Школа социального предпринимательства: как составить бизнес-план

Серия бизнес-советов от преподавателя «Онлайн-школы социального предпринимательства» Сергея Пономарева, стартовавшая с того, как найти бизнес-идею, добралась до стадии составления бизнес-плана, без которого невозможно представить успешное социальное предприятие.

Что такое бизнес-план? Это задокументированный экономический расчет деятельности предприятия, главный ориентир для руководителя в принятии повседневных управленческих решений. Кроме того, бизнес-план — это то, без чего не обходится ни одна презентация проекта для потенциальных инвесторов или доноров. Бизнес-план, как правило, разрабатывается с перспективой на три года, составляется по определенным правилам, должен быть четко структурирован и содержать конкретные показатели. Одним словом, бизнес-план — это не формальная бумажка, навязываемая банком или финансовыми учреждениями, а точка опоры, которая помогает организовать успешное дело.

Отметим, что грамотный бизнес-план совсем не обязательно сложнейший документ, работа над которым под силу лишь докторам наук. Ведь в первую очередь предприниматель пишет его для себя. Существует масса шаблонов бизнес-планов, но в целом ключевые блоки почти везде одинаковые.

1. Информация о компании

В этом разделе должны быть представлены: наименование, реквизиты, финансовые показатели деятельности, наличие задолженности (для действующих предприятий) и т.д. Это самый формальный и простой раздел бизнес-плана. Если компания имеет давнюю историю, то обычно в данном разделе отражают лишь последние три года ее работы.

2. Идея проекта

Описываем ключевую идею социального предприятия: для решения какой социальной проблемы было создано, срок окупаемости, в чем новизна продукции или услуг, ключевые цели и т.д. При этом цели лучше расписать по нескольким основным направлениям: какую нишу на рынке планируется занять, на какие финансовые показатели выйти, какие производственные мощности задействовать, сколько людей будет трудоустроено, ценовая политика и т.д. Далеко не каждая бизнес-идея может вырасти в полноценный стабильно функционирующий бизнес, поэтому важно расписать детали и показать перспективы.

3. Описание продукта или услуги

Здесь описывается, что предприятие намерено предложить рынку: функциональное назначение продукции или услуги, область применения, конкурентные преимущества, другие характеристики. Важно сделать акцент на тех выгодах, которые продукция (или услуги) несет потенциальным покупателям. При наличии стоит упомянуть имеющиеся патенты и сертификаты. Можно приложить изображения, рекламные проспекты, а при непосредственной встрече с заинтересованными лицами — опытный образец. В этом же разделе можно описать основные группы клиентов и обязательно указать, если продукция рассчитана на социально незащищенные группы.

4. Анализ рынка

В этом разделе необходимо описать состояние дел в отрасли: основных игроков, их сильные и слабые стороны, статистику, текущую динамику рынка и потенциал роста. Цель — убедиться самому и убедить инвестора в существовании рынка для предлагаемой продукции или услуг. Не забывайте про сезонность, а также иные факторы, влияющие на спрос и предложение, наличие административных барьеров. Проанализируйте проблемы, с которыми может столкнуться социальное предприятие, разделив их на два блока: внешние (конкуренция, падение спроса, изменение покупательских предпочтений, рост налогов) и внутренние (дефицит ресурсов, слабая организация работы и др.). В этом же разделе можно описать конкурентные преимущества предприятия по разным аспектам: ассортименту, качеству, уникальности, цене, силе бренда и т.д.

5. Маркетинговый план

Данный раздел отвечает на два вопроса: что будет продаваться и как? В разделе следует указать, каким образом предполагается продвигать новый товар или услугу, как будет проводиться рекламная компания. Необходимо указать планируемый уровень цен, сезонные колебания и попробовать предсказать динамику цен на три — пять лет. Здесь же описывается планируемая система скидок или льгот для социально незащищенных групп. Наконец, каналы сбыта, а также планируемый бюджет на продвижение и рекламу продукции социального предприятия. Бюджет маркетинга обычно расписывается сразу по суммам на конкретные мероприятия в привязке к датам их проведения, чтобы получился календарный план-график на год или два. Если при оценке объемов сбыта не приводятся все мельчайшие подробности, как их планируется достичь, это вызывает недоверие инвестора.

6. Производственный план

Где территориально располагается предприятия, какие площади занимает, в каком состоянии помещение, нужен ли ему ремонт? Соблюдены ли требования пожарной безопасности, санитарные, прочие? Далее описывается технология производства продукта (оказания услуги): используемое оборудование (станки, техника, транспорт), сроки и условия поставки, монтаж и требования к помещениям. Главная задача — доказать потенциальным партнерам, что вы в состоянии реально производить нужное количество товаров в заданные сроки и с требуемыми качественными характеристиками. Расчет делается на 2–3 года вперед, а для крупных предприятий — на 4–5 лет. Нужно произвести расчет амортизации, указать поставщиков сырья и материалов, составить смету основных материальных затрат на производство.

7. Персонал

От того, каких людей вы сможете пригласить в свою команду, зависит успех всего начинания. Подробно опишите штатное расписание — кто будет вовлечен в работу социального предприятия. Какие навыки и опыт требуются для работы? Отразите параметры расчета сдельной оплаты труда и, если планируется, укажите работников, относящихся к социально незащищенным группам населения. Раздел удобно представить в виде таблицы, отражающей должность, количество работников, а также суммы или условия труда.

8. Финансовый план

Финансовый план, без преувеличения, является ключевой и самой масштабной частью бизнес-плана. В данном разделе необходимо указать, каких финансовых результатов вы ожидаете в первые несколько лет развития своего бизнеса. Какой объем продаж вы планируете в натуральном и денежном выражении. Нужно представить план прибыли и убытков по пессимистическому и реальному сценарию. Дать прогноз движения денежных средств. Произвести оценку рисков проекта и возможностей их минимизации. При составлении финансового плана анализируются состояние реального денежного потока, финансовая устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключение определяется точка безубыточности.

9. Организационный план

Здесь рассматриваются вопросы руководства предприятием. Центральным элементом раздела является сводный календарный план, включающий этапы реализации проекта и основные направления расходования средств. Также указываются правовое обеспечение хозяйственной деятельности предприятия и команда проекта, включая распределение основных функциональных обязанностей. Очень важно определить лиц, наделенных правами принимать соответствующие решения по необходимому кругу вопросов на различных этапах и участках работы социального предприятия. Рекомендуется представить организационную схему с указанием места каждого руководителя в организационной иерархии.

10. Социальный раздел

В разделе описывается социальная составляющая: проблема, на решение которой направлен проект, а также потребности вовлеченных социальных групп. Необходимо показать долгосрочные последствия вашей деятельности: как изменится поведение людей в результате того, что они будут пользоваться вашей продукцией или услугами.

Представленная схема составления бизнес-плана является некоей усредненной моделью. При необходимости можно добавлять дополнительные блоки. Чем значительнее предполагаемый объем деятельности, тем больше деталей необходимо учесть. Пишите так, чтобы и вам, и вашим партнерам было понятно и комфортно работать с бизнес-планом.

Автор: Сергей Пономарев

Дата публикации: 13 марта 2017

#бизнес советы #школа соцпредпринимательства

 3541   195  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно