Еда как двигатель прогресса: 10 «вкусных» социальных стартапов

Что лучше: журавль в небе или курица на тарелке? Идеалисты и прагматики ответят на этот вопрос по-разному. Но есть и третья, редкая категория людей, которым удается совмещать приятное с полезным. Это социальные предприниматели. У некоторых из них рождаются чрезвычайно «аппетитные» идеи стартапов, в фокусе которых — продукты и все, что с ними связано. О том, как изменить мир со вкусом, — наш сегодняшний материал.

Говорят, что человечество ножом и вилкой роет себе могилу. Однако социальные предприниматели по мере сил пытаются отучить общество от вредных привычек. Они не просто поддерживают «здоровый» тренд в сфере общепита, но и умудряются поставить банальный кусок бекона на службу высоким идеалам.

Как можно улучшить социальный климат с помощью еды? Об этом знают авторы 10 лучших стартапов, связанных с производством и продажей продуктов.

1. Полезный бутерброд

На первый взгляд, выражение «здоровый фаст-фуд» — оксюморон. Бутерброды и чебуреки, которые мы хватаем на бегу во всевозможных палатках, киосках и передвижных закусочных, редко соответствуют принципу «то, что доктор прописал».

Между тем даже обычный сэндвич может быть полезен, если его «соорудили» из цельнозернового хлеба, отварной курочки и листика свежего салата. Поклонников правильного питания в мире с каждым годом все больше, а значит, перспективы у «органического» фаст-фуда — все масштабнее. Пример тому — закусочная Everytable из Лос-Анджелеса, которая предлагает своим клиентам не только полезные, но и недорогие обеды. Салаты, диетические блюда, свежие соки — весь этот праздник желудка обходится клиенту в каких-то 4 доллара. Девиз Everytable: здоровая еда должна быть доступна каждому

2. Корпорация бабушек

Все мы любим супчик с белыми грибами и клюквенный морс, но вот бродить по чаще, высматривая боровики, или скакать по кочкам на болоте в поисках ягодных россыпей — на это у городских жителей обычно нет ни времени, ни особенного желания.

А вот деревенские бабушки — они как раз виртуозы по части собирательства. Правда им самим лесных даров много-то и не надо. Продать бы излишки, заработать прибавку к пенсии — да где же искать покупателей?

Социальные предприниматели могут помочь старушкам с лукошками, объединив и централизовав их усилия. Тогда корпорация бабушек запустит мощный конвейер «село — город», который будет поставлять в ближайший мегаполис сушеные грибы, замороженные ягоды, целебные травы, соленья, варенья и прочие заготовки.

Социальные предприятия подобного рода успешно функционируют во всем мире. Одно из них — Tropical Wholefoods, поставляющее в Британию сушеные грибы, фрукты и орехи из развивающихся стран. Для крестьян из «третьего мира» это шанс обеспечить себе достойное существование, а для англичан — возможность купить экологически чистые продукты по приемлемым ценам. 

3. Сельские фабрики

Пока одни собирают дары «дикой» природы, другие выращивают и перерабатывают «одомашненные» сельхозкультуры. Ассортимент экологически чистой продукции может быть максимально широким: от овощей и фруктов до сыров, пршута и вина. Главное — чтобы никакой «химии». И еще одна сверхзадача — привлечь к работе как можно больше деревенских жителей, чтобы уменьшить безработицу в провинции.

Такие предприятия в России есть. Один из примеров того — сельская фабрика по производству растительных масел «Василево», о которой наш портал уже рассказывал. Ее продукция быстро завоевала народное признание благодаря высокому качеству и лечебным свойствам. Кроме того, открытие фабрики придало новый импульс развитию сельской глубинки. 

4. Онлайн-супермаркет

Парадокс нашего времени: в то время как жители мегаполисов страдают от нехватки продуктов с приставкой «эко», у фермеров случается «затоваренность». Бывает, что яблоки гниют в садах, а молочные реки текут в канализацию. А все потому, что городские супермаркеты с мелкими хозяйствами не сотрудничают: они ищут партнеров помасштабнее.

В этой ситуации крестьян мог бы выручить виртуальный магазин, связывающий напрямую мелких производителей и покупателей. Такая схема давно работает во всем мире. В Великобритании, к примеру, существует онлайн-служба Farmdrop, которая доставляет свежие деревенские продукты покупателям в течение нескольких часов. Нет посредников — значит, нет накруток. Стало быть, горожанам не приходится переплачивать за домашнюю сметану или яйца. А для фермеров стабильный канал сбыта — прямой путь к процветанию. 

5. Съедобные ложки

Наверное, все помнят эпизод из «Формулы любви», когда Калиостро за обедом собрался съесть вилку, а тетушка Федосья Ивановна всплеснула руками: «Помилуйте, граф! Вы меня как хозяйку позорите!»

Подобным трюком вряд ли кого-нибудь удивишь в Индии: здесь миллионными партиями расходятся съедобные ложки и вилки от фирмы Bakeys. Столовые приборы из рисовой и пшеничной муки со специями — отличная альтернатива одноразовой пластиковой посуде. И вкусно, и экологично.  

6. Обед с доставкой

В гастрономии иногда соус важнее самого блюда. А в социальном предпринимательстве контекст иногда играет более значительную роль, чем сама продукция.

К примеру, когда речь идет о доставке еды на дом, эта идея как таковая оригинальной никому не покажется. Но если добавить, что обеды предназначены для малоподвижных стариков, ситуация приобретет несколько иную окраску. А если к тому же иметь в виду, что в приготовлении еды принимают непосредственное участие аутисты, станет понятно: речь идет о необычном проекте.

Мы уже писали о сербском социальном предприятии «Наш дом», где трудятся молодые люди с ментальными проблемами. Подобный стартап под названием Healthy Hub был запущен и в Англии: благодаря этой инициативе «особенные» пациенты получили возможность работать в кафе, ресторане и магазине, обеспечивая себе таким образом финансовую независимость. 

7. Кухня в стиле фьюжен

Случается, что интегрировать в общество приходится и вполне здоровых людей. Волна мигрантов и гастарбайтеров с Востока стала одним из главных социальных вызовов последних лет.

Обеспечить приезжих работой и снять возможные фобии у местного населения призван проект организации мультинациональных кухонь EthniCity. И хотя родина его — Канада, актуальнее всего подобные стартапы, конечно же, в Европе.

Да и в России лучшим рецептом дружбы народов всегда было межнациональное застолье. Поэтому молекулярная кухня и кулинария в стиле фьюжен из блюд разных стран может стать не просто коммерческим хитом, но и вполне реальной антиксенофобской «скрепой».

8. Сладкие традиции

Чужое уважать — и свое не забывать. Старинные русские рецепты, иногда почти утерянные, возрождаются благодаря отдельным энтузиастам. К примеру, социальный предприниматель из Коломны Наталья Никитина взялась за производство пастилы и даже организовала музей этого лакомства. 

А сколько еще кулинарных раритетов ждут своего часа! Кулага, леваши, медовуха, сбитень — все это сладкое национальное достояние, возможно, вновь появится на российских столах благодаря будущим социальным стартапам.  

9. Кулинарный «техникум»

Бережно сохранить старое и изобрести что-то новое в области гастрономии невозможно без специализированных кулинарных школ. Социальный проект Cooking Rooms успешно функционирует в Северном Йоркшире. Это курсы для детей и взрослых, среди которых немало инвалидов.

Занятия в школе ведут шеф-повара лучших ресторанов, и у студентов есть реальная возможность по окончании учебы получить престижную работу. 

10. Пирожки и котята

Любая точка общепита может стать социальным предприятием, если цель владельцев не просто получать прибыль, но и творить добро. Это может быть ресторан высокой кухни, как, например, гонконгский La Parole, который перечисляет прибыль на лечение детей из бедных семей. А иногда это самое обычное котокафе, которых по миру сотни, если не тысячи.

В каждом из таких заведений большие и маленькие посетители в паузах между чаем с пирожками могут потискать усатых-полосатых мурлык. Для больных детей это не просто удовольствие, а еще и терапия. Для самих же котов (большинство из которых «уличного» происхождения) это шанс обрести хозяев. Кроме того, в выигрыше и приюты для животных: клиенты котокафе, как правило, охотно жертвуют деньги на их содержание. 

***

Социальные проекты, объединенные темой еды, — неисчерпаемый предмет для исследования. Мы предложили вашему вниманию 10 самых интересных идей в этой сфере. Может быть, кого-то из вас это подвигнет на собственный стартап — и в следующий раз уже ваше предприятие попадет в нашу лучшую десятку.

Автор: Татьяна Гуторова

Дата публикации: 5 декабря 2016

#бизнес советы

 2398   12  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно