прежде всего стоит начать с «Банка социальных идей». На сайте представлено огромное количество идей для социальных предпринимателей, а также вы можете разместить на нам идею своего социального предприятия, найти партнеров, инвесторов и т.д. Также стоит посетить «Каталог социального предпринимательства» и познакомиться с действующими проектами. Благодаря каталогу можно связаться с авторами проектов, которые вам понравились. Также много полезной информации по открытию своего дела можно найти на сайте «Лаборатории социального предпринимательства».
6. Посещение тематических площадок
Отличным источником идей для социального предпринимательства служат тематические площадки — конференции, семинары, форумы, выставки, ярмарки, слеты социальных предпринимателей. Фонд «Наше будущее» регулярно проводит такого рода мероприятия по всей стране. Ближайший всероссийский слет социальных предпринимателей состоится 24 ноября в Москве. Также эксперты Фонда готовы выезжать в регионы, проводить обучающие семинары, делиться идеями и знаниями.
7. Не бойтесь конкурентов
Очень часто начинающие социальные предприниматели отказываются от своей идеи, когда узнают, что ее (или похожую идею) уже кто-то реализует. Не стоит этого бояться. Наличие конкурента не приговор, а условие задачи. Мы все с вами ходим в одежде, у всех людей она есть, тем не менее каждый день открываются новые магазины одежды. Даже в очень конкурентной среде можно найти свою нишу, а уж в социальном предпринимательстве — тем более!
8. Изучите рынок
Посмотрите, кто уже работает на рынке. Стоит навестить своих потенциальных конкурентов и задать им вопросы. Можно под видом рядового клиента. Это поможет сформировать представление о том, как развивается ниша. Посмотрите исследования о социальных предпринимателях. Несколько таких материалов можно найти на сайте исследовательской группы ЦИРКОН. Достаточно четко видно, что самой насыщенной нишей является рынок дошкольного образования. Очень активно сейчас развиваются услуги для пожилых. Это значит, что заходя в эти сферы, у вас должно быть какое-то серьезное конкурентное преимущество. Либо можно идти в незанятые ниши с низкой конкуренцией, но тогда придется решать много инфраструктурных вопросов.
9. Рассмотрите франшизу
Наконец, для тех, кто хочет свести риски к минимуму, стоит воспользоваться социальной франшизой. Франчайзинг позволяет избежать ошибок новичку, взять готовую бизнес идею и открыть аналогичный бизнес. Безусловным плюсом такого подхода является жизнеспособность идеи, которая себя доказала на практике. Среди минусов можно назвать ограничения в свободе действий и плату за использования франшизы. Посмотреть каталог социальных франшиз можно здесь, в разделе «Социальные франшизы».
10. Заручитесь поддержкой близких
И последнее: какую бы идею вы ни выбрали, создание социального предприятия — процесс длительный. В нем неизбежно будут подъемы и спады. Трудности являются неотъемлемой частью роста. Очень важно, кто окажется рядом с вами в минуты сомнений. Скажут ли вам: «Бросай все, ты никогда это не вытянешь!» — или вам скажут: «Соберись, вместе мы это преодолеем». Зачастую от этих советов будет зависеть судьба вашего предприятия. Окружайте себя людьми, которые поддерживают ваши начинания.
Автор: Сергей Пономарев
Дата публикации: 10 ноября 2016
#бизнес-совет3671 28