Каким быть социальному предпринимательству в России?
Под Санкт-Петербургом 25-28 июля 2013г. прошла международная Летняя школа «Социальное предпринимательство и социальные инновации», организованная Центром социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ в сотрудничестве с Лабораторией корпоративных инновационных систем (филиал НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге).
Школа была проведена при поддержке Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», приезд нескольких иностранных экспертов частично финансировал Фонд академического развития филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
В Школу приехали как студенты, так и более зрелые молодые люди из различных регионов России – Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Петрозаводска, Москвы и др. Основным условием участия было наличие у кандидатов социальных инициативных проектов и желание их усовершенствовать в рамках социального предпринимательства, либо предложить инновационные решения, отвечающие тем или иным социальным нуждам. Темы проектов были разнообразными: создание платформы вакансий волонтерских организаций, формирование экологической культуры у взрослых и детей, развитие эффективного международного сотрудничества между социальными предпринимателями Балтийского региона, создание сети круглосуточных библиотек, инклюзивный детский сад и др . В ходе занятий, консультаций и живого общения с российскими и зарубежными экспертами участники смогли усовершенствовать исходные проекты, а по итогам работы - защитить свои проекты перед представительной комиссией. Школа приняла 35 слушателей и более 15 экспертов, часть из которых приезжала волонтерами на отдельные дни, а часть находилась в ней постоянно.
Состав экспертов Летней школы был разнообразным и представительным. Среди известных международных специалистов - эксперты в области предпринимательства из Школы менеджмента Университета Шеффилда (University of Sheffield School of management, UK): зам.директора департамента по исследовательскому обмену в области социальных наук Тим Ворлей (Tim Vorley) и доцент Ник Уильямс (Nick Williams); зам.руководителя лаборатории социального бизнеса Университета Флоренции Энрико Тести (Enrico Testi, University of Florence, Italy), профессор Университета Межу и член совета директоров Японского Форума бизнеса и общества Масао Сэки (Masao Seki, Meiji University, Japan, Japan Forum of Business and Society, JFBS), со-руководитель некоммерческой организации «Меццокредит» из Франции Антуан Мишон (Antoine Michon, Mezzocredit Conseil et Formation, France). В ходе работы школы удалось организовать видеомост с известным индийским и международным социальным предпринимателем, номинантом Всемирной организации поддержки социальных предпринимателей «Ашока» Хилми Кураиши (Hilmi Quraishi, ZMQ, India, Ashoka Fellow), который является автором ряда социальных проектов, основанных на использовании мобильных устройств, в том числе и для молодежи. Российских социальных предпринимателей на Школе представляли Евгений Рапопорт - основатель и руководитель проекта «Авоська дарит надежду», а также Юлия Титова – основатель первого российского благотворительного магазина «Спасибо», которая была одновременно и экспертом, и слушателем.
Лекции и мастер-классы наряду с названными иностранными экспертами проводили российские специалисты, в частности, из московской Вышки: директор ЦСП и руководитель Летней школы Александра Московская, начальник Управления развития международной деятельности Марина Баталина, доцент кафедры экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях Тамара Нежина. Почти бессменным ведущим, стала Светлана Богуславская, координатор Школы в Санкт-Петербурге, доцент и внештатный сотрудник ЛИКИС. Принимающую сторону от Питера представляла Елена Рогова, руководитель ЛИКИС и заведующая Кафедрой финансовых рынков и финансового менеджмента Санкт-Петербургского филиала ВШЭ. Сотрудники лаборатории внесли в работу школы творческие элементы, отработанные в ходе Зимней школы по инновационному предпринимательству в 2011 году.
Несмотря на то, что «костяк» школы составляли студенты, все участники школы - и студенты, и начинающие социальные предприниматели, работали вместе. Большинство экспертов проводили интерактивные мастер-классы с акцентом на взаимодействие в группах и практический результат. Изюминкой Школы стали индивидуальные консультации слушателей по выбранному ими списку консультантов. Таким образом, каждый проект прошел обкатку у 5-6 экспертов. Это позволило не только на месте улучшить проекты, защита которых проходила в последний день, но и уехать с «домашним заданием» для самих себя и новыми планами на будущее.
Судя по первым откликам, школа произвела сильное впечатление на участников, положительные отзывы и благодарность мы получили не только лично в ходе работы школы, но и в социальных сетях по ее завершении.
Замечания участников относились, в основном, к напряженному режиму школы – ни у организаторов, ни у участников практически не оставалось свободного времени. Его приходилось по максимуму использовать для доработки проектов, обсуждения с экспертами и коллегами. Некоторые участники из-за этого даже отказались от поездки на ночную экскурсию по Питеру. На будущее следует планировать проведение Летней школы в расчете, как минимум, на 4 полных дня, без учета приезда и отъезда, поскольку тим-билдинг и продуктивное «переваривание» новых знаний и критических замечаний требует времени.
Заявки с проектами и желанием участвовать в Летней школе пришли не только из России, но также из Украины, Белоруссии, Латвии и Эстонии, причем, это были хорошие социальные проекты. К сожалению, этим кандидатам, как и некоторым потенциальным участникам из России (Волгоград, Дагестан) не удалось вовремя решить организационные проблемы, чтобы приехать. В этом году многое организаторами делалось впервые, сам формат выездной Летней школы по социальному предпринимательству проходил обкатку, поэтому мы не анонсировали ее достаточно широко.
Хотелось бы в будущем в большей степени учесть этот интерес. В Центр социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ в Москве регулярно обращаются коллеги и социальные предприниматели из других стран бывшего Союза, чаще всего Прибалтики и Украины, с просьбой предложить формат консультаций и обучения, это могут быть не только выездные школы, но и дистанционные курсы.
«Мы благодарны Фонду «Наше будущее», который в итоге оказал нам поддержку и принял концепцию школы. В то же время мы видим, что спрос на изучение социального предпринимательства, на тренинг и консультации в области социальных инноваций со стороны потенциальных слушателей - учащейся молодежи и предпринимателей-практиков, становится все выше, тогда как предложение поддержки со стороны бизнеса и других российских негосударственных структур растет очень медленно. Это сдерживает наши возможности распространять уже имеющиеся результаты исследований в России для разной аудитории, и разворачивает нас в сторону международного сотрудничества. Последнее очень полезно, но не должно быть самоцелью, международное сотрудничество экспертов должно работать на российские результаты. Думаю, одним из барьеров остается недостаточная информированность российского бизнеса об успехах социального предпринимательства и социального инвестирования в развитых странах, отсутствие у многих представителей бизнеса воображения, позволяющего увидеть связь между социальным предпринимательством и улучшением предпринимательской среды, социальным предпринимательством и профессиональной ответственностью в социальной сфере, между социальными инновациями и инновационным мышлением населения, стимулирующим технологическое обновление в разных отраслях экономики», - считает Александра Московская, руководитель школы.
«Данная Летняя школа является свидетельством массового зарождения социального предпринимательства в России», - считает социальный предприниматель Евгений Рапопорт, один из экспертов школы. – «Каким оно будет - покажет самое ближайшее время».
Об авторе текста и фото:
Ольга Пешкова, в.н.с. Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ.
Автор: Ольга Пешкова
Дата публикации: 7 августа 2013
#летняя школа #социальные инновации #ниу вшэ #фонд наше будущее1451 148