Как анализировать конкурентную среду. 5 советов начинающему предпринимателю

На любом этапе работы бизнеса нужно понимать конкурентную среду. Начинающему предпринимателю – чтобы правильно составить торговое предложение, отстроиться от похожих компаний. Действующему, чтобы скорректировать цену и план развития или начать масштабирование проекта. На что обратить внимание, расскажем в статье.

Для чего использовать данные анализа

Тем, кто задумался о создании своего дела, важно узнать, какие компании уже работают в выбранной сфере. Так можно понять не только степень развития рынка, но и те пробелы, которые упустили конкуренты. Иногда узкие ниши могут стать более успешными, чем те, где потребители получают много предложений.

Результаты анализа можно использовать, чтобы разработать маркетинговую стратегию, план продвижения и эффективную рекламную кампанию, определить товарную и ценовую политику, выделить уникальные характеристики продукта или услуги.

Как искать конкурентов

В первую очередь необходимо изучить аналитику через интернет. Используйте сервисы «Яндекс.Вордстат» или Google Trends, где собрана база запросов пользователей в интернете. Введите название сферы или примерные запросы – так узнаете, что люди ищут в поисковиках по этой теме.

Через Яндекс Метрику изучите статистику релевантных запросов и найдите лидирующие сайты. На SimilarWeb используйте вкладку «Похожие сайты и конкуренты». Платформа покажет сайты, которые пересекаются друг с другом по трафику. Также есть платные сайты Keys.so и SpyWords.

На следующем этапе проведите опрос потенциальных клиентов. Для этого можно использовать бесплатные сервисы: «Яндекс.Взгляд», Google Forms, Testograf, Simpoll. Составьте список вопросов, настройте аудиторию, которая соответствует вашей целевой, и запустите кампанию.

Далее распределите конкурентов на прямых, косвенных и неявных. Прямые предлагают те же услуги или продукт. Например, музыкальные школы для взрослых или центры подготовки детей к школе. Косвенные – схожими способами решают одинаковую задачу. Например, семейное кафе и сеть «Кофе с собой». Неявные, это онлайн-сервисы, которые предлагают разные развивающие программы.

Как использовать стратегию продвижения

Новичку будет проще опираться на опыт успешных конкурентов. Для этого анализируйте позиционирование, визуал и текстовые материалы на всех площадках. Это поможет сформировать свои рубрики, понять, где и какой контент лучше размещать.

Также прочитайте комментарии под публикациями. Если увидите, что какой-то вопрос волнует клиентов, сможете сформировать привлекательное предложение.

Какие критерии для анализа учитывать

Критерии для анализа зависят от целей, которые вы хотите достичь. Например, для нового проекта нужно понять, сколько похожих предложений уже присутствует на рынке. Далее можно создать таблицу сбора данных. По направлению продукт (услуга) изучите продуктовую линейку, цены, акции и скидки, преимущества, локации для продаж. По положению на рынке – число клиентов, обороты, выручку. По маркетингу и коммуникациям – на каких площадках (соцсети, сайт) представлена компания, насколько удобно они оформлены, какие рекламные кампании проводят.

Какие методы использовать

Есть несколько моделей для анализа. Например, SWOT, метод Портера, сравнительный анализ.

При SWOT-анализе в таблице сопоставляют сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Например, к сильным сторонам отнесите ответы на вопросы «По каким причинам чаще всего клиенты выбирают эту компанию (услугу)? Какие достоинства чаще упоминают в отзывах?». К слабым сторонам: «По каким причинам чаще не выбирают компанию (услугу)? О каких недостатках пишут отзывы?» Возможности, это «Какие тренды выделяют в данной сфере? Что говорят исследования о спросе на продукцию или услуги?» Среди угроз могут быть: «Какие законы могут принять и как они могут повлиять на продукт? Могут ли появиться новые сильные конкуренты?»

Концепция Майкла Портера, это исследование состояния бизнеса и конкурентов по пяти направлениям: поставщики, конкуренты, новые игроки, покупатели, продукты-заменители.

Самый простой из предложенных, метод сравнительного анализа конкурентов. Для него нужны только ваши критерии и список конкурентов на рынке. Заносить их можно в любую таблицу.

Автор: Юлия Кожева

Дата публикации: 5 сентября 2023

#советы #продвижение бизнеса

 895   2  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно