Фитнес «50+»

Для большинства россиян выход на пенсию сопровождается резким снижением активности: как социальной, так и физической, что, по мнению медиков, ведет к преждевременному старению, сокращению продолжительности жизни и снижению ее качества. Как показывает опыт развитых стран, одно из решений - спортивные занятия, адаптированные для аудитории «третьего возраста». Они не только возвращают физическую форму, но и способствуют социализации пожилых людей. В России проекты в области здорового образа жизни для пенсионеров пока что редки, но оттого еще более перспективны. Что подтверждает пример казанского «Центра спортивного развития «Инновация». Его руководитель Юлия Назарова поделилась опытом стартапа в сфере «серебряной экономики».

При разработке проекта стоит провести своеобразное маркетинговое исследование: оценить потенциал районов города: насколько занята данная ниша, где живет больше людей пенсионного возраста, достаточно ли в округе среднего класса, чтобы проект окупился? Если есть конкуренты? На каких условиях они работают? Стоит лично обойти все фитнес-центры в радиусе километра-двух от предполагаемого месторасположения и ознакомиться с предлагаемыми услугами. Далее, с учетом полученной информации, уточнить концепцию вашего центра и приступать к поиску подходящего помещения.

Фитнес-солидарность

Принцип работы нашего центра таков: бесплатные для пенсионеров утренние и дневные часы окупаются за счет платных вечерних часов, когда идут позаниматься спортом работающие люди. После анализа предложения на рынке подобных услуг, мы определили ту сумму, которая приемлема для среднего класса. На данный момент абонемент вечернего посещения стоит около 1200-1600 рублей - в зависимости от времени и количества занятий. Важно отслеживать изменения на рынке. Если у конкурентов появляются более выгодные предложения, мы смотрим, на чем они экономят и стоит ли пойти тем же путем. Наша задача – всегда быть конкурентоспособными.

Определите целевую аудиторию

У нас – женский фитнес-центр. Этот выбор обусловлен несколькими причинами: во-первых, наше помещение не позволяет иметь две раздевалки: мужскую и женскую, во-вторых, многим женщинам намного комфортнее заниматься спортом в дамском обществе. В третьих, Казань – город с большим количеством женщин-мусульманок, которые не могут посещать фитнес-центры одновременно с мужчинами по принципиальным соображениям. Исходя из всего вышеозначенного, мы решили работать только с женщинами. Кроме того, для мужского фитнеса нужен тренер по силовым упражнениям, а такие специалисты дорого стоят.

Если наши бесплатные занятия посещают исключительно люди пенсионного возраста, то аудитория вечерних, коммерческих секций -  уже совершенно разная: примерно, 20% наших клиентов - женщины до 30 лет, половина - от 30 до 50 лет и 30% - «50+». Многие женщины-пенсионерки, начав с бесплатных занятий, затем пользуются и коммерческими услугами, например, занимаются йогой или пилатесом.

Определитесь с помещением

Размер площади для подобных проектов зависит от их специфики. В нашей студии сейчас три действующих зала: танцевальный, для лечебной физкультуры и тренажерный. Последний оборудован – в том числе – и с учетом особенностей нашей целевой аудитории – в нем есть оборудование для реабилитации и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата и коррекции возрастных изменений у женщин.

Отдавая предпочтение эффективности тренажеров, мы несколько меньше внимания обращали на их внешний вид, поэтому часть из них немного напоминает тренажеры советских времен, но зато они просты в использовании и эффективны.

Оптимизируйте рекламный бюджет

Дорогостоящих промо-кампаний мы себе позволить не можем, поэтому главный ресурс для нас – «сарафанное радио» и работа в соцсетях. Кроме того, мы пользуемся помощью студентов-волонтеров, которые распространяют листовки и клеят объявления (строго в предназначенных для этого местах). Акции по продвижению мы проводим ежемесячно. Со временем стало ясно, что таких простых способов продвижения вполне достаточно. Нам интересна аудитория в первую очередь нашего района, близлежащих кварталов. Мы бы не хотели уходить от изначальной концепции центра шаговой доступности.

Найдите союзников

Как ни странно, одной из главных проблем, с которой мы столкнулись, это… нежелание посещать бесплатные секции. Пожилые казанцы просто отказывались верить, что денег с них никто не возьмет, ожидали какого-то подвоха. Нам пришлось (и до сих пор приходится) тратить  много времени и сил, чтобы убедить, что это действительно бесплатно. Этот формат настолько инновационен, что людям нужно время, чтобы привыкнуть к нему.
Поскольку все еще сохраняется общее недоверие к бизнесу как таковому и далеко не все знают о существовании социального предпринимательства, при запуске подобных проектов стоит изначально наладить сотрудничество либо с местной администрацией, либо с организацией, вызывающей у пенсионеров доверие. Нам, например, очень помогает сотрудничество с Союзом пенсионеров.

Четко продумайте механизм работы

С Союзом пенсионеров у нас заключено соглашение (на безвозмездной основе). Они набирают группы, которые обычно занимаются около года по разработанным нами программам. Занятия проходят два раза в неделю, в каждой группе – около 15 человек. Для того чтобы максимально эффективно использовать бесплатные часы, мы мотивируем на регулярное посещение. Если кто-то длительное время пропускает занятия без уважительной причины, то возможно исключение из группы - за этим следит специальный куратор.

Осторожнее с нагрузками

Я не могу сказать, что участники бесплатных занятий как-то сильно отличаются от той аудитории, которая ходит к нам в вечернее время. Главное - не уходить далеко от рекомендаций, которые выработаны для людей старше 50 лет – это прежде всего касается регулирования нагрузок. Людям «третьего возраста» скорее подходит лечебная физкультура, нежели силовые упражнения.

При работе с пожилыми людьми есть немаловажные юридические нюансы.  Мы заключаем с каждым клиентом договор безвозмездного оказания услуг спортивно-оздоровительных занятий.  Это типовой договор, согласованный с нашим юристом. Клиенты в обязательном порядке приносят результаты флюорографии и справку от терапевта о том, что занятия ЛФК им не противопоказаны. В договоре также прописано, что мы не несем ответственность, если пенсионер пришел на занятия в плохом самочувствии. Кроме того, при подборе персонала мы ориентируемся на тех специалистов, у которых есть медицинское либо сестринское образование и опыт работы с пожилыми людьми. Благодаря таким принципам работы, нет необходимости в привлечении в штат врача. Все наши тренеры имеют соответствующую подготовку и умеют оказывать первую помощь.

В здоровом теле - здоровый дух...

Помимо фактора оздоровления фитнес для пожилых оказывает им существенную психологическую помощь. Наши занятия – это, фактически, альтернатива традиционной лавочке у подъезда. Пенсионеры не только занимаются, но и активно общаются, посещение нашего центра – это возможность дополнительной социализации. На занятиях – теплая, дружеская атмосфера. Это своего рода клуб по интересам. Мы рады, что благодаря нашей работе жизнь нескольких десятков людей старшего поколения стала более здоровой и насыщенной.
 

Записала Анастасия Сухорослова

Дата публикации: 28 июля 2015

#социальное предпринимательство #"серебряная" экономика #казань #услуги для пожилых людей #фитнес

 2519   131  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно