Дайджест. Май 2013
Плох тот благотворительный фонд, который не мечтает стать СП, свидетельствуют последние исследования британских социологов, жители Парагвая играют музыку свалок, немецкий профессор придумал, как победить проблему старения, а в Сан-Франциско бездомные скоро будут мыться прямо в автобусах. Об этих и других новостях социального предпринимательства – в нашем майском дайджесте.
Social Earth
Парагвай, 16.05.2013
Поселок Катеура недалеко от парагвайской столицы Асунсьон построен, по сути, на свалке: ежедневно на полигон, вплотную прилегающий к населенному пункту, поступает порядка полутора тысяч тонн твердых бытовых отходов. Большинство местных жителей (всего в поселке проживают около 2500 семей) заняты на работах по сортировке мусора. Как и во всех бедных районах страны, здесь царят наркомания и преступность, дети живут по законам мусорной свалки, половина из них помогают родителям на полигоне и не посещают школу.
Изменить эту ситуацию и дать хотя бы части детей шанс на лучшее будущее взялся социальный работник поселка, учитель музыки Фабио Чавес. Именно музыка, по мысли Фабио, способна помочь детям отвлечься от непосильного труда на свалке. Под руководством преподавателя подростки из малообеспеченных семей начали заниматься классической музыкой, исполняя ее на самодельных музыкальных инструментах.
Первое время Чавесу приходилось проявлять завидное терпение: поначалу ни потенциальные ученики, ни их родители не имели даже приблизительного представления о том, что такое классическая музыка и музыкальное образование. Однако упорство энтузиаста оправдалось, и вскоре количество детей, готовых заниматься в группе Фабио, превысило количество музыкальных инструментов, имевшихся в его распоряжении. Тогда Чавес решил изготовить недостающие инструменты из подручного материала. То есть из мусора.
Так возникли, возможно, самые необычные музыкальные инструменты, когда-либо появлявшиеся на свет. В оркестре Чавеса можно увидеть струнные, корпус, колки и другие части которых воссозданы из предметов, найденных преподавателем и его учениками на свалке. Так, собственную виолончель, которая уже успела прославиться на весь город, Фабио сделал из жестяного бидона.
Сегодня оркестр Landfill Harmonic известен далеко за пределами своего родного мусорного городка. Юные оркестранты успели побывать с выступлениями в Рио-де-Жанейро, Панаме и Колумбии. В ближайшее время запланированы гастроли по Аргентине, США, Канаде, Палестине, Норвегии и Японии. Всего Фабио Чавес обучил музыке 120 детей, а сам оркестр насчитывает 25 музыкантов. В Интернете уже появился трейлер документального фильма, снимавшегося с самого появления ансамбля. Посмотреть ролик можно, перейдя по ссылке.
BBC
Великобритания – Германия, 15.05.2013
Старение населения является одной из важнейших проблем современного мира. По мере повышения уровня здравоохранения растет продолжительность жизни и на трудоспособное население ложится все более обязанностей по уходу за пожилыми людьми.
Профессор Хайнц Вольф, известный также как теле- и радиоведущий, предложил для решения этой проблемы схему Care4Care. Согласно задумке известного ученого, люди, ухаживающие за пожилыми сегодня, могут сами в будущем рассчитывать на помощь со стороны других волонтеров. Программа Care4Care включает в себя сопровождение на прогулках, приготовление пищи и походы в магазин. Ученый выразил надежду, что к реализации проекта удастся привлечь свыше одного миллиона добровольцев.
По оценкам экспертов, в обозримой перспективе проблема старения проявится в сферах экономического роста, сбережений и инвестиций, рынка занятости, программ пенсионного обеспечения, здравоохранения, долгосрочного обслуживания и т.д. В настоящее время подавляющее большинство населения мира в непроизводительном возрасте составляет молодежь. В будущем соотношение между молодежью и престарелыми людьми несколько выровняется, замечают специалисты.
Ashoka
Пакистан, 17.05.2013
На страницах сайта организации Ashoka вспоминают социального предпринимателя Абдула Вахида Хана.
Глава гражданской общественной организации Bright Educational Society Абдул Вахид был застрелен на пороге основанной им школы Naunehal Public School, расположенной в окрестностях города Карачи. Вахид был убит на глазах у дочери и старшего брата, также пострадавших при нападении.
Абдул Вахид стал стипендиатом Ashoka в 2004 году. Фондом была отмечена его образовательная программа, ориентированная на обеспечение доступа к начальному и среднему образованию для детей из неблагополучных районов. Будучи выпускником высшей школы и духовной семинарии медресе, предприниматель стремился расширять и изменять учебные стандарты, существующие в арабском мире. В рамках программы Bright Educational Society в учебных заведениях внедрялись новые дисциплины и способы преподавания. В частности, благодаря проекту Абдула Вахида многие пакистанские дети получили возможность изучать математику, информатику и язык урду.
Причиной убийства Абдула Вахида стала, без сомнения, его просветительская деятельность, вызывавшая негодование представителей исламского движения Талибан. Инициативы активиста противоречили нормам шариата, введенного на территориях, подконтрольных талибам. Только в 2012 году на территории Пакистана на представителей общественных организаций было совершено несколько десятков похожих нападений.
За 10 лет сотрудничества с Ashoka Абдул Вахид Хан оказал огромное влияние на сотни молодых людей, предоставив им возможность получить современное образование и подготовив к взрослой жизни. Вахид неоднократно подвергался нападениям и угрозам, но всегда находил мужество продолжать свою работу. Фактически социальный предприниматель находился в начале своего пути. Ему было 36 лет.
Young Foundation
Великобритания, 17.05.2013
«Развитие: кампания в цифровом пространстве» – под таким названием организация Young Foundation опубликовала доклад, основанный на результатах двухгодичных исследований, проводившихся в Великобритании с апреля 2011 по май 2013 года. В акции, организованной при поддержке британского «Большого лотерейного фонда», приняли участие шесть малых предприятий и несколько индивидуальных предпринимателей. Основной задачей участников было проведение кампании по продвижению собственного предприятия в Интернете.
В последние несколько лет вопрос применения цифровых технологий стал для сектора СП особенно актуальным. Представители ведущих социальных предприятий и эксперты призывают СП-сообщество активно использовать бесплатные или недорогие опции, предоставляемые социальными сетями и иными интернет-ресурсами.
Исследование, проведенное Young Foundation, подтвердило эффективность применения цифровых технологий в социальном бизнесе. «Присутствие нашей компании в онлайн-пространстве позволило нам приобрести множество полезных знакомств и связей, которые мы не смогли бы установить другим способом», – сказала одна из участниц эксперимента, сотрудница компании Hackney CAB Кэтрин Демпси.
Наряду с общими выводами доклад Young Foundation содержит ряд универсальных практических советов, подходящих для организаций самых разных форматов.
• Прежде всего необходимо определиться, какую именно аудиторию вы хотите охватить. В любом случае в вашу задачу должно входить привлечение внимания политиков и журналистов.
• Выходите за пределы вашего географического местоположения. В виртуальном пространстве легко найти людей из других сообществ и стран, преследующих те же цели, что и вы.
• Сделайте так, чтобы контент вашего сайта был всегда доступен. Следите за тем, чтобы он систематически обновлялся.
• Поддерживайте интерес – чтобы быть частью вашей общественной кампании, людям нужна постоянная мотивация.
• Привлекайте людей, обладающих весом в выбранной вами области, их авторитет окажет необходимое влияние на ваших сторонников и придаст существенный вес вашим словам.
Портал JustMeans
США, 02.05.2013
Еще с конца 1980-х годов проблема бездомных является одним из наиболее острых социальных вопросов Сан-Франциско. В настоящее время постоянной крыши над головой не имеют 6500 горожан, причем 3100 из них живут на улице не первый год. Глобальное решение этой проблемы невозможно без вмешательства государства, однако местное сообщество уже сегодня способно облегчить условия существования людей, потерявших дом.
Социальная предпринимательница Донис Сандавал, проживающая на побережье залива Bay Area, выступила с инициативой переоборудования списанных рейсовых автобусов в мобильные душевые. Проект получил название Lava Mae – в переводе с испанского это означает «Помой меня».
В настоящий момент в городе насчитывается порядка восьми санитарных пунктов, предоставляющих бездомным возможность принять душ. Учреждения работают не круглосуточно, к тому же большинство из них оборудованы лишь двумя душевыми кабинами. Учитывая особенности местного климата и количество нуждающихся, этих мер явно недостаточно.
Благодаря проекту «Помой меня» гигиенические процедуры станут доступными ежедневно еще одной-двум сотням человек. Над реализацией инициативы Lava Mae также работают представители организации Project Homeless Connect TM, чья деятельность направлена на открытие единого некоммерческого центра оказания медицинской и социальной помощи бездомным.
В настоящий момент госпожа Сандавал сотрудничает с дизайнерским агентством, проектирующим первый экспериментальный образец душевой на колесах.
Social Enterprise UK
Великобритания, 28.05.2013
Представители Social Enterprise UK (SEUK) провели опрос, результаты которого показали, что 92 % благотворительных учреждений Великобритании хотели бы увеличить свои доходы за счет предпринимательской модели развития (оказания социальных услуг и получения государственных контрактов). При этом большинство опрошенных планируют внедрить в свою деятельность предпринимательскую составляющую в течение ближайших трех лет. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что благотворительный сектор стремится адаптировать модель СП под свои нужды. К примеру, лондонская благотворительная организация Early Years Foundation уже осуществила подобный переход и с недавнего времени классифицируется как социальное предприятие.
Наряду с этим опрос показал, что до 45 % учреждений, зарегистрированных как благотворительные фонды, на практике идентифицируют себя с СП. Также стало известно, что больше половины прибыли благотворительных фондов, приходящейся на волонтерский сектор, поступает в результате применения бизнес-моделей, построенных на оказании услуг и продаже каких-либо товаров.
В ходе исследования участники дали ответ на вопрос, что мешает их благотворительной организации перейти на модель социального предприятия. Почти половина опрошенных – 49 % респондентов – отметили в качестве основной проблемы «отсутствие необходимых навыков и опыта среди персонала». 42 % указали в качестве причины «неосведомленность об СП как виде деятельности». Еще 45 % опрошенных заявили о «невозможности получения кредитов и ссуд под благотворительные проекты». Наконец, 18 % рассказали о «скептическом отношении к СП со стороны попечителей».
Одновременно 90 % участников опроса сошлись во мнении, что в ближайшие годы традиционную систему финансирования благотворительных фондов через гранты и государственные субсидии будет сложно сохранять и поддерживать.
The Guardian
Великобритания, 03.05.2013
The Guardian представляет очерк, посвященный новому набору слушателей программы Clore Social Fellowship.
Clore Social Fellowship – сетевая структура, стремящаяся объединять амбициозных предприимчивых людей, неравнодушных к позитивным социальным преобразованиям в Соединенном Королевстве. Компания стремится предоставлять молодым людям, склонным к лидерству и готовым проявить свои качества в социальной сфере, возможность получить полезные навыки и опыт работы в социальных предприятиях и благотворительных организациях.
В материале, опубликованном в The Guardian, впечатлениями от нового набора студентов Clore Social Fellowship делится Элисон Кейн, участница программы 2011 года.
Она отмечает, что общее представление о набранном курсе составить очень трудно, так как участники сильно отличаются друг от друга по опыту, возрасту и имеющимся навыкам. Однако их всех характеризуют три вещи: тяга к обучению – организация предоставляет возможность усвоить те знания, которые недоступны для участников проекта в их рабочей среде; готовность выйти за пределы так называемой зоны комфорта – в рамках программы студентам придется работать не только в тех местах, которые они сами определили как проблемные зоны, но и там, куда их направит руководство; склонность к самоанализу, сформулированная в девизе программы «Знай себя, будь собой, следи за собой». Все названные требования являются базовыми элементами для построения эффективной карьеры лидера, отмечается в материале.
Social Earth
США, 14.05.2013
Представители колледжа Юджина Лэнга объявили о запуске новой учебной программы в школе The New School for Liberal Arts, разработанной в сотрудничестве с социальной организацией Global Citizen Year.
Модуль под названием Lang/Global Citizen Year Fellows Program рассчитан на первокурсников и, по сути, представляет собой программу студенческого обмена, цель которой – направить студентов первого года обучения в развивающиеся страны. В ходе своего визита участники программы получают возможность проживания, изучения языка и партнерского сотрудничества с местными организациями.
Авторы проекта считают практику поездок в страны третьего мира опытом, необходимым в вопросе воспитания управленческой элиты. Центральная идея, лежащая в основе Lang/Global Citizen Year Fellows Program, заключается в том, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне отдельной страны и ее международных отношений. Для эффективного решения актуальных проблем большинство из них необходимо формулировать, опираясь на понимание глобальных мировых процессов.
Дата публикации: 29 июня 2013
#ашока1348 188