Юлия Богушевская: Как распознать франчайзера-мошенника
С каждым годом в России набирает все большую популярность такая бизнес-модель как франшиза. И это закономерно. В двух случаях из трех начинающим предпринимателям проще вложиться в проект уже подтвердивший свою успешность и жизнеспособность, чем в который раз изобретать велосипед. Главное в этой ситуации — выбрать «правильную» франшизу и не нарваться на мошенников или просто недобросовестных франчайзеров. Как это сделать, рассказывает генеральный директор ООО «Франчайзинг-Интеллект», представитель Российской ассоциации франчайзинга в Пермском крае и Кировской области Юлия Богушевская.
Юлия Викторовна, для человека, далекого от бизнеса «недобросовестный франчайзер» — немного оксюморон, ведь принято считать, что франшиза — бизнес успешный по определению и именно его успешность и надежность стала предпосылкой создания франшизы. Выходит, это не всегда так?
Это ДОЛЖНО быть так. И так бывает в 90% случаев реализации качественного и цивилизованного франчайзингового проекта. К большому сожалению, у российского франчайзинга — свой стихийный путь развития. Очевидно, имеет место и менталитет значительного количества российских предпринимателей — заработать быстро, здесь и сейчас, не выстраивая серьезной долгосрочной стратегии. Оксюморон? Да, пожалуй, что нет. При этом нельзя сказать, что это сугубо российское «изобретение». Недобросовестные франчайзеры наблюдались и в других странах, но там реагировали на эти явления скоро и качественно. Такие соблазны «от лукавого» быстро пресекались, и в ответ государство и предпринимательское сообщество внедряли меры, помогающие избегать недобросовестности сторон франчайзингового договора. Итогом этой работы становились соответствующие статьи в законодательстве этих стран. В нашей стране пока, увы, специального законодательства по франчайзингу нет.
В чем именно может состоять недобросовестность франчайзера? Есть ли типичные примеры?
Я могла бы привести следующие примеры недобросовестности:
1. Проект еще не зарекомендовал себя как успешный и эффективный, но предлагается именно как такая франшиза.
2. Недостаточно подробно описаны бизнес-процессы, небрежно сделаны экономические расчеты, не проработана юридическая конструкция взаимоотношений франчайзер/франчайзи.
3. Экономические расчеты есть, но не пересчитываются каждый раз в зависимости от реальных цен в регионе присутствия франчайзи. А такие экономические расчеты — «средняя температура больного по палате» — не дают возможность оценить финансовую нагрузку.
4. Не разработана система поддержки франчайзи на долгосрочную перспективу.
5. Проект не развивается, т.е. не вносятся изменения в бизнес-процессы, документацию франшизы, продиктованные жизнедеятельностью бизнеса или экономической ситуацией в регионе или стране.
6. У франчайзера нет реальных планов строить серьезную франчайзинговую сеть, он намерен собрать побольше паушального взноса и уйти с рынка. Это, конечно, уже откровенное мошенничество. Но опять, увы, трудно доказуемо и наказуемо.
Каков процент «плохих франшиз» на рынке? Насколько велик риск столкнуться с подобным?
Риск столкнуться с недобросовестностью франчайзера при выборе франшизы очень велик. Оценивая количество лжефраншиз, эксперты франчайзинга называют цифру от 40 до 50% всех франшиз, имеющих распространение в России. «Лжефранчайзеры» ловко маскируют такой продукт на порталах среди вполне успешных и зарекомендованных франчайзинговых проектов. У новичка в бизнесе может возникнуть иллюзия, что он пользуется надежным источником информации, где все проекты качественные и эффективные, — и в итоге он может обмануться! Мне известно столько таких печальных случаев, что иногда говорю — знаю кладбище разбитых надежд и закопанных денег.
«Плохие франшизы» — это, как правило, следствие некомпетентности, незрелости франчайзера или его преступный умысел? Создаются ли такие проекты сознательно, с мошенническими целями?
Есть ситуации, когда на рынок выходят обыкновенные мошенники (это могут быть как разработчики франшиз, так и лжефранчайзеры). Случается, что франчайзер в силу незрелости и недостаточной компетентности без преступного умысла выходит на рынок с франшизой, такой же незрелой, как он сам. Просто ему встретилась компания, гордо именующая себя опытным разработчиком франшиз, но специалисты путаются даже в терминологии.
Я знаю компании, которые имеют в штате 15–20 специалистов в возрасте 18–20 лет, зарегистрированы 1–2 года назад и позиционируют себя как великих разработчиков. И, действительно, к ним обращаются люди, получают стандартную книжку в 150 листов, называемую «Франучебник», написанную для всех бизнесов одинаково, и полагают, что сделана франшиза, которую можно продавать. Продают, вводя в заблуждение франчайзи. Цепочка неудач выстроена.
Такие случаи приводят к разочарованию франчайзи, потере денег и надежд, губительно сказываются на репутации франчайзинга как успешной и мало рисковой технологии ведения бизнеса.
Также на рынке, к сожалению, довольно много недобросовестных франчайзеров, которые и не думают о создании и сопровождении сети, просто продают франшизу с целью сбора паушального взноса, передавая франчайзи никому не нужную документацию о якобы успешном бизнесе. Их не трудно выявить, есть ряд признаков, которые как лакмусовая бумажка выявляют лжефраншизу.
Какие это признаки? Что за лакмусовая бумажка?
Здесь нужно оценивать достаточно много факторов, это предмет, наверное, отдельного большого разговора о деловой этике франчайзера. Если коротко, необходимо проанализировать следующее:
• Наличие сайта франчайзера, его наполняемость, актуальность, информативность.
• Требовательность франчайзера к соискателю франшизы (если низкая или нулевая — включайте стоп-сигнал!).
• Наличие или отсутствие информации о действующих франчайзи, их «явки-пароли».
• Плохие отзывы действующих франчайзи.
• Наличие и величина паушального взноса и роялти и описание услуг по сопровождению ведения бизнеса (система поддержки франчайзи) со стороны франчайзера.
• Участие франчайзера в публичных тематических мероприятиях (конференциях, форумах, выставках…).
• Членство в Российской ассоциации франчайзинга.
• Присутствие франчайзера в различных отраслевых рейтингах.
Существует ли статистика, показывающая, в какой сфере, в каких странах больше всего «плохих франшиз», где выше всего риски? Кто из франчайзи рискует больше остальных?
Сложно проанализировать франчайзинговые рынки других стран. В нашей стране, к большому сожалению, не ведется официальная статистика франчайзинговых проектов в целом, есть экспертные мнения и экспертная оценка. Наибольшее количество «плохих» франшиз эксперты отмечают в самых высоко маржинальных видах бизнеса (общепит, услуги для населения).
Если брать такую нишу, как социальная франшиза, то, на ваш взгляд, риски в ней выше или ниже, чем в классическом бизнесе? Почему?
Пока социальный франчайзинг такой печальной статистики распространения лжефраншиз не имеет. Я считаю, что риски в социальном франчайзинге ниже, чем в классическом бизнесе.
Социальные франчайзеры — это предприниматели с особым складом ума и души. Я называю этот бизнес «хрустальным» — настолько обычно там все должно быть чисто и честно. Социальные франчайзеры точно не имеют умыслов быстро, сегодня и здесь собрать деньги и пропасть! Они реально передают свой успешный опыт и благородную миссию другим предпринимателям, делая наш мир лучше и добрее. На мой взгляд, именно социальный франчайзинг сегодня может решить огромное количество социальных проблем в регионах, при этом еще и совершать революции в мировоззрении людей. Я рассматриваю социальный франчайзинг не только как явление предпринимательской деятельности, но и как явление становления и укрепления гражданского общества. Это, правда, совершенно другой вход (иная когорта предпринимателей) и другой выход (не только финансовый результат, но и социальный эффект).
На что нужно обратить в первую очередь внимание, если вы решили приобрести франшизу?
Основные моменты сводятся к следующему.
• Длительность присутствия франчайзера на рынке.
• Количество его собственных и франчайзинговых предприятий.
• Темпы роста франчайзинговой сети (сколько ежегодно появляется новых франчайзи, сколько закрывает свой бизнес).
• Отзывы действующих франчайзи.
• Развитие самого проекта (что нового появляется в этом бизнесе).
• Насколько перспективен этот бизнес, позитивен и открыт сам франчайзер.
Что делать, если вы все-таки связались с недобросовестным франчайзером? Можно ли аннулировать франшизу и вернуть затраты? Каким образом?
Случается такая беда. Сложно вернуть потраченные деньги, нет такой устоявшейся российской практики.
Кто может наказать недобросовестного франчайзера? Какие меры воздействия здесь существуют в нашей стране?
Лучше, конечно, предотвратить неприятность, чем потом пытаться ликвидировать последствия «малой кровью». Наказать может суд, если получится доказать недобросовестность, злой умысел или мошенничество франчайзера. Но я советую все делать по канонам здравого смысла и деловой этики:
• Выбирать «правильного» партнера-франчайзера, качественную франшизу.
• Пользоваться консалтингом опытных экспертов. И это, зачастую, можно получать бесплатно — есть госпрограммы поддержки малого и среднего бизнеса, когда консультации оплачивает государство, а предприниматели получают их в нужной для них сфере.
• Заключать юридически грамотные договоры, не подставляться под излишние требования.
• Защищать свои права путем регистрации сделки в Роспатенте.
• Исполнять все свои обязательства по договору франчайзинга.
• С уважением относиться к интеллектуальной собственности, ноу-хау и секретам производства франчайзера, проявлять деловую осмотрительность и не разглашать коммерческие секреты бизнеса.
Автор: Мария Кригер
Дата публикации: 14 сентября 2016
1852 70