Вложиться по полной!

Новый модный термин «инвестиции влияния» многим до сих пор не знаком. В том, что это такое, поможет разобраться Катрин Кларк, профессор бизнес-школы Фукуа и сотрудник Центра продвижения социального предпринимательства при частном исследовательском Университете Дьюка (город Дарем, Северная Каролина, США).

Что такое инвестиции влияния?

Инвестиции влияния – вложение средств с намерением достигнуть в равной степени коммерческой отдачи и позитивного социального воздействия. Термин новый, но сама практика существует на протяжении десятилетий. Данная стратегия охватывает широкий спектр предпринимательской деятельности от микрофинансирования до финансирования местных сообществ, вкладов в развитие источников возобновляемой энергии, финансирования образования, здравоохранения и даже событий международного уровня.

Круг инвесторов влияния очень широк. Среди них знаменитые частные фонды (Фонд Билла и Мелинды Гейтс, Фонд Рокфеллера, Фонд Келлогга, известного производителя сухих завтраков и продуктов быстрого питания), банки, например Deutsche Bank, JP Morgan, Morgan Stanley, государственные структуры, в частности USAID, и множество частных инвесторов по всему миру. Программа бизнес-школы Фукуа «Инициатива в сфере инвестиций влияния» – это первый в своем роде документ, разработанный бизнес-школой в соавторстве с международными партнерами и направленный на развитие сектора.

Существует два понятия – «социально ответственное инвестирование» и «инвестиции влияния». Разница между ними заключается в том, что решение о поддержке того или иного социального проекта принимает либо большой круг людей, либо один владелец компании. Социально ответственным инвестированием называют инвестиции открытой акционерной компании, где каждый, кто имеет акции в данной компании, может проголосовать за или против поддержки какого-либо социального проекта, – и это затягивает процесс. Инвестиции влияния обычно подразумевают инвестиции в социальный проект частной компании или некоммерческой организации. Такие венчурные организации более гибки и быстрее принимают решения и, как следствие, уделяют больше внимания социальным проблемам как таковым, а не организационным вопросам. Они более привлекательны в равной степени для потенциальных сотрудников и инвесторов.

Инвестиции влияния в действии

Примеров организаций – инвесторов влияния так же много, как социальных компаний, осуществляющих прямые инвестиции, и инвестиционных фондов, которые оказывают социальное воздействие на решение той или иной проблемы. Позвольте рассказать о двух фондах, чья деятельность мне наиболее симпатична.

SJF Ventures – фонд, расположенный в Дареме, начинал свою деятельность как институт финансового развития общественных организаций и инвестировал в компании, создающие рабочие места в экономически неблагополучных районах города. Кроме того, SJF занимался вопросами окружающей среды. Сегодня фонд осуществляет прямые инвестиции в быстро развивающиеся компании, оказывающие положительное воздействие на общество. Фонд демонстрирует высший показатель по уровню доходов среди аналогичных организаций. Инвестиции  SJF Ventures в 34 компании помогли создать 6400 рабочих мест, 65 % этих организаций расположены в зонах проживания людей со средним и низким достатком.

Calvert Foundation – организация совершенно иного типа. Это некоммерческий фонд, выдающий ссуды по низкой кредитной ставке предприятиям и другим фондам по всему свету. За все время работы держатели векселей фонда не потеряли ни единого доллара и даже сумели добиться небольшого финансового роста. Стать инвестором CF можно начиная с суммы 20 долларов. При этом организация оказывает значительное влияние на развитие местных сообществ, занимается решением вопроса о доступности жилья, поддерживает микро- и соцпредприятия, а также компании, работающие на принципах честной торговли.

Таких инвесторов влияния в мире сегодня насчитывается сотни, и они поддерживают десятки тысяч предпринимателей. Существует множество компаний, торгующих товарами общего пользования, финансируемых инвесторами влияния: Stonyfield Farms (органический йогурт), Zipcar (прокат автомобилей), Honest Tea (поставщики холодного чай), и RecycleBank (сбор вторсырья со скидкой). Список можно продолжить международными примерами: Grameen Bank (пионер микрофинансирования), Husk Power Systems (электрификация сельских регионов), A to Z Textile Mills (антималярийные противомоскитные сетки), Liberty and Justice (полностью женское производственное предприятие) и LifeSpring (доступные госпитали для матерей). Если хотите узнать другие примеры, пробегитесь по списку B-корпораций, членов ANDE и Фонда Acumen.

Как это работает?

Программа бизнес-школы Фукуа «Инициатива в сфере инвестиций влияния» является частью исследовательской работы, проводимой совместно с InSight at Pacific Community Ventures  и ImpactAssets. Были опрошены десятки инвесторов и представителей компаний, осуществляющих инвестиции влияния. Что нового удалось узнать о том, как это работает?

Исследования были частью проекта  Impact Investor («Инвестор влияния»). Мы выяснили, что сама концепция  инвестиций влияния очень сильная, но на уровне практики возникают разногласия, это прежде всего касается способов получения доходов, достижения сбалансированной внутренней политики предприятия – как приносить пользу социуму и при этом зарабатывать? Рынок инвестиций влияния пока далек от рационализации, а без стабильных доходов он слаб и хрупок. Если вас интересуют льготы и доход от низкой рыночной стоимости, вы упустите множество интересных проектов. С другой стороны, осуществляя инвестиции по рыночной ставке и выше, вы теряете возможность расширить собственные сферы влияния. Сегодня 2-3 % доходов – это уже хорошо.

Как быстро растет рынок?

Только в 2011 году было создано 60 фондов, делающих инвестиций влияния. Это серьезный скачок по сравнению с предыдущими годами. Сохранится ли эта динамика?

По прогнозам, сделанным в 2011 году финансовым институтом JP Morgan, емкость рынка инвестиций влияния вырастет в течение десяти лет с 400 миллиардов до 1 триллиона долларов. По оценкам Global Impact Investing Network, за один только 2011 год было инвестировано свыше 4 миллиардов. Тем не менее утверждать, что все новые фонды такого типа окажутся успешными, было бы безрассудством. Это трудоемкий процесс.

Я надеюсь, что в течение 5-10 лет нам удастся определить те сегменты рынка, где показатели социального воздействия и финансового дохода будут легко предсказуемы. В рамках нашей программы мы будем поддерживать эту модель развития. Тогда, по мнению нашего советника из  Calvert Foundation Лизы Холл, любой сможет стать инвестором влияния, вносящим вклад в социальное развитие, и быть уверенным в получении прибыли. Кто бы от такого отказался?

 

Перевод Григория Лобжанидзе
Источник: Бизнес-школа Фукуа

                                                                                                                                                       
 

Дата публикации: 14 февраля 2013

#инвестиции влияния

 1476   166  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно